МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗ
от 01 марта 2006 г. N 57
ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ И ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ В 2005 ГОДУ И
МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2006 ГОДУ
В 2005 году органы управления и структурные подразделения
службы медицины катастроф (СМК) и гражданской обороны
здравоохранения края (ГОЗ) продолжали подготовку Службы по
выполнению мероприятий, обеспечивающих медицинскую защиту
населения от кризисных ситуаций (КС) мирного и военного времени,
принимали участие в ликвидации медико-санитарных последствий КС
природного и техногенного характера, оказании экстренной и
консультативной специализированной (санитарно-авиационной) скорой
медицинской помощи населению края в повседневном режиме.
Планирование и выполнение основных мероприятий по подготовке
Службы осуществлялось на основе реализации требований нормативно-
правовых и руководящих документов органов законодательной и
исполнительной власти всех уровней, Минздравсоцразвития РФ и
министерства здравоохранения Хабаровского края.
В отчетном году проведена межрегиональная научно-практическая
конференция по проблемам СМК и ГОЗ края. На конференции с участием
руководства ВЦМК "Защита", директоров ТЦМК Дальневосточного
Федерального округа и ряда других субъектов РФ, специалистов СМК и
ГОЗ края обобщен опыт работы ГУЗ "Дальневосточный центр медицины
катастроф" за 15 лет со дня его создания. Материалы конференции
опубликованы в журнале "Здравоохранение Дальнего Востока", издан
специальный сборник статей участников конференции, ряд статей
направлен в Федеральный журнал "Медицина катастроф".
В целях создания условий устойчивого функционирования органов
управления, учреждений и формирований СМК и ГОЗ края ГУЗ "ДВЦМК"
решались вопросы оптимизации организационной структуры Центра,
продолжала развиваться нормативно-правовая база по работе органов
управления, сил и средств СМК и ГО здравоохранения края. В этих
целях разработаны и приняты к исполнению 9 приказов министра
здравоохранения Хабаровского края.
Сложная нестандартная трансграничная угроза кризисной ситуации
возникла на территории края в связи с аварией на химическом
комбинате в Китае и загрязнением нитробензолом реки Сунгари, с
последующим образованием химически загрязненного участка на реке
Амур. С 23.11.2005 и до конца года Центр работал в режиме
"Повышенная готовность". Являясь координатором участников
ликвидации медико-санитарных последствий кризисных ситуаций, Центр
обеспечивал подготовку Службы к действиям по предназначению.
Благодаря своевременно-принятым мерам Служба была готова
обеспечить работу в условиях негативного развития данной кризисной
ситуации (КС).
Служба медицины катастроф и ГОЗ края в 2005 году участвовала в
ликвидации медико-санитарных последствий 57-ми кризисных ситуаций,
произошедших на территории края (в 2004 году - 25 КС), в том
числе:
- ДТП - 23 КС (в 2004 году - 10 КС);
- техногенные пожары - 34 КС (в 2004 году - 12 КС).
Медицинская помощь в КС оказана 241 пораженному (в 2004 году -
126), госпитализировано из очагов КС в ЛПУ - 72 чел. (в 2004 году
- 58). Погибло при КС - 157 чел. (в 2004 году - 54), из них детей
- 15 чел. (в 2004 году - 2). В ликвидации медико-санитарных
последствий КС были задействованы силы и средства СМК и ГОЗ г.
Хабаровска, г. Комсомольска-на-Амуре, Хабаровского, им. Лазо,
Вяземского и других районов края.
Оказание экстренной и консультативной специализированной
(санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи населению края
осуществлялось в установленном порядке ГУЗ "ДВЦМК" в
круглосуточном режиме. В этих целях медицинская помощь оказана
1762 чел., врачи привлекались - 1361 раз, выполнено 754 вылета по
санитарным заданиям, эвакуировано по предназначению авиационным и
санитарным автотранспортом 1540 чел.
Органы управления здравоохранением муниципальных образований
края, учреждения и формирования Службы в отчетном году продолжали
реализацию плановых заданий 2000 расчетного года, подготовку
медицинского обеспечения населения в кризисных ситуациях в мирное
и военное время, практической отработки действий в различных
режимах функционирования отрядов первой медицинской помощи,
подвижных госпиталей, бригад специализированной медицинской
помощи, больниц загородной зоны. В крае сформирована единая
методология управления Службой, проведено 28 проверок структурных
подразделений. Осуществлялся контроль за выполнением
организационно-методических указаний министерства здравоохранения
края в области защиты жизни и здоровья населения при КС, приказа
министерства здравоохранения края от 10 февраля 2005 года N 2/1
дсп об итогах подготовки СМК и ГОЗ и мерах по совершенствованию
работы в 2005 году. В установленном порядке осуществлялась работа
штаба СМК и ГОЗ края.
