МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПИСЬМО
от 28 июля 2006 г. N 11-9-2845
О ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ В 2006/2007 УЧЕБНОМ ГОДУ
Руководителям муниципальных
органов управления образованием
Уважаемые коллеги!
Министерство образования Хабаровского края направляет
рекомендации о преподавании учебного предмета "Информатика и ИКТ"
в общеобразовательных учреждениях Хабаровского края в 2006/2007
учебном году (приложение).
При проведении мероприятий по переходу общеобразовательных
учреждений муниципальных образования края на новый базисный
учебный план (БУП) согласно приказу министерства образования
Хабаровского края от 21.04.2006 N 316 "Об утверждении базисного
учебного плана и примерных учебных планов для учреждений среднего
(полного) общего образования Хабаровского края" и подготовке
соответствующей документации, регламентирующей организацию
учебного процесса по информатике и ИКТ, необходимо
руководствоваться вышеуказанными Рекомендациями.
Заместитель министра
А.М.Король
Приложение
к письму
Министерства образования
Хабаровского края
от 28 июля 2006 г. N 11-9-2845
РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ИНФОРМАТИКА И ИКТ"
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
В 2006/2007 УЧЕБНОМ ГОДУ
Крахмалева Т.С.,
главный методист ЦКТО
Хабаровского краевого института
переподготовки и повышения
квалификации педагогических кадров
Флейдер Н.Г.,
заведующая сектором информатизации
и инвестиционных программ
Министерства образования
Хабаровского края
Введение нового базисного учебного плана (БУП), утвержденного
Приказом Министерства образования Российской Федерации от
09.03.2004 N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного
плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений
Российской Федерации, реализующих программы общего образования", и
поэтапное внедрение федерального компонента государственного
образовательного стандарта начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования (включая предпрофильное
обучение в 9 классах с 2005/2006 учебного года) предусматривает
изменение концепции преподавания курса информатики, которое
привело к изменению названия учебной дисциплины на новое
"Информатика и информационно-коммуникационные технологии", места
курса в учебном плане и его объема в учебных часах.
Учебный предмет "Информатика и ИКТ" в соответствии с новым
учебным планом является обязательным для изучения в качестве
учебного модуля в 3 - 4 классах, в качестве самостоятельного
учебного предмета - с 8 класса при соблюдении требований к объему
учебной нагрузки.
В общеобразовательных учреждениях края может быть реализован
непрерывный курс изучения информатики и ИКТ, предусматривающий три
этапа: пропедевтический (1 - 6 классы), базовый (7 - 9 классы или
8 - 9 классы), профильный (10 - 11 классы). При таком подходе
должна быть обеспечена непрерывность изучения учебного предмета
"Информатика и ИКТ" на всех ступенях обучения (если изучение
информатики и ИКТ начинается, например, в 3 классе, как
самостоятельный предмет, тогда данный предмет должен быть
представлен в учебных планах всех последующих лет обучения).
При переходе от одной ступени обучения к другой соблюдение
преемственности в преподавании информатики и ИКТ обеспечивается в
части:
- преемственности содержания образования различных ступеней
обучения (например, изучение предмета "Информатика и ИКТ" на
профильном уровне в старшей школе возможно только после изучения
базового курса в основной школе);
- преемственности используемых учебно-методических комплектов.
Рассмотрим подробнее, какие изменения произошли в части
преподавания "Информатики и ИКТ" на каждой ступени обучения.
1. Преподавание информатики и ИКТ в начальной школе
Согласно новому БУПу учебный предмет "Информатика и ИКТ"
представлен в 3 - 4 классах в качестве обязательного 20 - 25
часового учебного модуля "Практика работы на компьютере
(использования информационных технологий)" в рамках предмета
"Технология".
"Информатика и ИКТ" может изучаться на ступени начального
общего образования в качестве самостоятельного учебного предмета
за счет часов, предусмотренных учебными планами
общеобразовательных учреждений на начальной ступени обучения на
региональный компонент и/или компонент образовательного учреждения
(по решению правомочного органа управления образовательным
учреждением).
Для организации изучения "Информатики и ИКТ" на начальной
ступени обучения как самостоятельной учебной дисциплины необходимо
руководствоваться методическими рекомендациями "О преподавании
информатики в начальной школе в 2005/2006 учебном году" <1>, в
которых приведены рекомендованные учебно-методические комплекты и
объемы учебной нагрузки по классам с учетом реализуемых в
начальной школе образовательных систем "Школа 2100",
"Перспективная начальная школа", "Гармония" и другие.
--------------------------------
<1> Крахмалева Т.С. О преподавании информатики в начальной
школе в 2005/2006 учебном году // Актуальные проблемы дошкольного
и начального образования: взгляды, поиск, решение: Методические
рекомендации к началу 2005/2006 учебного года. - Хабаровск: ХК
ИППК ПК, 2003. - 32 с. - С. 26 - 31.
2. Преподавание информатики и ИКТ в 5 - 6 классах
основной школы
"Информатика и ИКТ" в 5 - 6 классах также может изучаться в
качестве самостоятельного учебного предмета за счет часов,
предусмотренных учебными планами общеобразовательных учреждений на
региональный компонент и/или компонент образовательного учреждения
(по решению правомочного органа управления образовательным
учреждением).
Рекомендуемые учебно-методические комплекты (УМК) для
преподавания информатики в 5 - 6 классах (1 час в неделю):
- программа А.В.Горячева и УМК, которая включает в себя
следующие пособия:
- Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь Ч. 1, 2. 5 кл.
/ А.В.Горячев и др. - М.: Баласс, с 2002 г.;
- Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь Ч. 1, 2. 6 кл.
/ А.В.Горячев и др. - М.: Баласс, с 2002 г.;
- Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 5 кл.:
Методические рекомендации для учителя / А.В.Горячев и др. - М.:
Баласс, с 2002 г.;
- Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 6 кл.:
Методические рекомендации для учителя / А.В.Горячев и др. - М.:
Баласс, с 2002 г.
- программа Л.Л.Босовой и УМК, которая включает в себя
следующие пособия:
- Информатика: Учебник для 5 класса. Изд. 2-е, испр. /
Л.Л.Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004 - 2006. - 159
с.;
- Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л.Босова. - 3-
е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 - 2006.
