УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ
РЕШЕНИЕ
от 11 мая 2006 г. N 12
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по
Хабаровскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного
законодательства в составе:
Председатель - Бодров В.А. - руководитель управления;
Комиссии
Члены Комиссии: - Костромеев Н.Б. - начальник отдела
антимонопольного контроля;
- Смородинова Л.В. - главный специалист отдела
антимонопольного контроля,
в присутствии представителей:
от ОАО "Хабаровскэнерго" (Хабаровская теплосетевая компания),
рассмотрев дело N 3-1/10 о нарушении открытым акционерным
обществом энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" (680000,
г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 49) (далее - ОАО "Хабаровскэнерго") в
лице Хабаровской теплосетевой компании пункта 1 статьи 5 Закона
РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках",
УСТАНОВИЛА:
В Хабаровское УФАС России поступило обращение ЗАО "Промсервис"
на неправомерные действия ОАО "Хабаровскэнерго", выразившиеся в
создании препятствий доступу на рынок установки приборов учета
тепловой энергии и расхода воды.
По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему
документов установлено следующее.
Одной из основных сфер деятельности ЗАО "Промсервис" является
выполнение работ в области энергоресурсосбережения. В частности,
ЗАО "Промсервис" занимается разработкой, производством, ремонтом
приборов учета тепла и воды.
Заявителем изложены доводы, согласно которым ОАО
"Хабаровскэнерго" в лице Хабаровской теплосетевой компании (далее
- ХТСК) принят внутренний документ "Стандарт ХТСК "Теплообменное
оборудование, приборы учета тепла и массы теплоносителя",
препятствующий ЗАО "Промсервис" выходу на рынок установки приборов
учета тепла и воды.
Хабаровское УФАС России, проанализировав указанный документ,
установило.
В общих положениях Стандарта (пункт 1.2) указано на то, что
юридические и физические лица, осуществляющие проектирование,
монтаж и эксплуатацию оборудования и приборов, подключаемых к
системам теплоснабжения (теплопотребления) ХТСК, должны
руководствоваться в своей деятельности требованиями настоящего
Стандарта, т.е. данный документ носит императивный характер по
отношению ко всем участникам рынка установки приборов учета
тепловой энергии в границах системы теплоснабжения
(теплопотребления) ХТСК.
Отдельные положения Стандарта содержат требования к участникам
рынка энергосберегающих технологий и, собственно к приборам учета
тепла и воды, не предусмотренные действующим законодательством.
Стандартом установлено, что теплообменное оборудование должно
быть качественным и надежным. Причем, в соответствии с пунктом
4.1.2 Стандарта надежность оборудования оценивается по результатам
статистических данных, полученных при эксплуатации данного
оборудования в г. Хабаровске, при оценке надежности срок
эксплуатации должен быть не менее 2-х лет. Оценка надежности
производится испытательной лабораторией, аккредитованной в
федеральном органе исполнительной власти по техническому
регулированию.
В соответствии с пунктом 5.1.1 Правил учета тепловой энергии и
теплоносителя узел учета тепловой энергии оборудуется средствами
измерения, зарегистрированными в Государственном реестре средств
измерений и имеющими сертификат Главгосэнергонадзора Российской
Федерации.
Пунктом 6.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя
установлено что, для допуска узла учета тепловой энергии в
эксплуатацию представитель источника теплоты должен предъявить:
- принципиальные схемы подключения выводов источника;
- проекты на узлы учета, согласованные с Госэнергонадзором;
- паспорта на приборы узла учета;
- документы о поверке приборов узла учета с действующим клеймом
госповерителя;
- схемы узлов учета, согласованные с Госстандартом (это
требование относится только к приборам, измеряющим массу или объем
теплоносителя методом переменного перепада давления);
- акт о соответствии монтажа требованиям Правил измерения
расхода газов и жидкостей стандартными сужающими устройствами РД
50-213-80 (это требование относится только к приборам, измеряющим
расход теплоносителя методом переменного перепада давления);
- смонтированный и проверенный на работоспособность узел учета
тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие
параметры теплоносителя.
Согласно пункту 6.2 Правил учета тепловой энергии и
теплоносителя при допуске узла учета в эксплуатацию должны быть
проверены:
- соответствие заводских номеров на приборы учета с указанными
в их паспортах;
- соответствие диапазонов измерений устанавливаемых приборов
учета со значениями измеряемых параметров;
- качество монтажа средств измерений и линий связи, а также
соответствие монтажа требованиям паспорта и проектной
документации;
- наличие пломб.