Продолжала укрепляться материально-техническая база Службы. За
отчетный год за счет средств краевого и местного бюджетов
приобретен для скорой медицинской помощи новый санитарный
автотранспорт, в том числе 3 реанимобиля для ГУЗ "ДВЦМК". За счет
средств краевого бюджета приобретены медицинское имущество и
аппаратура для возможной ликвидации медико-санитарных последствий
при химическом загрязнении реки Амур на сумму более 2-х млн. руб.
Проведены капитальные ремонты и реконструкция ряда учреждений
здравоохранения, отделений и служб с приобретением нового
технологического оборудования, позволяющего совершенствовать
обеспечение лечебно-эвакуационных мероприятий на современном
уровне.
В целях повышения уровня подготовки руководящего и личного
состава Службы, выполнялись мероприятия оперативной и специальной
подготовки, в ходе которых проверялась организация работы Службы,
уточнялась реальность планов медицинского обеспечения населения в
различных КС. За отчетный год, в целом по краю, структурными
подразделениями СМК и ГОЗ самостоятельно проведено учений и
тренировок - 191, совместно с другими ведомствами (с учреждениями
ГУ ГО и ЧС) - 42. В том числе ГУЗ "ДВЦМК" проведены учения и
тренировки с комиссией по чрезвычайным ситуациям, главным
управлением по делам ГО и ЧС Правительства края, федеральной
службой безопасности.
В 2005 году обстановка в Российской Федерации по проявлению
актов терроризма оставалась напряженной. Террористические акты,
совершенные в городе Нальчике, республиках Северного Кавказа,
обязывают СМК и ГОЗ края не снижать уровень проводимой работы по
противодействию террористическим актам на территории края.
Свидетельством напряженности является проявление в г. Хабаровске
актов лжетерроризма. В отчетном году оперативная группа ГУЗ
"ДВЦМК" 88 раз выезжала на объекты различного предназначения по
сигналам о заложенных взрывных устройствах.
В числе первоочередных задач противодействия терроризму
принимались меры по защите объектов здравоохранения, установки
систем сигнализации и оповещения, проведении инструктажа
медицинского персонала, соблюдении пропускного режима, что
позволило повысить защищенность учреждений здравоохранения от
возможных террористических актов.
Медико-тактическая обстановка на автодорогах края, связанная с
дорожно-транспортными происшествиями (ДТП), ухудшилась. В отчетном
году имеется рост аварийности. Чрезвычайные ситуации, связанные с
гибелью людей, выросли более чем в 2 раза (с 10 до 23 ЧС),
произошло 888 ДТП, в которых погибло 95 человек и получили ранения
1052 человека. Из общего числа ЧС по критериям Минздравсоцразвития
РФ 40% ЧС в крае приходится на дорожно-транспортные происшествия.
Уровень достигнутой подготовки и выполнение мероприятий СМК и
ГОЗ края за 2005 год показывают, что поставленные задачи в
основном выполнены, и Служба способна обеспечить необходимый
уровень медицинской защиты населения в кризисных ситуациях.
С лучшей стороны отмечается подготовка органов и учреждений
здравоохранения Верхнебуреинского, Амурского, Бикинского
муниципальных районов, городских округов "Город Хабаровск", "Город
Комсомольск-на-Амуре", ГУЗ "Краевая клиническая больница N 2", ГУЗ
"Детская краевая клиническая больница", ГУЗ "Краевой
противотуберкулезный диспансер", ГОУ "Хабаровский медицинский
колледж", ГУЗ "Консультативно-диагностический центр "Вивея".