- 87 с.;
- Информатика: Учебник для 6 класса / Л.Л.Босова. - М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2004 - 2006. - 191 с.;
- Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса. / Л.Л.Босова - М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004 - 2006. - 117 с.;
- Уроки информатики в 5 - 6 классах: Методическое пособие /
Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004 -
2006. - 256 с.
Продолжая изучение учебной дисциплины "Информатика и ИКТ" в 5 -
6 классах, необходимо обеспечить преемственность с УМК,
реализованным на начальной ступени обучения.
УМК автора А.В.Горячева для 5, 6 классов целесообразно
использовать только как продолжение соответствующего УМК начальной
школы для конкретного набора учащихся.
Введение непрерывного курса "Информатика и ИКТ" может быть
реализовано, начиная с 5 класса, на основе УМК автора Л.Л.Босовой.
При выборе программы и соответствующего УМК для преподавания
пропедевтического курса "Информатика и ИКТ" следует помнить о том,
что УМК для изучения информатики и ИКТ в начальной школе (автор
Матвеева Н.В.) и УМК для изучения информатики и ИКТ в 5 - 6
классах (автор Босова Л.Л.) являются частью непрерывного курса
преподавания информатики и ИКТ авторов Семакина И.Г. и Угриновича
Н.Д.
3. Преподавание информатики и ИКТ в 7 - 9 классах
основной школы
С 2005/2006 учебного года осуществляется поэтапное введение в
образовательных учреждениях края федерального базисного учебного
плана <2> (БУП) в 9 классах (предпрофильное обучение), а с
2006/2007 учебного года - в параллелях 1, 5 и 10 классах, которое
предполагает обязательное изучение базового курса информатики и
ИКТ на основной ступени обучения всеми учащимися.
--------------------------------
<2> Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы
для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих
программы общего образования (утвержден Приказом N 1312
Министерства образования РФ от 09.03.2004).
Базовый курс "Информатика и ИКТ" должен быть реализован в
объеме не менее 102 часов, обеспечивать требования федерального
компонента государственного образовательного стандарта основного
общего образования по информатике и ИКТ на основе одной из двух
возможных моделей:
модель 1 - по 1 часу в неделю в 7 - 9 классах;
модель 2 - по 1 часу в неделю в 8 классе, по 2 часа в неделю в
9 классе.
В связи с начавшимся с 2005/2006 учебного года переходом
учащихся 9-х классов на обязательную предпрофильную подготовку
(приказ министерства образования Хабаровского края от 30.05.2006 N
451 "Об утверждении примерного учебного плана для 9-х классов
общеобразовательных учреждений края, осуществляющих предпрофильную
подготовку в 2006/2007 учебном году), находясь в условия перехода
к новому БУПу, учащиеся основной школы к моменту ее завершения
должны выполнить требования федерального компонента
государственного образовательного стандарта основного общего
образования по информатике и ИКТ.
Для реализации требований федерального компонента
государственного образовательного стандарта основного общего
образования по информатике и ИКТ на основе моделей 1 или 2
целесообразно использовать программу автора И.Г.Семакина и
соответствующий УМК:
издания 2002 - 2004 годов (в основном соответствует
федеральному компоненту государственного образовательного
стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ -
Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 N 1089
"Об утверждении федерального компонента государственного
образовательного стандарта начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования"):
- Семакин И.Г. и др. Программа базового курса информатики (7 -
9) классы // Программы общеобразовательных учреждений:
Информатика. 1 - 11 классы. / Сост. А.А.Кузнецов,
Л.Е.Самовольнова, Т.А.Бурмистрова. - М.: Изд-во "Просвещение",
2002. - 144 с. - С. 73 - 82;
- Семакин И.Г. и др. Информатика. Базовый курс для 7 - 9
классов. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002 - 2004;
- Задачник-практикум по информатике для 7 - 11 классов (в 2
частях) / Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. - М.: Лаборатория
Базовых Знаний, 2002 - 2004;
- И.Г.Семакин, Т.Ю.Шеина. Преподавание базового курса
информатики в средней школе: Методическое пособие для учителя. М.:
Лаборатория Базовых Знаний, 2002 - 2004;
- Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект
базового курса: Приложение к учебнику. - М.: Лаборатория Базовых
Знаний, 2002 - 2004;
издание 2005 года (соответствует федеральному компоненту
государственного образовательного стандарта основного общего
образования по информатике и ИКТ - Приказ Министерства образования
и науки РФ от 05.03.2004 N 1089 "Об утверждении федерального
компонента государственного образовательного стандарта начального
общего, основного общего, среднего (полного) общего образования"):
- Семакин И.Г. и др. Программа базового курса "Информатика и
ИКТ" для основной школы (8 - 9) классы // Программы для
общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 - 11 классы. - 2-е
изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 380 с.
- С. 206 - 218.;
- Семакин И.Г. и др. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник
для 8 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.;
- Семакин И.Г. и др. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник
для 9 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.;
- Задачник-практикум по информатике 8 - 11 кл. (в 2-х томах) /
Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. - М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2005.;
- Семакин И.Г., Шеина Т.Ю.. Преподавание базового курса
информатики в средней школе: Методическое пособие для учителя. М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
К началу 2006/2007 учебного года в библиотеках
общеобразовательных учреждений края для обеспечения льготной
категории учащихся имеются учебники автора И.Г.Семакина для
преподавания информатики в 7 - 9 классах 2002 - 2004 годов
издания, в 8 - 9 классах 2005 года издания.
Независимо от выбранной образовательным учреждением модели 1
или 2 преподавания информатики в основной школе выбор программы и
учебника автора И.Г.Семакина для преподавания информатики
осуществляется исходя из его наличия в библиотечных фондах
общеобразовательных учреждений.
Для реализации требований федерального компонента
государственного образовательного стандарта основного общего
образования по информатике и ИКТ в полном объеме необходимо
руководствоваться сравнительной таблицей программ базового курса
"Информатика и ИКТ" автора И.Г.Семакина в редакции издания 2005
года и изданий 2002 - 2004 годов (приложение к настоящим
Рекомендациям).
