УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ
ПИСЬМО
от 13 марта 2006 г. N 01/2-582
В соответствии с договором о сотрудничестве и обмене
информацией направляем для размещения в ИПС "КонсультантПлюс:
Хабаровский выпуск" протокол заседания подкомиссии по
конкурентоспособности и предпринимательству Межведомственной
комиссии по безопасности в сфере экономики в Дальневосточном
федеральном округе. Тема заседания: "О деятельности органов
местного самоуправления в субъектах Российской Федерации
Дальневосточного федерального округа по поддержке и развитию
малого предпринимательства".
Приложение: на 4 л. в 1 экз.
Руководитель управления
В.А.Бодров
Приложение
к письму
Хабаровского УФАС РФ
от 13 марта 2006 г. N 01/2-582
ПРОТОКОЛ
ЗАСЕДАНИЯ ПОДКОМИССИИ ПО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ
ПО БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ
В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ - Бодров В.А.
ПРИСУТСТВОВАЛИ: см. приложение
1. О деятельности органов местного самоуправления
в субъектах Российской Федерации Дальневосточного
федерального округа по поддержке и развитию
малого предпринимательства
ВЫСТУПИЛИ: Крет В.В., Бодров В.А., Водзинский К.В., Шемилина
М.А., Скрыбыкин А.Н., Шулепов Е.Н., Лесков С.П., Щербий Г.П.,
Степченко В.В., Шопин П.В. и др.
Заслушав и обсудив сообщения уполномоченного Минэкономразвития
России по Дальневосточному району В.В.Крета и руководителя
Управления ФАС по Хабаровскому краю В.А.Бодрова, участники
заседания отмечают, что состояние и темпы развития малого
предпринимательства в Дальневосточном федеральном округе не
удовлетворяют потребностям социально-экономического развития
муниципалитетов округа. Несмотря на некоторую активизацию в
деятельности органов местного самоуправления, существенного
улучшения условий для развития предпринимательства не произошло.
По данным статистики на начало 2006 года количество малых
предприятий в Дальневосточном федеральном округе составило 40,1
тыс. единиц, что составляет 103% к уровню прошлого года и 94% к
уровню 2000 года. Наибольшее число малых предприятий приходится на
Приморский и Хабаровский края (46% и 18% от общего количества
малых предприятий). Доля малых предприятий в общей численности
предприятий округа достигает 22%. Среднесписочная численность
работников малых предприятий составила 304,8 тыс. чел., а
количество индивидуальных предпринимателей - 137,5 тыс. чел. Доля
работающих в малом бизнесе в общей численности населения достигла
7%. Отраслевая структура предпринимательской деятельности в округе
свидетельствует о возрастании роли промышленного сектора - на него
приходится 27,3% всего объема выпуска товаров, работ, услуг малых
предприятий.
На сегодняшний день на местном уровне в основном сформированы
базовые основы поддержки малого предпринимательства, разработаны и
реализуются мероприятия по развитию и поддержке малого
предпринимательства на 2004 - 2006 гг., в отдельных муниципальных
образованиях действуют муниципальные программы поддержки малого
предпринимательства. В крупных муниципальных образованиях
субъектов федерации округа в целях оказания практической
информационно-консультационной помощи предпринимателям издаются
методические пособия и информационные сборники по актуальным для
предпринимателей вопросам, действуют информационные сайты,
периодически проводятся совещания, семинары и конференции
представителей предпринимательства, сформирован реестр
организаций, осуществляющих контрольно-надзорные функции.
При поддержке государственных органов власти и органов местного
самоуправления предприятия малого бизнеса получили возможность
участвовать в выставочно-ярмарочной деятельности. В крупных
городах субъектов федерации округа созданы и функционируют объекты
инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (объекты
финансовой, информационно-консультационной, научно-
производственной, консалтинговой, кадровой поддержки), а также
Советы по поддержке малого предпринимательства и межведомственные
Советы по устранению барьеров при развитии малого
предпринимательства. В состав подобных совещательных органов
входят представители субъектов хозяйственной деятельности,
руководители общественных объединений предпринимателей, которые
имеют непосредственную возможность для постановки проблем бизнеса,
выражения своего мнения по рассматриваемым вопросам. Благодаря
этому большинство решений, касающихся развития малого бизнеса,
принимаются коллегиально с участием представителей субъектов
предпринимательства.
