УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ
РЕШЕНИЕ
от 12 мая 2006 г. N 14
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по
Хабаровскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного
законодательства в составе:
Председатель - Бодров В.А. - руководитель управления;
Комиссии:
Члены Комиссии: - Костромеев Н.Б. - начальник отдела
антимонопольного контроля;
- Смородинова Л.В. - ведущий специалист отдела
антимонопольного контроля,
в присутствии представителей:
от ОАО "Хабаровскэнерго" (Хабаровская теплосетевая компания):
Коваленко В.В. - юрисконсульт;
Аронович В.М. - технический директор;
от ООО "Фирма "Теплотерм":
Акопян А.Ч. - директор;
Кащеев Д.В. - юрист;
Полоник Д.В. - специалист по приборам учета тепла,
рассмотрев дело N 3-1/6 о нарушении открытым акционерным
обществом энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" (680000,
г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 49) (далее - ОАО "Хабаровскэнерго") в
лице Хабаровской теплосетевой компании пункта 1 статьи 5 Закона
РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках",
УСТАНОВИЛА:
В Хабаровское УФАС России поступило обращение ООО "Фирма
"Теплотерм" на действия Хабаровской теплосетевой компании ОАО
"Хабаровскэнерго" (далее - ХТСК), выразившиеся в необоснованном
препятствовании в установке приборов учета тепловой энергии.
По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему
документов антимонопольным органом возбуждено дело N 3-1/6 о
нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО
"Хабаровскэнерго" в лице ХТСК.
На Комиссию по рассмотрению дела привлекались специалисты
Хабаровского межрегионального управления по технологическому и
экологическому надзору (далее - Ростехнадзор) и ФГУ "Хабаровский
центр стандартизации, метрологии и сертификации" (далее - ФГУ
"Хабаровский ЦСМ").
На рассмотрении дела, состоявшемся 29.03.2006, Комиссией
установлено, что причинами отказа энергоснабжающей организации в
лице ХТСК в согласовании актов предпроектного обследования ООО
"Фирма "Теплотерм" на обслуживаемых объектах являются:
- отсутствие права у ООО "Фирма "Теплотерм" представлять
интересы потребителей;
- наличие возможности несанкционированного вмешательства в
работу приборов учета тепла, устанавливаемых ООО "Фирма
"Теплотерм", а именно: приборы учета тепловой энергии типа ТСК с
преобразователями расхода "ПРЭМ" и вычислителях количества теплоты
ВКТ-4, ВКТ-5, ВКТ-7 производства ЗАО "НПФ Теплоком", г. Санкт-
Петербург.
По первому вопросу заявителем на Комиссию представлены
обращения, направляемые в адрес ХТСК, с просьбой согласовать акты
предпроектного обследования на обслуживаемых объектах с
приложением надлежаще оформленных доверенностей от потребителей.
В связи с чем данная причина отказа признана необоснованной.
Что касается отказа ХТСК в согласовании актов предпроектного
обследования по причине возможности несанкционированного доступа в
приборы учета, Комиссией принято решение об отложении рассмотрения
дела до получения официальных разъяснений от компетентных органов
- Ростехнадзора, ФГУ "Хабаровский ЦСМ" исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 5.1.1 Правил учета тепловой энергии и
теплоносителя узел учета тепловой энергии оборудуется средствами
измерения (СИ), зарегистрированными в Государственном реестре СИ и
имеющими сертификат об утверждении типа СИ.
Данные документы на приборы, устанавливаемые ООО "Фирма
"Теплотерм", в наличии имеются.
Согласно сертификату об утверждении типа СИ Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии приборы
зарегистрированы в Государственном реестре средств измерений и
допущены к применению на территории Российской Федерации.
Вместе с тем, специалисты ХТСК утверждают, что спорные приборы,
несмотря на имеющийся сертификат, имеют возможность
несанкционированного доступа в их работу, и тот факт, что данные
СИ допущены к применению на территории Российской Федерации, не
является свидетельством того, что приборы защищены от
несанкционированного доступа.
На основании возникших противоречий рассмотрение дела
приостановлено до получения от компетентных органов официальных
разъяснений.
Согласно пояснениям, представленным Хабаровским межрегиональным
управлением по технологическому и экологическому надзору,
утверждение типа средства измерения относится к компетенции
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Госстандарта России. Вопросы защиты от несанкционированного
доступа в работу приборов при внесении в государственный реестр
агентством не рассматриваются. В случае отсутствия защиты приборов
от несанкционированного доступа в работу приборов при внесении в
государственный реестр отказ энергоснабжающей организации в
допуске в эксплуатацию приборов учета в качестве расчетных
считается правомерным.
В свою очередь согласно разъяснениям ФГУ "Хабаровский центр
стандартизации, метрологии и сертификации" внесение прибора в
Государственный реестр средств измерений не защищает его от
несанкционированного доступа, для этой цели служат поверительные
клейма (пломбы с оттиском поверительного клейма), предотвращающие
доступ к регулировочным устройствам и узлам настройки прибора.