В соответствии с новым образовательным стандартом предмета
"Информатика и ИКТ" был разработан учебный и программно-
методический комплекс для преподавания информатики и ИКТ в 7 - 9
классах, автор Угринович Н.Д. Данный учебный и программно-
методический комплекс Угриновича Н.Д. состоит из следующих
изданий:
- Угринович Н.Д. Программа базового курса "Информатика и ИКТ"
для основной школы (7 - 9) классы // Программы для
общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 - 11 классы. - 2-е
изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 380 с.
- С. 219 - 230.;
- Информатика-7. Учебник для 7 класса. Угринович Н.Д. - М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004;
- Информатика-8. Учебник для 8 класса. Угринович Н.Д. - М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004;
- Информатика-9. Учебник для 9 класса. Угринович Н.Д. - М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004;
- Угринович Н.Д. Преподавание курса "Информатика и ИКТ" в
основной и старшей школе: Методическое пособие для учителей. - М.:
БИНОМ, Лаборатория знаний, 2004 - 2005;
- Угринович Н.Д. Windows-CD. Компьютерный практикум на CD-ROM.
- М.: БИНОМ, 2004 - 2005.
Реализация требований федерального компонента государственного
образовательного стандарта основного общего образования по
информатике и ИКТ может осуществляться на основе программы
Н.Д.Угриновича и соответствующего УМК для моделей 1 и 2 для
классов с углубленным изучением математики и классов, учебные
программы и планы которых ориентированны на дальнейшее изучение
учебного предмета "Информатика и ИКТ" как профильного предмета в
старшей школе.
4. Преподавание информатики и ИКТ в старшей школе
При определении места учебного предмета "Информатика и ИКТ" в
учебных планах 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений
Хабаровского края и объема учебной нагрузки необходимо
руководствоваться приказом министерства образования Хабаровского
края от 21.04.2006 N 316 "Об утверждении базисного учебного плана
и примерных учебных планов для учреждений среднего (полного)
общего образования Хабаровского края".
Согласно вышеназванному приказу учебный предмет "Информатика и
ИКТ" является обязательным самостоятельным учебным предметом
учебного плана 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений
Хабаровского края для всех профилей обучения (таблица 1).
Таблица 1
Объем учебной нагрузки и место в учебном плане учебной
дисциплины "Информатика и ИКТ" для 10 - 11 классов
------------------------------T-----------------T----------------¬
¦ Наименование профиля ¦ Объем учебной ¦ Место учебного ¦
¦ ¦нагрузки учебного¦ предмета ¦
¦ ¦ предмета ¦ "Информатика и ¦
¦ ¦ "Информатика и ¦ ИКТ" ¦
¦ ¦ ИКТ" ¦ ¦
¦ +-----T-----------+ ¦
¦ ¦Всего¦Количество ¦ ¦
¦ ¦ за ¦ учебных ¦ ¦
¦ ¦ два ¦ часов в ¦ ¦
¦ ¦года ¦ неделю ¦ ¦
¦ ¦ +-----T-----+ ¦
¦ ¦ ¦ 10 ¦ 11 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ кл. ¦ кл. ¦ ¦
+-----------------------------+-----+-----+-----+----------------+
¦Физико-математический ¦ 280 ¦ 4 ¦ 4 ¦профильный ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦учебный предмет ¦
+-----------------------------+-----+-----+-----+----------------+
¦Физико-химический ¦ 70 ¦ 1 ¦ 1 ¦учебный предмет ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦регионального ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦компонента ¦
+-----------------------------+-----+-----+-----+----------------+
¦Химико-биологический ¦ 70 ¦ 1 ¦ 1 ¦учебный предмет ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦регионального ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦компонента ¦
+-----------------------------+-----+-----+-----+----------------+
¦Биолого-географический ¦ 70 ¦ 1 ¦ 1 ¦учебный предмет ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦регионального ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦компонента ¦
+-----------------------------+-----+-----+-----+----------------+
¦Социально-экономический ¦ 70 ¦ 1 ¦ 1 ¦базовый учебный ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦предмет ¦
+-----------------------------+-----+-----+-----+----------------+
¦Социально-гуманитарный ¦ 70 ¦ 1 ¦ 1 ¦учебный предмет ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦регионального ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦компонента ¦
+-----------------------------+-----+-----+-----+----------------+
¦Филологический ¦ 70 ¦ 1 ¦ 1 ¦учебный предмет ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦регионального ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦компонента ¦
+-----------------------------+-----+-----+-----+----------------+
¦Информационно-технологический¦ 280 ¦ 4 ¦ 4 ¦профильный ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦учебный предмет ¦
+-----------------------------+-----+-----+-----+----------------+
¦Агротехнический ¦ 70 ¦ 1 ¦ 1 ¦учебный предмет ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦регионального ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦компонента ¦
+-----------------------------+-----+-----+-----+----------------+
¦Индустриально-технологический¦ 70 ¦ 1 ¦ 1 ¦базовый учебный ¦
¦(направление - ¦ ¦ ¦ ¦предмет ¦
¦электротехника/электроника) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+-----+-----+-----+----------------+
¦Художественно-эстетический ¦ 70 ¦ 1 ¦ 1 ¦учебный предмет ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦регионального ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦компонента ¦
+-----------------------------+-----+-----+-----+----------------+
¦Оборонно-спортивный ¦ 70 ¦ 1 ¦ 1 ¦учебный предмет ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦регионального ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦компонента ¦
+-----------------------------+-----+-----+-----+----------------+
¦Универсальное (непрофильное) ¦ 70 ¦ 1 ¦ 1 ¦базовый учебный ¦
¦обучение ¦ ¦ ¦ ¦предмет ¦
L-----------------------------+-----+-----+-----+-----------------
В пояснительной записке к базисному учебному плану и примерным
учебным планам для учреждений среднего (полного) общего
образования Хабаровского края отмечено: "При изучении учебного
предмета "Информатика и ИКТ" на базовом уровне реализация
двухчасовой (10 кл. - 1 ч., 11 кл. - 1 ч.) программы возможна
только после изучения базового курса в основной школе. Если
базовый курс информатики не был изучен в основной школе, на
изучение данного предмета в учебном плане должно быть выделено не
менее 3 часов за 2 года обучения. Изучение предмета "Информатика и
ИКТ" на профильном уровне возможно только после изучения базового
курса в основной школе".