Вместе с тем, как показывает анализ проведенной работы,
результаты проверок на местах, представленные итоговые доклады с
мест о работе СМК и ГОЗ, в деятельности Службы сохраняются
существенные недостатки и нерешенные вопросы:
- ряд руководителей органов управления и учреждений
здравоохранения муниципальных образований края недостаточно
изучили приказ министерства здравоохранения края от 18.11.2005 N
12 дсп, объявивший новую структуру годового отчета за 2005 год. В
связи с чем анализ деятельности не отражает общей подготовки
Службы, обеспечения кадрами и их профессиональной подготовки,
обеспечения индивидуальными и коллективными средствами защиты,
проведения учений и тренировок и др. (Нанайский, Ванинский,
Хабаровский, Охотский, Николаевский муниципальные районы, ряд
краевых государственных учреждений здравоохранения);
- недостаточно отрабатывается взаимодействие с местными
органами исполнительной власти, организациями ГО и ЧС, службами,
имеющими плановые задания на обеспечение деятельности СМК и ГОЗ в
КС в мирное и военное время: создание и выделение резерва
автономного медицинского имущества, автосанитарное обеспечение,
обеспечение трудовыми ресурсами и средствами жизнеобеспечения;
- в ряде учреждений здравоохранения, в том числе в
категорированных городах, имеющих задания на развертывание
дополнительных больничных коек, необоснованно произведены расчеты
на укомплектование кадрами специалистов по действующим штатным
расписаниям и наличие специалистов хирургического профиля в
эвакуируемых учреждениях здравоохранения;
- обеспечение средствами индивидуальной защиты личного состава
Службы и приборами измерения внешней среды большинства учреждений
здравоохранения по-прежнему низкое, в них не изучаются и не
готовятся для коллективной защиты возможности собственных зданий и
сооружений;
- имели место случаи несвоевременного предоставления экстренных
донесений и информации в ГУЗ "ДВЦМК" о возникновении кризисных и
нестандартных ситуаций в зонах ответственности в соответствии с
установленными требованиями руководящих документов
Минздравсоцразвития РФ и министерства здравоохранения края
(Солнечный, Хабаровский, Нанайский, Совгаванский муниципальные
районы, городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре");
- не отрабатываются в установленном порядке вопросы эвакуации
учреждений здравоохранения из категорированных населенных пунктов
в загородную зону. В проводимой работе отсутствуют система и
целенаправленность выполнения мероприятий, предусматривающих
организацию лечебно-эвакуационных направлений в загородной зоне;
- снизилось количество проводимых учений и тренировок с личным
составом Службы. В целом по краю недостаточно проведено
комплексных учений с учреждениями здравоохранения. Вообще не
проводили учения и тренировки Николаевский, Охотский, Нанайский
муниципальные районы.
Указанные недостатки во многом обусловлены тем, что отдельные
руководители органов управления и учреждений здравоохранения,
штабов Службы не выносят решения вопросов создания и
функционирования структурных подразделений Службы на рассмотрение
местных органов исполнительной власти, слабо взаимодействуют с
организациями ГО и ЧС, не повышают требовательности к специалистам
по организации работы СМК и ГОЗ.
В целях повышения уровня подготовки Службы к действиям по
ликвидации медико-санитарных последствий КС, устранения имеющихся
недостатков приказываю:
1. Признать работу службы медицины катастроф и гражданской
обороны здравоохранения края за 2005 год удовлетворительной.
2. Рекомендовать руководителям органов управления и учреждений
здравоохранения городских округов и муниципальных районов
Хабаровского края:
2.1. В срок до 15.03.2006 на заседаниях медицинских Советов,
штабах СМК и ГОЗ всех уровней проанализировать состояние
проводимой работы за 2005 год, разработать мероприятия по
совершенствованию деятельности Службы и устранению имеющихся
недостатков.
За основу проводимой работы принять к исполнению организационно-
методические указания министерства здравоохранения края на 2006
год по подготовке Службы в области защиты жизни и здоровья
населения при КС от 03.02.2006 N 7.3-587.
2.2. В срок до 01.04.2006 рассмотреть и откорректировать с
учетом местных условий и прогнозов Планы медико-санитарного
обеспечения населения в КС мирного и военного времени. Уделить
внимание прогнозу медико-тактической обстановки, возможному числу
и структуре санитарных потерь при КС природного и техногенного
характера, в результате ведения военных действий обычными
средствами поражений, расчетам привлекаемых сил и средств Службы.
2.3. Совместно с органами исполнительной власти обеспечить
создание и накопление автономного резерва медицинского имущества,
запасов материально-технических средств, приобретения автономных
источников энергообеспечения.
2.4. В безусловном порядке обеспечить, в соответствии с
действующими документами, своевременную передачу в ГУЗ "ДВЦМК"
экстренных донесений о возникновении КС и нестандартных ситуаций в
зоне ответственности.
2.5. В срок до 01.06.2006 завершить расчеты для привлечения
необходимых сил и средств здравоохранения края для кадрового и
материально-технического обеспечения создаваемых органов
управления, учреждений и формирований СМК и ГОЗ, предназначенных
для выполнения плановых заданий в мирное и военное время.