Если такой защиты нет, отказ энергоснабжающей организации в
допуске такого прибора к эксплуатации в качестве расчетного
правомерен, так как в любой момент показания прибора могут быть
изменены. В то же время, конструкция некоторых приборов (приборы
учета тепловой энергии типа ТСК с преобразователями расхода "ПРЭМ"
и вычислителях количества теплоты ВКТ-4, ВКТ-7) такова, что
подключение его на объекте без нарушения клейма невозможно,
поэтому ФГУ "Хабаровский ЦСМ" предложил сервисным организациям,
устанавливающим такие средства измерений, производить их
подключение на объекте в присутствии поверителя с последующей
перепломбировкой прибора.
Представители заявителя на заседании Комиссии выразили свое
согласие с методикой перепломбировки приборов, предложенной ФГУ
"Хабаровский ЦСМ".
Вместе с тем, данный метод может иметь место при первичном
вводе в эксплуатацию прибора либо при очередной поверке, поскольку
для внеочередной поверки ранее введенных в эксплуатацию приборов
требуются дополнительные средства и расходные обязательства в этой
части сервисная организация также как и потребитель нести не
должны.
Данный вывод основывается на том, что в настоящее время
установленные приборы с тепловычислителями ВКТ-4, 5, 7 введены в
эксплуатацию по согласованию с энергоснабжающей организацией, и
при вводе в эксплуатацию данных средств измерения энергоснабжающая
организация не отказала ООО "Фирма "Теплотерм" ввиду возможности
несанкционированного доступа в приборы.
На рассмотрении дела представители энергоснабжающей организации
заявили, что изменение позиции о возможности несанкционированного
доступа в приборы учета возникло после издания ФГУ "Хабаровский
ЦСМ" распоряжения от 27.02.2006 N 02.
Данный документ регламентирует, что в связи с возникновением
спорных ситуаций по вопросам пломбирования тепловычислителей ВКТ-
7, ВКТ-4М и других приборов (связанных с местом нанесения
поверительных клейм) поверителям необходимо производить
пломбирование всех средств измерений в соответствии с требованиями
п. 1.7 Правил ПР50.2.006-94 "ГСИ. Порядок проведения поверки
средств измерений", т.е. поверительные клейма должны наноситься с
целью предотвращения доступа к узлам регулировки и элементам
конструкции средств измерений в местах, специально предусмотренных
конструкцией прибора. В случае отсутствия мест для нанесения
поверительных клейм и необходимости их нанесения в соответствии с
требованиями НД на поверку необходимо обращаться с рекламацией на
завод-изготовитель.
Приведенный ХТСК довод не может быть принят во внимание,
поскольку в материалах дела имеется акт от 15 марта 2006 года
комплексной проверки технического состояния приборов учета
тепловой энергии, размещенных на объекте ООО "Фирма "Теплотерм" по
ул. Калинина, 61 (офис, где данный хозяйствующий субъект
непосредственно осуществляет свою деятельность).
Следует отметить, что данный акт составлен после принятия ФГУ
"Хабаровский ЦСМ" распоряжения от 27.02.2006 N 02.
Согласно данному документу комиссионной проверкой установлено,
что несанкционированный доступ к изменению показаний приборов
учета на объекте ООО "Фирма "Теплотерм" (теплосчетчики ТСК-4М с
тепловычислителями ВКТ-4М) отсутствует.
Заключение по результатам проверки - узел учета тепловой
энергии и теплоносителя, установленный на объекте ООО "Фирма
"Теплотерм", соответствует требованиям п. 7.2 Правил учета
тепловой энергии и теплоносителя и может быть допущен к дальнейшей
эксплуатации для коммерческих расчетов.
В состав комиссии по проверке приборов учета тепловой энергии,
размещенных на объекте ООО "Фирма "Теплотерм", входили
представители ХТСК, Ростехнадзора, ФГУ "Хабаровский ЦСМ". Все
члены комиссии завизировали настоящий акт, особых мнений изложено
не было.
Следовательно, компетентной комиссией доказан факт, что приборы
с тепловычислителями ВКТ защищены от несанкционированного доступа
к изменению показаний.
Кроме того, как указано выше, с предложенной ФГУ "Хабаровский
ЦСМ" методикой перепломбировки приборов ООО "Фирма "Теплотерм"
согласилось и при вводе в эксплуатацию новых приборов учета, не
возражает против ее применения.
В то же время, на заседании комиссии 12.05.2006 после
возобновления рассмотрения дела N 3-1/6 представители ХТСК
заявили, что не согласны с методикой перепломбировки приборов,
предложенной ФГУ "Хабаровский ЦСМ", и при первичном допуске
приборов в эксплуатацию обязательным условием должна быть защита
СИ от несанкционированного доступа.