Таким образом, при изучении информатики и ИКТ возможны
следующие варианты с учетом требований базисного учебного плана и
примерных учебных планов для учреждений среднего (полного) общего
образования Хабаровского края (приказ N 316 от 21.04.2006):
4.1. Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на профильном
уровне
Изучение информатики и ИКТ организуется на профильном уровне в
10 - 11 классах физико-математического и информационно-
технологического профилей, где учебный предмет "Информатика и ИКТ"
является одним из профильных предметов.
Реализуемые учебные программы для преподавания информатики и
ИКТ должны обеспечивать требования федерального компонента
государственного образовательного стандарта среднего (полного)
общего образования по информатике и РОСТ для профильного уровня и
соответствовать требованию к общему объему учебной нагрузки - 280
часов за два года обучения.
Для преподавания профильного курса информатики и ИКТ на старшей
ступени обучения рекомендуется использовать программу Угриновича
Н.Д. и УМК, который включает в себя следующие пособия:
- Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10 -
11. Учебник для 10 - 11 классов. - М: БИНОМ, 2003 - 2006;
- Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и
информационным технологиям. Учебное пособие. - М.: БИНОМ, 2003 -
2006;
- Угринович Н.Д. Преподавание курса "Информатика и ИКТ" в
основной и старшей школе: Методическое пособие для учителей. - М.:
БИНОМ, 2004 - 2006;
- Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ,
2004 - 2006.
В рекомендациях о преподавании информатики в 2005/2006 уч. г.
<3> приведено тематическое планирование преподавания курса
информатики в 10 - 11 классах старшей школы на профильном уровне в
объеме 280 часов, составленное на основе авторского планирования
<4>.
--------------------------------
<3> Крахмалена Т.С., Флейдер Н.Г. Рекомендации о преподавании
информатики в общеобразовательных учреждениях Хабаровского края в
2005/2006 учебном году. - Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005. - 40 с. -
С. 17 - 33.
<4> Угринович Н.Д. Преподавание курса "Информатика и ИКТ" в
основной и старшей школе: Методическое пособие для учителей. - М.:
БИНОМ, 2004. - 139 с. - С. 67 - 79.
4.2. Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на базовом
уровне
Изучение информатики и ИКТ организуется на базовом уровне в 10
- 11 классах всех профилей обучения, в том числе и универсального
(непрофильного) обучения, кроме физико-математического и
информационно-технологического профилей. Учебный предмет
"Информатика и ИКТ" в зависимости от профиля является одним из
базовых предметов или предметом регионального компонента.
Реализуемые учебные программы для преподавания информатики и
ИКТ должны обеспечивать требования федерального компонента
государственного образовательного стандарта среднего (полного)
общего образования по информатике и ИКТ для базового уровня и
соответствовать требованию к общему объему учебной нагрузки - 70
часов за два года обучения.
Для преподавания информатики и ИКТ на базовом уровне на старшей
ступени обучения рекомендуется использовать программу Семакина
И.Г. и УМК, который включает в себя следующие пособия:
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. 10 класс. - М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2004 - 2006;
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. 11 класс. - М: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2004 - 2005;
- Задачник-практикум по информатике 8 - 11 кл. (в 2-х томах) /
Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. - М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2005.
4.3. Изучение базового курса информатики в старшей школе
До завершения переходного периода по окончательному введению
нового БУПа в отдельных общеобразовательных учреждения
Хабаровского края могут оказаться наборы 10 и/или 11 классов,
учащимися которых не был изучен базовый курс информатики и ИКТ в
основной школе.
Для вышеуказанных наборов учащихся 10 и/или 11 классов на
изучение учебного предмета "Информатика" в учебных планах
общеобразовательных учреждений обязательно должно быть
предусмотрено не менее 102 часов за 2 года обучения: в 10 кл. - 2
ч/нед., в 11 кл. - 1 ч/нед. или в 10 кл. - 1 ч/нед., в 11 кл. - 2
ч/нед.
Реализуемые учебные программы по информатике должны
обеспечивать требования краевого стандарта образовательной
дисциплины "Информатика" ХКК ГОС ОО 04.03.04-01 (приказ комитета
общего образования администрации Хабаровского края от 11.04.2001 N
143) и Обязательного минимума среднего (полного) общего
образования по информатике (Приказ Министерства образования
Российской Федерации от 30.06.1999 N 56).
Для преподавания информатики в 10 - 11 классах, не изучивших
базовый курс в основной школе, рекомендуется использовать
программу Гейна А.Г. или Программу курса "Информатика" для
общеобразовательных учреждений Хабаровского края <5> и УМК,
который включает в себя следующие пособия:
- Информатика: учеб, пособие для 10 - 11 кл.
общеобразовательных учреждений / А.Г.Гейн, А.И.Сенокосов,
Н.А.Юнерман. - М.: Просвещение, 2000 - 2004;
- Информатика: Кн. для учителя: Метод, рекомендации к учеб. 10
- 11 кл. / А.Г.Гейн, Н.А.Юнерман. - М.: Просвещение, 2001 - 2004.
--------------------------------
<5> Программы по информатике для общеобразовательных учреждений
Хабаровского края / Под общей редакцией Флейдер Н.Г., Короля А.М.
- Хабаровск: Комитет общего образования администрации Хабаровского
края, 2000.