Усилению данной работы во многом способствовали меры по
устранению административных барьеров, принимаемые органами
государственной власти, а также укрепление позиций бизнес-
сообщества.
Следует отметить положительный опыт Хабаровского края по
принятию и утверждению постановления Губернатора края N 163 от 28
июля 2005 г. "О взаимодействии органов государственной власти края
и местного самоуправления с предпринимательскими структурами
Хабаровского края", которое призвано способствовать повышению
корпоративной культуры и социальной ответственности ведения
бизнеса членами предпринимательских сообществ.
В то же время, на сегодняшний день система взаимодействия
органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления в сфере поддержки и развития малого
предпринимательства недостаточно развита, не везде отлажены
механизмы координации деятельности органов местного самоуправления
по вопросам развития предпринимательства. Созданные в отдельных
муниципальных образованиях Советы по поддержке предпринимательства
не получили активного развития, на сельском и поселковом уровне не
развита инфраструктура поддержки предпринимательства.
Во многом этому способствует несовершенство федеральной
нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность, развитие
и государственную поддержку малого предпринимательства и
сопутствующих ей гражданско-правовых и административных отношений,
а также отсутствие четких критериев отнесения субъектов
хозяйственной деятельности к субъектам малого предпринимательства.
Только в декабре 2005 года с введением Федерального закона N
199-ФЗ от 31.12.2005 "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с
совершенствованием разграничения полномочий" органы местного
самоуправления на уровне поселений и городских округов наделены в
законодательном порядке функциями по содействию развития малого
предпринимательства. Что касается муниципальных районов, то
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации" не
наделяет их функциями по развитию и поддержке предпринимательства.
В настоящее время органы местного самоуправления не могут с
достаточной степенью достоверности оценить вклад субъектов малого
предпринимательства в экономику и формирование бюджетов
муниципальных образований, что затрудняет принятие обоснованных
решений по поддержке малого и среднего бизнеса.
До сих пор не принята новая редакция базового Федерального
закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке
субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации", в
результате чего нет законодательного закрепления критериев и
границ выделения микробизнеса, малого и среднего
предпринимательства, отсутствуют единые критерии отнесения к
субъектам малого и среднего предпринимательства малых предприятий
и индивидуальных предпринимателей. В действующем Законе нет
законодательно установленных основных направлений деятельности
федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления по содействию развитию малого и среднего
бизнеса, форм и методов этой деятельности, а также правовых норм,
предусматривающих создание эффективной системы поддержки и
развития малого предпринимательства на федеральном, региональном и
муниципальном уровнях.
Не решена проблема ведения единого реестра субъектов малого и
среднего предпринимательства. Реестр субъектов малого
предпринимательства не ведется ни на федеральном, ни на
региональном, ни на муниципальном уровнях.
Продолжает сдерживать развитие и использование в полной мере
потенциала малого предпринимательства наличие следующих проблем,
характерных для большинства муниципалитетов в Дальневосточном
федеральном округе:
- недостаточная развитость инфраструктуры поддержки малого
предпринимательства на муниципальном уровне;
- наличие административных барьеров в деятельности малого
бизнеса, особенно на рынках недвижимости;
- нестабильность и недостаточность финансирования мероприятий
по поддержке малого предпринимательства на муниципальном уровне,
связанная с дефицитом бюджетов муниципальных образований;
- ограниченные возможности доступа начинающих предпринимателей
к финансово-кредитным и имущественным ресурсам в результате
слабого развития системы микрофинансирования и микрокредитования;
- отсутствие достоверных статистических показателей
деятельности субъектов малого предпринимательства как в части
результатов хозяйственной деятельности, так и по состоянию
расчетов с бюджетом;
- оторванность муниципальных целевых программ поддержки малого
предпринимательства от соответствующих региональных целевых
программ;
- непрозрачная система проведения муниципальных закупок;
- несовершенство структурных подразделений органов местного
самоуправления, занимающихся вопросами предпринимательства;
- разобщенность и невысокая организованность
предпринимательских объединений, слабое развитие
саморегулирования;
- отсутствие постоянного взаимодействия органов местного
самоуправления с предпринимательскими структурами.
Практика работы антимонопольных органов на территории округа
свидетельствует о том, что административные барьеры при развитии
предпринимательства не уменьшаются.