В свою очередь, представители ООО "Фирма "Теплотерм" пояснили,
что первично вводимые в эксплуатацию приборы защищены от
несанкционированного вмешательства, поскольку в настоящее время
ООО "Фирма "Теплотерм" устанавливает приборы с вычислителями ВКТ-7
новой версии, у которых данная защита предусмотрена заводом-
изготовителем.
По поводу приборов, ранее установленных ООО "Фирмой
"Теплотерм", представителями ХТСК выражено согласие на их допуск в
дальнейшую эксплуатацию, поскольку при первичном допуске ЭСО не
отказано в их установке по причине несанкционированного допуска.
Также на заседании комиссии представители ООО "Фирма
"Теплотерм" заявили, что на сегодняшний день ООО "Рада", ООО
"Лэрс" и некоторые другие хозяйствующие субъекты, устанавливающие
аналогичные ООО "Фирма "Теплотерм" приборы, свободно функционируют
на данном рынке и не испытывают сложностей при согласовании с ХТСК
ввода в эксплуатацию указанных приборов.
На основании изложенного, учитывая мнения и заявления сторон,
Комиссия пришла к выводу, что действия ОАО "Хабаровскэнерго" в
лице Хабаровской теплосетевой компании по многочисленным
необоснованным отказам в согласовании актов предпроектного
обследования вновь устанавливаемых приборов учета тепла и допуске
в дальнейшую эксплуатацию ранее установленных приборов учета тепла
ООО "Фирма "Теплотерм" противоречат пункту 1 статьи 5 Закона РСФСР
"О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках" в части создания препятствий доступу на рынок
установки указанных средств измерений.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РСФСР "О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и
пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного
законодательства,
РЕШИЛА:
1. Признать действия ОАО "Хабаровскэнерго" в лице Хабаровской
теплосетевой компании по необоснованным отказам в согласовании
актов предпроектного обследования устанавливаемых ООО "Фирма
"Теплотерм" приборов учета тепла и допуске в дальнейшую
эксплуатацию ранее установленных приборов учета тепла,
противоречащими пункту 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в
части создания препятствий доступу на рынок установки приборов
учета тепловой энергии.
2. Выдать предписание ОАО "Хабаровскэнерго" в лице Хабаровской
теплосетевой компании о недопущении действий, создающих угрозу
нарушения антимонопольного законодательства.
3. Включить в план контрольных мероприятий на 2 полугодие
текущего года полный анализ рынка услуг по установке приборов
учета тепловой энергии в городе Хабаровске, а также анализ
деятельности ХТСК по согласованию установки приборов учета
тепловой энергии организациям - участникам данного рынка на
предмет их соответствия антимонопольному законодательству.
Председатель Комиссии:
В.А.Бодров
Члены Комиссии:
Н.Б.Костромеев
Л.В.Смородинова
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 12 мая 2006 г. N 11
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по
Хабаровскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного
законодательства в составе:
Председатель - Бодров В.А. - руководитель управления;
Комиссии:
Члены Комиссии: - Костромеев Н.Б. - начальник отдела
антимонопольного контроля;
- Смородинова Л.В. - ведущий специалист отдела
антимонопольного контроля,
на основании своего решения от 12.05.2006 N 14 по делу N 3-1/6
о нарушении открытым акционерным обществом энергетики и
электрификации "Хабаровскэнерго" (680000, г. Хабаровск, ул.
Фрунзе, 49) (далее - ОАО "Хабаровскэнерго") в лице Хабаровской
теплосетевой компании пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ОАО "Хабаровскэнерго" в лице Хабаровской теплосетевой компании
не допускать действий, создающих угрозу нарушения антимонопольного
законодательства, для чего:
- с момента оглашения настоящего предписания прекратить
практику необоснованных отказов в согласовании актов
предпроектного обследования и в допуске в эксплуатацию приборов,
устанавливаемых ООО "Фирма "Теплотерм" по причинам, не
предусмотренным Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя,
утвержденными Минтопэнерго РФ от 12.09.1995 N Вк-4936 (регистрация
в Минюсте РФ 25.09.1995 N 954);
- в срок до 01 июня 2006 года рассмотреть все представленные на
согласование акты предпроектного обследования объектов,
обслуживаемых ООО "Фирма "Теплотерм", в случае отказа в
согласовании указать конкретные причины со ссылкой на
соответствующий пункт Правил учета тепловой энергии и
теплоносителя.
Об исполнении настоящего предписания сообщить в срок до 5 июня
2006 года.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение
трех месяцев со дня вынесения.
Примечание:
В соответствии со статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях невыполнение в установленный срок
предписания антимонопольного органа влечет административную
ответственность в виде наложения административного штрафа.
Председатель Комиссии:
В.А.Бодров
Члены Комиссии:
Н.Б.Костромеев
Л.В.Смородинова
|