Приложение
к Рекомендациям
о преподавании учебного
предмета "Информатика и ИКТ"
в общеобразовательных учреждениях
Хабаровского края в 2006/2007
учебном году
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ПРОГРАММ БАЗОВОГО КУРСА
"ИНФОРМАТИКА И ИКТ" АВТОРА И.Г.СЕМАКИНА В РЕДАКЦИИ ИЗДАНИЯ
2005 ГОДА (8 - 9 КЛАССЫ) И ИЗДАНИЙ 2002 - 2004 ГОДОВ
(7 - 9 КЛАССЫ)
------------------T------T-----------------T------T----------------¬
¦ Содержание ¦Кол-во¦ Содержание ¦Кол-во¦ Примечание ¦
¦ обучения, ¦часов ¦ обучения, ¦часов ¦ ¦
¦редакция 2005 г. ¦ ¦ редакция ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ 2002 - 2004 гг. ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+-----------------+------+----------------+
¦Введение в ¦ 1 ¦Введение в ¦ 1 ¦Без существенных¦
¦предмет ¦ ¦предмет ¦ ¦изменений. ¦
¦Предмет ¦ ¦Предмет ¦ ¦ ¦
¦информатики. Роль¦ ¦информатики. Роль¦ ¦ ¦
¦информации в ¦ ¦информации в ¦ ¦ ¦
¦жизни людей. ¦ ¦жизни людей. ¦ ¦ ¦
¦Содержание ¦ ¦Содержание ¦ ¦ ¦
¦базового курса ¦ ¦базового курса ¦ ¦ ¦
¦информатики. ¦ ¦информатики. ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+-----------------+------+----------------+
¦Человек и ¦ 4 ¦Человек и ¦ 7 ¦Вопросы ¦
¦информация ¦ ¦информация ¦ ¦представления ¦
¦Информация и ее ¦ ¦Информация и ее ¦ ¦информации, ¦
¦виды. Восприятие ¦ ¦виды. Действия с ¦ ¦систем счисления¦
¦информации ¦ ¦информацией. ¦ ¦рассматриваются ¦
¦человеком. ¦ ¦Информационные ¦ ¦в разделах, ¦
¦Информационные ¦ ¦процессы. ¦ ¦относящихся к ¦
¦процессы. ¦ ¦Измерение ¦ ¦тем видам ИКТ, в¦
¦Измерение ¦ ¦информации: ¦ ¦которых эти ¦
¦информации. ¦ ¦содержательный и ¦ ¦данные ¦
¦Единицы измерения¦ ¦алфавитный ¦ ¦используются. ¦
¦информации. ¦ ¦подходы. Единицы ¦ ¦Это способствует¦
¦ ¦ ¦измерения ¦ ¦формированию ¦
¦ ¦ ¦информации. ¦ ¦связи между ¦
¦ ¦ ¦Скорость передачи¦ ¦принципами ¦
¦ ¦ ¦информации. ¦ ¦представления ¦
¦ ¦ ¦ИСТОРИЯ ¦ ¦данных разного ¦
¦ ¦ ¦ИНФОРМАТИКИ. ¦ ¦типа в ¦
¦ ¦ ¦ИСТОРИЯ ЧИСЕЛ И ¦ ¦компьютере и ¦
¦ ¦ ¦СИСТЕМ СЧИСЛЕНИЯ.¦ ¦технологиями ¦
¦ ¦ ¦ПОЗИЦИОННЫЕ ¦ ¦работы с ними. ¦
¦ ¦ ¦СИСТЕМЫ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦СЧИСЛЕНИЯ. ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+-----------------+------+----------------+
¦Первое знакомство¦ 6 ¦Первое знакомство¦ 11 ¦Без существенных¦
¦с компьютером ¦ ¦с компьютером ¦ ¦изменений. ¦
¦Начальные ¦ ¦Начальные ¦ ¦ ¦
¦сведения об ¦ ¦сведения об ¦ ¦ ¦
¦архитектуре ЭВМ. ¦ ¦архитектуре ЭВМ. ¦ ¦ ¦
¦Принципы ¦ ¦Принципы ¦ ¦ ¦
¦организации ¦ ¦организации ¦ ¦ ¦
¦внутренней и ¦ ¦внутренней и ¦ ¦ ¦
¦внешней памяти ¦ ¦внешней памяти ¦ ¦ ¦
¦компьютера. ¦ ¦компьютера. ¦ ¦ ¦
¦Двоичное ¦ ¦Файлы. Знакомство¦ ¦ ¦
¦представление ¦ ¦с основными ¦ ¦ ¦
¦данных в памяти ¦ ¦устройствами ЭВМ.¦ ¦ ¦
¦компьютера. ¦ ¦Правила техники ¦ ¦ ¦
¦Организация ¦ ¦безопасности. ¦ ¦ ¦
¦информации на ¦ ¦Освоение ¦ ¦ ¦
¦внешних ¦ ¦клавиатуры. ¦ ¦ ¦
¦носителях, файлы.¦ ¦Виды программного¦ ¦ ¦
¦Персональный ¦ ¦обеспечения (ПО).¦ ¦ ¦
¦компьютер. ¦ ¦Системное ПО. ¦ ¦ ¦
¦Основные ¦ ¦Операционные ¦ ¦ ¦
¦устройства и ¦ ¦системы. Основные¦ ¦ ¦
¦характеристики. ¦ ¦функции ОС: ¦ ¦ ¦
¦Правила техники ¦ ¦организация ¦ ¦ ¦
¦безопасности и ¦ ¦диалога с ¦ ¦ ¦
¦ЭРГОНОМИКИ при ¦ ¦пользователем, ¦ ¦ ¦
¦работе за ¦ ¦работа с файлами,¦ ¦ ¦
¦компьютером. ¦ ¦управление ¦ ¦ ¦
¦Виды программного¦ ¦устройствами. ¦ ¦ ¦
¦обеспечения (ПО).¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Системное ПО. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Операционные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦системы. Основные¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦функции ОС. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Файловая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦структура внешней¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦памяти. Объектно-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ориентированный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦пользовательский ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦интерфейс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+-----------------+------+----------------+
¦Текстовая ¦ 9 ¦Текстовая ¦ 9 ¦Рассматривается ¦
¦информация и ¦ ¦информация и ¦ ¦более широкий ¦
¦компьютер ¦ ¦компьютер ¦ ¦спектр внешних ¦
¦Тексты в ¦ ¦Тексты в ¦ ¦носителей. ¦
¦компьютерной ¦ ¦компьютерной ¦ ¦Данный раздел ¦
¦памяти: ¦ ¦памяти: ¦ ¦значительно ¦
¦кодирование ¦ ¦кодирование ¦ ¦дополнен ¦
¦символов, ¦ ¦символов, ¦ ¦информацией об ¦
¦текстовые файлы. ¦ ¦текстовые файлы. ¦ ¦интеллектуальных¦
¦Работа с ¦ ¦Работа с ¦ ¦системах работы ¦
¦внешними ¦ ¦магнитными ¦ ¦с текстом ¦
¦носителями и ¦ ¦дисками и ¦ ¦(распознавание ¦
¦принтерами при ¦ ¦принтерами при ¦ ¦текста, ¦