Из общего количества дел, возбужденных территориальными
управлениями ФАС России, действующими в Дальневосточном
федеральном округе, в отношении органов власти более 55% дел
возбуждены в отношении органов местного самоуправления. Для округа
в целом наиболее характерными рынками (сферами деятельности), на
которых хозяйствующие субъекты чаще всего подвергаются незаконным
регулятивным действиям со стороны органов местного самоуправления,
являются рынки услуг перевозок пассажиров автомобильным
транспортом, торговли потребительскими товарами, оказания платных
услуг, ритуальных услуг, хлеба, а также в сфере операций с
недвижимостью (включая землю). В структуре правонарушений
наибольший удельный вес (около 52%) занимают нарушения,
выразившиеся в необоснованном препятствовании деятельности
хозяйствующих субъектов.
В целом недостаточный уровень взаимодействия местных органов
власти и бизнеса в Дальневосточном федеральном округе выражается в
отсутствии:
- четкой программы совместных действий;
- постоянного диалога между органами местного самоуправления и
малого бизнеса;
- а также несовершенством структурных подразделений органов
местного самоуправления, занимающихся вопросами
предпринимательства, недостаточной развитостью инфраструктуры
поддержки малого бизнеса, разобщенностью и невысокой
организованностью предпринимательских объединений.
РЕШИЛИ:
Принять к сведению сообщения уполномоченного Минэкономразвития
России по Дальневосточному району В.В.Крета и руководителя
Управления ФАС по Хабаровскому краю В.А.Бодрова.
РЕКОМЕНДОВАТЬ:
1. Правительству Российской Федерации:
1.1. Ускорить разработку и внесение изменений в Федеральный
закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого
предпринимательства", в котором выработать единые критерии,
определяющие статус субъекта малого предпринимательства как
экономического субъекта, так и категории налогоплательщика, а
также предусмотреть меры, направленные на создание системы
координации и взаимодействия органов власти субъектов РФ и органов
местного самоуправления с субъектами предпринимательства,
предполагающей установление четких полномочий всех уровней власти
в сфере поддержки предпринимательства, с последующим внесением
соответствующих изменений в другие нормативные правовые акты
(Налоговый кодекс, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" и др.).
1.2. Разработать концептуальную схему государственной поддержки
малого предпринимательства в Российской Федерации, включающей:
- системы поддержки микробизнеса, малого и среднего
предпринимательства с выделением таких секторов, как "стартующий
бизнес", "развивающийся бизнес", "инновационный бизнес";
- меры по снижению административных барьеров;
- создание специальных налоговых режимов для микро-, малого и
среднего бизнеса;
- меры, направленные на развитие прогрессивных финансовых
технологий (создание специализированных кредитных организаций для
работы с микро-, малым и средним бизнесом, упрощение банковских
процедур, создание условий для удешевления кредитных ресурсов,
использование гарантийных механизмов кредитно-инвестиционной
поддержки малых предприятий, развитие лизинга и другие);
- финансовую поддержку микро-, малого и среднего
предпринимательства за счет бюджетов всех уровней.
1.3. Подготовить и внести изменения в статьи 11, 83 - 85
Налогового кодекса Российской Федерации по введению законодательно
установленных признаков отнесения организаций к субъектам малого
предпринимательства в перечень показателей Единого
государственного реестра налогоплательщиков.
1.4. Подготовить и внести изменения в Федеральный закон от
21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и
муниципального имущества" в части обеспечения при продаже
государственного и муниципального имущества преимуществ
добросовестным арендаторам, продолжительное время арендующим
данное имущество. В целях информационной прозрачности ввести
обязательность публикаций обо всех этапах приватизационных
процессов.
1.5. Подготовить изменения в главы 7, 8, 9 раздела 2 Бюджетного
кодекса Российской Федерации в части увеличения норматива
поступления в местные бюджеты налоговых доходов, связанных с
осуществлением предпринимательской деятельности, в целях усиления
заинтересованности муниципальных образований в развитии
предпринимательства.
1.6. Поручить Федеральной службе государственной статистики
Российской Федерации ведение статистического учета фактически
действующих субъектов малого предпринимательства (включая
индивидуальных предпринимателей) и показателей, характеризующих
состояние и тенденции его развития.