Иных требований к средству измерения и узлу учета не
предусмотрено.
Вышеуказанное условие Стандарта об оценке надежности
эксплуатации СИ создают дополнительные, не предусмотренные
действующим федеральным законодательством, условия допуска
приборов учета в эксплуатацию, что является нарушением п. 1 ст. 5
Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции) в
части созданий препятствий хозяйствующим субъектам доступу на
рынок установки приборов учета.
Кроме того, Стандартом (п.п. 4.2.5 - 4.2.7) предусмотрена
процедура подтверждения надежности и качества приборов учета путем
проведения:
- эксплуатационных испытаний лабораторией, аккредитованной в
федеральном органе исполнительной власти по техническому
регулированию (надежность приборов подтверждается, если
эксплуатационная надежность за период одного года эксплуатации не
должна быть менее 85%);
- входного контроля лабораториями, аттестованными ФГУ "ХЦСМиС"
под контролем госповерителя (приборы считаются качественными, если
не менее 95% приборов успешно прошли входной контроль).
Статьей 15 Закона РФ от 27.04.1993 N 4871-1 "Об обеспечении
единства измерений" (далее - Закон N 4871-1) СИ, подлежащие
государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются
поверке органам Государственной метрологической службы при выпуске
из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации.
Положительные результаты поверки СИ удостоверяются поверительным
клеймом или свидетельством о поверке, что, соответственно,
свидетельствует о качестве поверяемых СИ.
Дополнительных процедур - эксплуатационных испытаний и входного
контроля не предусмотрено ни одним нормативным правовым актом.
Данные условия "подтверждения качества и надежности приборов
учета" противоречат действующему законодательству исходя из
вышеперечисленных норм Закона N 4871-1; Правил учета тепловой
энергии и теплоносителя (п. 5.1.1) и создают дополнительные
барьеры выхода хозяйствующих субъектов на соответствующий рынок,
что также противоречит п. 1 ст. 5 Закона о конкуренции.
Пунктом 4.2.11 Стандарта установлено, что с целью защиты
приборов учета от несанкционированного доступа в НТД завода
изготовителя СИ должны быть указаны места пломбирования
госповерителя, обустроенные таким образом, чтобы исключить
несанкционированный доступ к метрологическим характеристикам СИ.
Защита от несанкционированного доступа должна быть также
подтверждена сертификатом соответствия.
В то же время, в соответствии с п. 5.1.5 Правил учета тепловой
энергии и теплоносителя зарегистрированы в Минюсте РФ N 954 от
25.09.1995 (далее - Правила) приборы учета должны быть защищены от
несанкционированного вмешательства в их работу, нарушающего
достоверный учет тепловой энергии, массы (или объема) и
регистрацию параметров теплоносителя.
Обязательное указание на места пломбирования госповерителя
действующим нормативным актом не предусмотрено.
Кроме того, согласно п. 5 ст. 15 Закона РФ от 27.04.1993 N 4871-
1 "Об обеспечении единства измерений" положительные результаты
поверки средств измерений удостоверяются поверительным клеймом или
свидетельством о поверке.
Ряд положений Стандарта направлен на ограничение допуска на
рынок установки приборов учета путем установления обязанности
хозяйствующих субъектов иметь в наличии некие сертификаты
соответствия, выданные Хабаровской организацией, аккредитованной в
федеральном органе исполнительной власти по техническому
регулированию:
- на теплообменное оборудование, приборы учета тепла и массы
теплоносителя (пункты 4.1.4, 4.1.1 Стандарта);
- на адаптацию теплообменного оборудования к условиям
теплоснабжения г. Хабаровска (пункт 4.1.1 Стандарта);
- на организации, рекомендованные для технического обслуживания
(пункт 4.2.10 Стандарта);
- на защиту от несанкционированного доступа.
Данные требования представляются совершенно необоснованными
исходя из следующего.
При наличии у хозяйствующего субъекта сертификата об
утверждении типа СИ, выдаваемого Федеральным агентством по
техническому регулированию и метрологии, дополнительной
сертификации СИ на территории субъекта РФ не требуется, поскольку
данным документом удостоверяется, что на основании положительных
результатов испытаний утвержденный тип конкретного СИ
регистрируется в Государственном реестре СИ и допускается к
применению на территории Российской Федерации.