¦сохранении и ¦ ¦сохранении и ¦ ¦компьютерные ¦
¦печати текстовых ¦ ¦печати текстовых ¦ ¦словари и ¦
¦документов. ¦ ¦документов. ¦ ¦системы ¦
¦Текстовые ¦ ¦Текстовые ¦ ¦перевода). ¦
¦редакторы и ¦ ¦редакторы и ¦ ¦Соответственно, ¦
¦текстовые ¦ ¦принципы работы с¦ ¦расширен спектр ¦
¦процессоры, ¦ ¦ними. ¦ ¦практических ¦
¦назначение, ¦ ¦ ¦ ¦работ. ¦
¦возможности, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦принципы работы с¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ними. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ТЕКСТОМ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(РАСПОЗНАВАНИЕ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ТЕКСТА, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦КОМПЬЮТЕРНЫЕ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦СЛОВАРИ И СИСТЕМЫ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ПЕРЕВОДА). ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+-----------------+------+----------------+
¦Графическая ¦ 5 ¦Графическая ¦ 6 ¦Рассматриваются ¦
¦информация и ¦ ¦информация и ¦ ¦различные виды ¦
¦компьютер ¦ ¦компьютер ¦ ¦графики. ¦
¦Компьютерная ¦ ¦Компьютерная ¦ ¦Расширяется ¦
¦графика: области ¦ ¦графика: области ¦ ¦практика работы ¦
¦применения, ¦ ¦применения, ¦ ¦по сканированию ¦
¦технические ¦ ¦технические ¦ ¦изображений и их¦
¦средства. ¦ ¦средства, ¦ ¦обработке в ¦
¦Принципы ¦ ¦принципы ¦ ¦среде ¦
¦кодирования ¦ ¦кодирования ¦ ¦графического ¦
¦изображения; ¦ ¦изображения. ¦ ¦редактора. ¦
¦ПОНЯТИЕ О ¦ ¦Графические ¦ ¦ ¦
¦ДИСКРЕТИЗАЦИИ ¦ ¦редакторы и ¦ ¦ ¦
¦ИЗОБРАЖЕНИЯ. ¦ ¦методы работы с ¦ ¦ ¦
¦РАСТРОВАЯ И ¦ ¦ними. ¦ ¦ ¦
¦ВЕКТОРНАЯ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ГРАФИКА. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Графические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦редакторы и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦методы работы с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ними. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+-----------------+------+----------------+
¦Технология ¦ 6 ¦ ¦ ¦В редакции ¦
¦мультимедиа ¦ ¦ ¦ ¦2002 - 2004 гг. ¦
¦Что такое ¦ ¦ ¦ ¦тема не ¦
¦мультимедиа; ¦ ¦ ¦ ¦рассматривалась ¦
¦области ¦ ¦ ¦ ¦совсем. ¦
¦применения. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Представление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦звука в памяти ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦компьютера; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦понятие о ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дискретизации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦звука. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Технические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мультимедиа. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Компьютерные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦презентации. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+-----------------+------+----------------+
¦Передача ¦ 10 ¦Передача ¦ 11 ¦Раздел ¦
¦информации в ¦ ¦информации в ¦ ¦пополнился ¦
¦компьютерных ¦ ¦компьютерных ¦ ¦работой с ¦
¦сетях ¦ ¦сетях ¦ ¦архиваторами, ¦
¦Компьютерные ¦ ¦Компьютерные ¦ ¦знакомством с ¦
¦сети: виды, ¦ ¦сети: виды, ¦ ¦энциклопедиями и¦
¦структура, ¦ ¦структура, ¦ ¦справочниками ¦
¦принципы ¦ ¦принципы ¦ ¦учебного ¦
¦функционирования,¦ ¦функционирования,¦ ¦содержания в ¦
¦технические ¦ ¦технические ¦ ¦Интернете ¦
¦устройства. ¦ ¦устройства. ¦ ¦(используя ¦
¦СКОРОСТЬ ПЕРЕДАЧИ¦ ¦Информационные ¦ ¦отечественные ¦
¦ДАННЫХ. ¦ ¦услуги ¦ ¦учебные ¦
¦Информационные ¦ ¦компьютерных ¦ ¦порталы). ¦
¦услуги ¦ ¦сетей: ¦ ¦ ¦
¦компьютерных ¦ ¦электронная ¦ ¦ ¦
¦сетей: ¦ ¦почта, ¦ ¦ ¦
¦электронная ¦ ¦телеконференции, ¦ ¦ ¦
¦почта, ¦ ¦базы данных и пр.¦ ¦ ¦
¦телеконференции, ¦ ¦Интернет. WWW - ¦ ¦ ¦
¦файловые архивы ¦ ¦"Всемирная ¦ ¦ ¦
¦пр. Интернет. WWW¦ ¦паутина". ¦ ¦ ¦
¦- "Всемирная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦паутина". ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ИНТЕРНЕТ, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦АРХИВИРОВАНИЕ И ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦РАЗАРХИВИРОВАНИЕ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ФАЙЛОВ. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+-----------------+------+----------------+
¦Информационное ¦ 5 ¦Введение в ¦ 2 ¦Рассматриваются ¦
¦моделирование ¦ ¦информационное ¦ ¦компьютерное ¦
¦Понятие модели; ¦ ¦моделирование ¦ ¦моделирование и ¦
¦модели натурные и¦ ¦Понятие модели; ¦ ¦области его ¦
¦информационные. ¦ ¦модели натурные и¦ ¦применения. ¦
¦НАЗНАЧЕНИЕ И ¦ ¦информационные. ¦ ¦ ¦
¦СВОЙСТВА МОДЕЛЕЙ.¦ ¦Виды ¦ ¦ ¦
¦Виды ¦ ¦информационных ¦ ¦ ¦
¦информационных ¦ ¦моделей. ¦ ¦ ¦
¦моделей: ¦ ¦Табличная ¦ ¦ ¦