2. Министерству экономического развития и торговли Российской
Федерации рассмотреть вопросы разработки:
- показателей эффективности реализации региональных и
муниципальных целевых программ поддержки малого и среднего
предпринимательства;
- индикаторов состояния секторов и групп малого и среднего
предпринимательства для последующего введения статистического
наблюдения.
3. Органам государственной власти субъектов федерации
Дальневосточного федерального округа:
3.1. Активизировать работу региональных Советов по поддержке
предпринимательства.
3.2. Содействовать развитию объектов инфраструктуры поддержки
предпринимательства на муниципальном уровне.
3.3. Обеспечить научно-методическую, информационно-
консультативную помощь в деятельности структурных подразделений
органов местного самоуправления, занимающихся вопросами поддержки
предпринимательства и разработки муниципальных программ поддержки
предпринимательства.
3.4. Рассмотреть вопрос о заключении с муниципальными
образованиями Соглашений о взаимодействии и координации в сфере
поддержки предпринимательства.
3.5. Принять участие в конкурсном отборе на предоставление в
2006 году субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для
финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания
государственной поддержки малого предпринимательства, в
соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 05.05.2005 N
93.
3.6. Изучить опыт Хабаровского края по организации
взаимодействия органов государственной власти края и местного
самоуправления с бизнес-сообществом.
4. Органам государственной власти субъектов Федерации и
Уполномоченным Минэкономразвития России в Дальневосточном
федеральном округе оказать содействие общественным объединениям
предпринимателей в проведении Съезда предпринимательских
объединений Дальневосточного федерального округа и в организации
Дальневосточного Совета предпринимателей.
5. Уполномоченным Минэкономразвития России в Дальневосточном
федеральном округе проанализировать предложения
предпринимательских кругов по созданию инвестиционных центров для
оказания содействия малому бизнесу в выборе и продвижении
инвестиционных, в том числе инновационных, проектов и направить их
в Министерство экономического развития и торговли Российской
Федерации.
6. Органам местного самоуправления Дальневосточного
федерального округа:
6.1. Принять меры по созданию и организационно-кадровому
укреплению структурных подразделений, занимающихся вопросами
поддержки и развития предпринимательства.
6.2. Организовать постоянную работу Советов по
предпринимательству при главах муниципальных образований.
6.3. Продолжить работу по созданию и развитию объектов
инфраструктуры предпринимательства на муниципальном уровне.
6.4. Активизировать работу по разработке и реализации программ
(планов мероприятий) по поддержке и развитию предпринимательства
на муниципальном уровне.
6.5. При разработке проектов бюджетов муниципальных образований
отдельной строкой предусматривать средства на проведение
мероприятий по поддержке предпринимательства.
6.6. Рассмотреть вопросы первоочередного использования средств
бюджетной поддержки для развития субъектов малого бизнеса,
обеспечивающих реализацию приоритетных национальных проектов и
внедрение инновационных технологий в жилищно-коммунальной сфере и
в агропромышленном производстве.
6.7. Принять меры по предварительному согласованию с
антимонопольными органами проектов принимаемых нормативных
правовых актов, содержащих нормы, направленные на регулирование
рыночных отношений и деятельности участников рынка.
6.8. Рассмотреть вопрос о заключении Соглашений с общественными
объединениями предпринимателей, направленных на обеспечение
постоянного взаимодействия органов местного самоуправления с
предпринимательскими структурами.
7. Территориальным органам федеральных органов исполнительной
власти, органам государственной власти субъектов федерации и
органам местного самоуправления Дальневосточного федерального
округа оказывать содействие хозяйственным обществам,
зарегистрированным физическими лицами, ранее осуществлявшими
деятельность на рынке алкогольной продукции без образования
юридического лица, в переоформлении ими разрешительной
документации, договоров аренды имущества и других документов,
необходимых для осуществления деятельности на данном рынке.
8. Общественным объединениям предпринимателей Дальневосточного
федерального округа:
8.1. Активизировать работу по расширению сети (филиалов)
общественных объединений предпринимателей в муниципальных районах,
в городских и сельских поселениях.
8.2. Рассмотреть вопрос о проведении в 2006 году Съезда
предпринимательских объединений Дальневосточного федерального
округа.
Председатель подкомиссии,
федеральный инспектор
В.И.Савченко
|