Действительно, согласно пункту 5.1.5 Правил учета тепловой
энергии и теплоносителя приборы учета должны быть защищены от
несанкционированного вмешательства в их работу, нарушающего
достоверный учет тепловой энергии, массы (или объема) и
регистрацию параметров теплоносителя. Но, представление
сертификата соответствия на защиту прибора от несанкционированного
доступа не предусмотрено. Вместе с тем, данные о защите от
несанкционированного вмешательства в работу прибора фиксируются в
описательной части приложения к сертификату об утверждении типа
СИ.
Что касается сертификации адаптации теплообменного оборудования
к условиям теплоснабжения того или иного региона РФ и, тем более,
- сертификации организаций, осуществляющих техническое
обслуживание приборов учета - данные процедуры не предусмотрены ни
одним нормативным правовым актом и требования ХТСК представлять
подобного рода документы свидетельствуют о нарушении статьи 5
Закона о конкуренции.
Действия ОАО "Хабаровскэнерго" в лице Хабаровской теплосетевой
компании по принятию Стандарта, содержащего антиконкурентные
положения, противоречат пункту 1 статьи 5 Закона РСФСР "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках" в части создания препятствий доступу на рынок
установки приборов учета тепловой энергии.
На заседании комиссии представителями ХТСК заявлено, что данный
стандарт - внутренний документ ХТСК, носит строго локальный
характер и применяется исключительно для отношений, где ХТСК
выступает потребителем услуг, т.е. для собственных нужд.
Вместе с тем, комиссия пришла к выводу, что из общих положений
Стандарта (п.п. 1.1 - 1.2) не следует, что данный документ
применяется исключительно для собственных нужд, а напротив,
обязывает всех участников рынка установки приборов учета тепла и
потребителей данных услуг руководствоваться правилами Стандарта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РСФСР "О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и
пунктом 2.26 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного
законодательства,
РЕШИЛА:
Признать действия ОАО "Хабаровскэнерго" в лице Хабаровской
теплосетевой компании по принятию и применению Стандарта ХТСК
"Теплообменное оборудование, приборы учета тепла и массы
теплоносителя", утвержденного приказом директора ХТСК Юрасова Н.И.
от 01.08.2005 N 247, противоречащими пункту 1 статьи 5 Закона
РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках" в части создания возможных препятствий доступу
на рынок установки приборов учета тепловой энергии.
Выдать предписание ОАО "Хабаровскэнерго" в лице Хабаровской
теплосетевой компании о недопущении действий, создающих угрозу
нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии:
В.А.Бодров
Члены Комиссии:
Н.Б.Костромеев
Л.В.Смородинова
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 11 мая 2006 г. N 9
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по
Хабаровскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного
законодательства в составе:
Председатель - Бодров В.А. - руководитель управления;
Комиссии
Члены Комиссии: - Костромеев Н.Б. - начальник отдела
антимонопольного контроля;
- Смородинова Л.В. - главный специалист отдела
антимонопольного контроля,
на основании своего решения от 11.05.2006 N 12 по делу N 3-1/10
о нарушении открытым акционерным обществом энергетики и
электрификации "Хабаровскэнерго" (680000, г. Хабаровск, ул.
Фрунзе, 49) (далее - ОАО "Хабаровскэнерго") в лице Хабаровской
теплосетевой компании пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ОАО "Хабаровскэнерго" в лице Хабаровской теплосетевой компании
не допускать действий, создающих угрозу нарушения антимонопольного
законодательства, для чего:
- с момента оглашения настоящего предписания не применять
Стандарт ХТСК "Теплообменное оборудование, приборы учета тепла и
массы теплоносителя", утвержденный приказом директора ХТСК Юрасова
Н.И. от 01.08.2005 N 247, в отношении юридических и физических
лиц, осуществляющих деятельность по проектированию, монтажу и
введению в эксплуатацию приборов учета тепла и массы
теплоносителя;
- в срок до 01 июня 2006 года внести изменения в Стандарт ХТСК
"Теплообменное оборудование, приборы учета тепла и массы
теплоносителя", утвержденный приказом директора ХТСК Юрасова Н.И.
от 01.08.2005 N 247, путем включения положений, устанавливающих,
что данный внутренний документ носит строго локальный характер и
применяется исключительно для отношений, где ХТСК выступает
потребителем услуг по установке средств измерений, т.е. для
собственных нужд.
Об исполнении настоящего предписания сообщить в срок до 01 июня
2006 года.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение
трех месяцев со дня вынесения.
Примечание:
В соответствии со статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях невыполнение в установленный срок
предписания антимонопольного органа влечет административную
ответственность в виде наложения административного штрафа.
Председатель Комиссии:
В.А.Бодров
Члены Комиссии:
Н.Б.Костромеев
Л.В.Смородинова
|