¦вербальные, ¦ ¦организация ¦ ¦ ¦
¦графические, ¦ ¦информации. ¦ ¦ ¦
¦математические, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ИМИТАЦИОННЫЕ. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Табличная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦организация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦информации. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ОБЛАСТИ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ПРИМЕНЕНИЯ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦КОМПЬЮТЕРНОГО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ИНФОРМАЦИОННОГО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦МОДЕЛИРОВАНИЯ. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+-----------------+------+----------------+
¦Хранение и ¦ 12 ¦Базы данных ¦ 11 ¦Помимо баз ¦
¦обработка ¦ ¦Базы данных (БД):¦ ¦данных ¦
¦информации в ¦ ¦основные понятия,¦ ¦рассматриваются ¦
¦базах данных ¦ ¦типы данных, ¦ ¦информационные ¦
¦Понятие базы ¦ ¦систем управления¦ ¦системы. ¦
¦данных (БД), ¦ ¦БД и принципы ¦ ¦Соответственно ¦
¦ИНФОРМАЦИОННОЙ ¦ ¦работы с ними. ¦ ¦расширяется ¦
¦СИСТЕМЫ. Основные¦ ¦Просмотр и ¦ ¦практическое ¦
¦понятия БД: ¦ ¦редактирование ¦ ¦применение ¦
¦запись, поле, ¦ ¦БД. ¦ ¦данного раздела.¦
¦типы полей, ¦ ¦Проектирование и ¦ ¦Предусмотрено, ¦
¦первичный ¦ ¦создание БД. ¦ ¦например, ¦
¦ключ. Системы ¦ ¦Условия поиска ¦ ¦знакомство с ¦
¦управления БД и ¦ ¦информации, ¦ ¦одной из ¦
¦принципы работы с¦ ¦простые и сложные¦ ¦доступных ¦
¦ними. Просмотр и ¦ ¦логические ¦ ¦геоинформа- ¦
¦редактирование ¦ ¦выражения. ¦ ¦ционных систем ¦
¦БД. ¦ ¦Логические ¦ ¦(например, ¦
¦Проектирование и ¦ ¦операции. Поиск, ¦ ¦картой города в ¦
¦создание ¦ ¦удаление и ¦ ¦Интернете). ¦
¦однотабличной БД.¦ ¦сортировка ¦ ¦ ¦
¦Условия поиска ¦ ¦записей. ¦ ¦ ¦
¦информации, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦простые и сложные¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦логические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦выражения. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Логические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦операции. Поиск, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦удаление и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сортировка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦записей. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+-----------------+------+----------------+
¦Табличные ¦ 10 ¦Табличные ¦ 10 ¦Без существенных¦
¦вычисления на ¦ ¦вычисления на ¦ ¦изменений. ¦
¦компьютере ¦ ¦компьютере ¦ ¦ ¦
¦ДВОИЧНАЯ СИСТЕМА ¦ ¦Табличные расчеты¦ ¦ ¦
¦СЧИСЛЕНИЯ. ¦ ¦и электронные ¦ ¦ ¦
¦ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ¦ ¦таблицы. Методы ¦ ¦ ¦
¦ЧИСЕЛ В ПАМЯТИ ¦ ¦работы с ¦ ¦ ¦
¦КОМПЬЮТЕРА. ¦ ¦электронными ¦ ¦ ¦
¦Табличные расчеты¦ ¦таблицами. ¦ ¦ ¦
¦и электронные ¦ ¦Построение ¦ ¦ ¦
¦таблицы. ¦ ¦графиков и ¦ ¦ ¦
¦Структура ¦ ¦диаграмм с ¦ ¦ ¦
¦электронной ¦ ¦помощью ¦ ¦ ¦
¦таблицы, типы ¦ ¦электронных ¦ ¦ ¦
¦данных: тексты, ¦ ¦таблиц. ¦ ¦ ¦
¦числа, формулы. ¦ ¦Математическое ¦ ¦ ¦
¦Адресация ¦ ¦моделирование и ¦ ¦ ¦
¦относительная и ¦ ¦решение задач с ¦ ¦ ¦
¦абсолютная. ¦ ¦помощью ¦ ¦ ¦
¦Встроенные ¦ ¦электронных ¦ ¦ ¦
¦функции. Методы ¦ ¦таблиц. ¦ ¦ ¦
¦работы с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦электронными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦таблицами. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Построение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦графиков и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦диаграмм с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦помощью ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦электронных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦таблиц. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Математическое ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦моделирование и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦решение задач с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦помощью ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦электронных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦таблиц. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+-----------------+------+----------------+
¦Управление и ¦ 10 ¦Информация и ¦ 11 ¦Рассматривается ¦
¦алгоритмы ¦ ¦управление ¦ ¦не только ¦
¦Кибернетика. ¦ ¦Кибернетика. ¦ ¦графический ¦
¦Кибернетическая ¦ ¦Кибернетическая ¦ ¦исполнитель ¦
¦модель ¦ ¦модель ¦ ¦алгоритмов. ¦
¦управления. ¦ ¦управления. ¦ ¦ ¦
¦Понятие алгоритма¦ ¦Понятие алгоритма¦ ¦ ¦
¦и его свойства. ¦ ¦и его свойства. ¦ ¦ ¦
¦Исполнитель ¦ ¦Графический ¦ ¦ ¦
¦алгоритмов: ¦ ¦учебный ¦ ¦ ¦
¦назначение, среда¦ ¦исполнитель: ¦ ¦ ¦
¦исполнителя, ¦ ¦система команд ¦ ¦ ¦