Уточнить привлечение трудовых и материально-технических
ресурсов, выделяемых местными органами исполнительной власти.
2.6. Специальную и оперативную подготовку личного состава по
вопросам СМК и ГОЗ рассматривать как одно из основных требований
обеспечения готовности Службы. Основными формами оперативной
подготовки считать командно-штабные учения (КШУ), командно-штабные
тренировки (КШТ), тактико-специальные учения (ТСУ). Комплексные
учения с учреждениями здравоохранения края проводить один раз в
два года.
Специальную подготовку личного состава в учреждениях
здравоохранения проводить по предназначению в КС по 24-часовым
программам.
2.7. Продолжить целенаправленную работу по выполнению
мероприятий, обеспечивающих дальнейшую защиту учреждений
здравоохранения от террористических актов. В этих целях регулярно
проводить проверки их защищенности, все виды учений и тренировок
антитеррористической направленности.
Принять меры к обеспечению средствами индивидуальной защиты
личного состава, уделив особое внимание защите бригад скорой
медицинской помощи (СМП).
2.8. В срок до 01.05.2006 уточнить планы взаимодействия с
органами УВД и ГИБДД по своевременному и эффективному оказанию
медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных
происшествиях (ДТП). Предусмотреть оптимальные сроки пребывания
бригад СМП на место ДТП.
3. Руководителям краевых государственных учреждений
здравоохранения:
3.1. Обеспечить совершенствование навыков личного состава
учреждений здравоохранения, формирований, структур и звеньев к
экстренному реагированию на возникающие КС, постоянную готовность
к ликвидации медико-санитарных последствий от опасностей для
населения, возникающих в мирное и военное время.
4. ГУЗ "Дальневосточный центр медицины катастроф" (Поротиков
В.Т.):
4.1. Продолжить работу по совершенствованию деятельности службы
медицины катастроф и ГО здравоохранения Хабаровского края,
приведению ее в соответствие с требованиями законодательства по
вопросам создания и устойчивой работы структурных подразделений
Службы, повышения уровня профессиональной подготовки и готовности
к действиям должностных лиц и специалистов в КС в мирное и военное
время.
4.2. В срок до 01.06.2006 завершить формирование кадрового
штатного и нештатного состава, материально-техническое оснащение и
обеспечить готовность по предназначению мобильного медицинского
отряда ГУЗ "ДВЦМК".
4.3. Регулярно (не реже 1-го раза в месяц) анализировать ход
выполнения совместной инструкции о взаимодействии управления
государственной пожарной службы МЧС России и ГУЗ "ДВЦМК" по
вопросам взаимной информации об угрозе и возникновении КС на
территории края.
4.4. В срок до 01.09.2006 утвердить в установленном порядке
план медико-санитарного обеспечения населения края при
возникновении КС природного и техногенного характера.
4.5. Продолжить мониторинг за складывающейся обстановкой в
связи с химическим загрязнением реки Амур и готовностью Службы к
оказанию медицинской помощи пострадавшим.
4.6. В срок до 01.08.2006 подготовить проект программы
"Развитие государственной системы медицинского обеспечения
населения края при КС, террористических актах и военных
действиях".
4.7. В срок до 01.06.2006 в установленном порядке провести
корректировку приказа министерства здравоохранения края от
23.05.2002 N 169 "О силах и средствах службы медицины катастроф
края".
4.8. В срок до 01.05.2006 внедрить в работу ГУЗ "ДВЦМК"
автоматизированную систему по мониторингу за медицинским
оборудованием (АИС ММИ).
4.9. В соответствии с планами комиссии по чрезвычайным
ситуациям, главного управления по делам ГО и ЧС Правительства
Хабаровского края, планами взаимодействия с ведомственными
службами принять участие в проведении учений и тренировок, с
привлечением различных структур Службы.
4.10. В соответствии с приказом министерства здравоохранения
края от 13.12.2005 N 359, в целях оказания организационно-
методической помощи СМК и ГОЗ на местах осуществлять по графику
выезды специалистов Центра в муниципальные районы края.
4.11. Продолжить работу по обучению спасателей аварийно-
спасательных формирований ведомственных служб и объектов экономики
по программам оказания первой медицинской помощи.
4.12. Итоги подготовки органов управления, учреждений и
формирований ГОЗ края представить в установленном порядке в срок
до 20.12.2006 в министерство здравоохранения края и Всероссийский
центр медицины катастроф "Защита".
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
заместителя министра здравоохранения Хабаровского края Деркача
А.Я.
Министр
Н.Д.Халилов
|