¦система команд ¦ ¦исполнителя, ¦ ¦ ¦
¦исполнителя, ¦ ¦среда ¦ ¦ ¦
¦режимы работы. ¦ ¦исполнителя. ¦ ¦ ¦
¦Языки для записи¦ ¦Языки для записи ¦ ¦ ¦
¦алгоритмов (язык ¦ ¦алгоритмов (язык ¦ ¦ ¦
¦блок-схем, ¦ ¦блок-схем, ¦ ¦ ¦
¦учебный ¦ ¦алгоритмический ¦ ¦ ¦
¦алгоритмический ¦ ¦язык - АЯ). ¦ ¦ ¦
¦язык). Линейные, ¦ ¦Линейные, ¦ ¦ ¦
¦ветвящиеся и ¦ ¦ветвящиеся и ¦ ¦ ¦
¦циклические ¦ ¦циклические ¦ ¦ ¦
¦алгоритмы. ¦ ¦алгоритмы. ¦ ¦ ¦
¦Структурная ¦ ¦Вспомогательные ¦ ¦ ¦
¦методика ¦ ¦алгоритмы. Метод ¦ ¦ ¦
¦алгоритмизации. ¦ ¦пошаговой ¦ ¦ ¦
¦Вспомогательные ¦ ¦детализации. ¦ ¦ ¦
¦алгоритмы. Метод ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦пошаговой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦детализации. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+-----------------+------+----------------+
¦Программное ¦ 12 ¦Как работает ¦ 10 ¦Материал раздела¦
¦управление ¦ ¦компьютер ¦ ¦"Как работает ¦
¦работой ¦ ¦Представление ¦ ¦компьютер" в ¦
¦компьютера ¦ ¦чисел в памяти ¦ ¦новой редакции ¦
¦Алгоритмы работы ¦ ¦ЭВМ. Машинная ¦ ¦программы уже ¦
¦с величинами: ¦ ¦арифметика. Язык ¦ ¦рассмотрен в ¦
¦константы, ¦ ¦машинных команд. ¦ ¦предыдущих ¦
¦переменные, ¦ ¦Структура и ¦ ¦разделах ¦
¦понятие типов ¦ ¦работа ¦ ¦программы, за ¦
¦данных, ввод и ¦ ¦процессора. ¦ ¦исключением темы¦
¦вывод данных. ¦ ¦История развития ¦ ¦"История ¦
¦Языки ¦ ¦ЭВМ. ¦ ¦развития ЭВМ" - ¦
¦программирования ¦ ¦Введение в ¦ 7 ¦она ¦
¦высокого уровня ¦ ¦программирование ¦ ¦рассматривается ¦
¦(ЯПВУ), их ¦ ¦<6> ¦ ¦в следующем ¦
¦классификация. ¦ ¦Алгоритмы работы ¦ ¦разделе. ¦
¦Структура ¦ ¦с величинами: ¦ ¦Раздел ¦
¦программы на ¦ ¦понятие типов ¦ ¦"Программи- ¦
¦языке "Паскаль". ¦ ¦данных в АЯ, ввод¦ ¦рование" в новой¦
¦Представление ¦ ¦- вывод данных. ¦ ¦редакции ¦
¦данных в ¦ ¦Языки ¦ ¦программы ¦
¦программе. ¦ ¦программирования ¦ ¦рассматривается ¦
¦Правила записи ¦ ¦высокого уровня ¦ ¦в обязательной ¦
¦основных ¦ ¦(ЯПВУ), их ¦ ¦(основной) части¦
¦операторов: ¦ ¦классификация, ¦ ¦программы и, ¦
¦присваивания, ¦ ¦понятие о ¦ ¦соответственно, ¦
¦ввода, вывода, ¦ ¦синтаксисе и ¦ ¦учебника. ¦
¦ветвления, ¦ ¦семантике. ¦ ¦ ¦
¦циклов. ¦ ¦Введение в ¦ ¦ ¦
¦Структурированный¦ ¦программирование ¦ ¦ ¦
¦тип данных - ¦ ¦на ЯПВУ. ¦ ¦ ¦
¦массив. Способы ¦ ¦Искусственный ¦ 6 ¦ ¦
¦описания и ¦ ¦интеллект и базы ¦ ¦ ¦
¦обработки ¦ ¦знаний ¦ ¦ ¦
¦массивов. ¦ ¦Модели знаний и ¦ ¦ ¦
¦Этапы решения ¦ ¦искусственный ¦ ¦ ¦
¦задачи с ¦ ¦интеллект. Базы ¦ ¦ ¦
¦использованием ¦ ¦знаний (БЗ) и ¦ ¦ ¦
¦программирования:¦ ¦экспертные ¦ ¦ ¦
¦постановка, ¦ ¦системы. ¦ ¦ ¦
¦формализация, ¦ ¦Пролог как ¦ ¦ ¦
¦алгоритмизация, ¦ ¦средство ¦ ¦ ¦
¦кодирование, ¦ ¦построения БЗ ¦ ¦ ¦
¦отладка, ¦ ¦логического типа.¦ ¦ ¦
¦тестирование. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+-----------------+------+----------------+
¦Информационные ¦ 4 ¦ ¦ ¦Новая программа ¦
¦технологии и ¦ ¦ ¦ ¦существенно ¦
¦общество ¦ ¦ ¦ ¦добавлена ¦
¦ПРЕДЫСТОРИЯ ¦ ¦ ¦ ¦вопросами ¦
¦ИНФОРМАЦИОННЫХ ¦ ¦ ¦ ¦социальной ¦
¦ТЕХНОЛОГИЙ. ¦ ¦ ¦ ¦информатики. ¦
¦История чисел и ¦ ¦ ¦ ¦В редакции ¦
¦системы ¦ ¦ ¦ ¦2002 - 2004 гг. ¦
¦счисления. ¦ ¦ ¦ ¦содержание ¦
¦История ЭВМ и ¦ ¦ ¦ ¦данного раздела ¦
¦ИКТ. ПОНЯТИЕ ¦ ¦ ¦ ¦не ¦
¦ИНФОРМАЦИОННЫХ ¦ ¦ ¦ ¦рассматривалось.¦
¦РЕСУРСОВ. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ИНФОРМАЦИОННЫЕ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦РЕСУРСЫ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦СОВРЕМЕННОГО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ОБЩЕСТВА. ПОНЯТИЕ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ОБ ИНФОРМАЦИОННОМ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ОБЩЕСТВЕ. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ПРОБЛЕМЫ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦БЕЗОПАСНОСТИ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ИНФОРМАЦИИ, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ЭТИЧЕСКИЕ И ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ПРАВОВЫЕ НОРМЫ В ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ИНФОРМАЦИОННОЙ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦СФЕРЕ. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+-----------------+------+----------------+
¦Всего ¦ 94 ¦ ¦ 102 ¦ ¦
+-----------------+------+-----------------+------+----------------+
¦Резерв ¦8(11) ¦ ¦ 0(3) ¦ ¦
+-----------------+------+-----------------+------+----------------+
¦Итого ¦ 102 ¦ ¦ 102 ¦ ¦
¦ ¦(105) ¦ ¦(105) ¦ ¦
L-----------------+------+-----------------+------+-----------------
--------------------------------
<6> Данная глава и глава "Искусственный интеллект и базы
знаний" были дополнительными по отношению к остальным.
Примечание: курсивом выделены тематические отличия программ.
|