Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Хабаровского края

Архив (обновление)

 

ПРИКАЗ КОМИТЕТА ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ОТ 23.10.96 N 326 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ "ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА"

(по состоянию на 21 августа 2006 года)

<<< Назад


          КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
   
                                ПРИКАЗ
   
                      от 23 октября 1996 г. N 326
   
            ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ
                       "ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА"
   
   
       Во исполнение    решения    коллегии    комитета   образования
   администрации Хабаровского края от 20.10.95 г. N 2  "О Хабаровском
   краевом  компоненте государственного образовательного стандарта" и
   в соответствии с постановлениями главы администрации  Хабаровского
   края  от  29.11.95  N 460   "Об  утверждении  порядка  разработки,
   утверждения и введения в действие Хабаровского краевого компонента
   государственного  образовательного стандарта общего образования" и
   от  16.02.96   N 77   "Об   утверждении   Хабаровского    краевого
   компонента  государственного  образовательного  стандарта   общего
   образования в части общих требований к его структуре и содержанию"
   ПРИКАЗЫВАЮ:
       1. Утвердить  в  качестве   элемента   Хабаровского   краевого
   компонента   государственного  образовательного  стандарта  общего
   образования стандарт образовательного модуля "Основы  экономики  и
   права",   присвоив  соответствующему  документу  код  ХКК  ГОС  ОО
   04.02,03.02-96.
       2. Делегировать   учредителям  общеобразовательных  учреждений
   право установления даты введения требований настоящего стандарта в
   подведомственных   учреждениях   на   период   с  01.09.1996 г. по
   01.09.2001 г. в зависимости от выбранной методической концепции их
   реализации.
       3. Муниципальным     органам     управления      образованием,
   руководителям общеобразовательных учреждений:
       3.1. Обеспечить подведомственные учреждения текстами стандарта
   образовательного модуля "Основы экономики и права".
       3.2. Организовать работу по подготовке к  введению  настоящего
   стандарта    в   действие   в   подведомственных   образовательных
   учреждениях в период с 01.09.1996 г. по 01.09.2001 г. путем выбора
   (разработки)  образовательными учреждениями методической концепции
   реализации соответствующих требований (включая определение  сроков
   введения,   выбор  (переработку)  учебных  предметных  программ  и
   названий учебных курсов,  определение места и "расчасовки" учебных
   курсов в школьных учебных планах и т.п.).
       4. Ведущему отделу развития  общего  образования  (Л.П.Карпец)
   совместно   с  Хабаровским  краевым  институтом  переподготовки  и
   повышения квалификации педагогических кадров (Н.П.Гришина):
       4.1. Принять  меры  по  организации разработки в 1996-97 годах
   программно - методического   обеспечения    требований   стандарта
   образовательного  модуля "Основы экономики и права" для учреждений
   основного и среднего (полного) общего образования.
       4.2. До   01.08.97 г.   подготовить   и   направить  в  районы
   методические  рекомендации  по  реализации  требований   настоящих
   стандартов.
       5. Ведущему отделу  педагогического  образования  и  кадрового
   обеспечения   (В.И.Пахомов)   совместно   с   Хабаровским  краевым
   институтом переподготовки и повышения квалификации  педагогических
   кадров  (Н.П.Гришина)  проработать вопрос о подготовке и повышении
   квалификации  педагогических  кадров  для  реализации   требований
   настоящего стандарта.
       6. Подведомственным     комитету     учреждениям      среднего
   профессионального    педагогического    образования   (Г.М.Гостев,
   А.П.Сизоненко,   Ю.М.Макаров)    учесть    настоящие    требования
   Хабаровского краевого компонента государственного образовательного
   стандарта при организации подготовки будущих учителей.
       7. Контроль  за  исполнением  настоящего  приказа  оставляю за
   собой.
       Основание: план работы комитета образования на 1996 г.
   
                                                Председатель комитета
                                                        В.Н.Никитенко
   
   
   
   
   
                                                            УТВЕРЖДЕН
                                                             Приказом
                                                 Комитета образования
                                                   администрации края
                                          от 23 октября 1996 г. N 326
   
             ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО
                       ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
   
             ОСНОВНОЕ И СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
   
   Стандарт образовательного
   модуля "Основы экономики
   и права"                                 ХКК ГОС ОО 04.02,03.02-96
   
                         Дата введения с 01.09.97 г. по 01.09.2001 г.
   
                                Введение
   
       Требования  дополнительного  образовательного  модуля  "Основы
   экономики и  права"  к  обязательному  минимуму  экономического  и
   правового   образования   устанавливаются   в  учреждениях  общего
   образования Хабаровского  края  с  целью  адаптации  школьников  в
   условиях  формирующейся рыночной экономики,  правового Российского
   государства и  возрастающей  самостоятельности  края  в  различных
   сферах его жизнедеятельности как субъекта Федерации.
       Дополнительный  образовательный  модуль  "Основы  экономики  и
   права"  направлен  на  реализацию потребностей Хабаровского края в
   повышении уровня экономической  и  гражданско - правовой  культуры
   учащихся, характеризующегося следующими основными чертами:
       - готовностью и желанием максимально  эффективно  использовать
   свои возможности на благо и себя, и общества, и государства;
       - способностью самостоятельно эффективно решать  экономические
   проблемы повседневной жизни;
       - успешной  адаптацией  в  постоянно  изменяющейся  окружающей
   экономической среде;
       - осознанием   необходимости    и    выгодности    дальнейшего
   самосовершенствования,   развития,   правового   и  экономического
   образования;
       - наличием  прочных  правовых  знаний  и  убеждений,  развитых
   правовых  чувств  (чувства  справедливости,  уважения  к  праву  и
   правоохранительным органам, законности);
       - готовностью занять активную  жизненную  позицию  в  вопросах
   созидания и совершенствования правовых отношений в государстве;
       - желанием  и  способностью  включиться  в  решение  личных  и
   социальных   проблем   на   основе   правового   и  экономического
   самоопределения;
       - высоким   правосознанием   и  наличием  чувства  гражданской
   ответственности за судьбу своей страны и родного края.
       Требования стандарта  дополнительного  образовательного модуля
   "Основы экономики и права" являются обязательными по  отношению  к
   субъектам    образовательного   процесса   в   общеобразовательных
   учреждениях  (классах),  расположенных  на   территории   края   и
   аккредитованных  комитетом  образования администрации Хабаровского
   края.
       Настоящий стандарт устанавливает:
       - требования к минимальному объему и содержанию предъявляемого
   для усвоения школьниками учебного материала ("Базовый инвариантный
   уровень предъявления учебного материала") по  двум  содержательным
   линиям: "Человек и экономика" и "Человек и право";
       - требования к уровню подготовки учащихся.
       Предъявляемый для  усвоения  школьникам  учебный  материал дан
   шире и глубже  по  сравнению  с  требуемым  уровнем  обязательного
   усвоения с целью обеспечения поля возможностей в освоении учебного
   материала в зависимости от их интереса и способностей.
       До  введения     федеральных     компонентов   государственных
   образовательных стандартов степень детализации, полнота, глубина и
   широта изложения  учителем  учебного  материала на уроке,  а также
   распределение  материала  по  классам,  определяются   предметными
   программами,     выбранными    (разработанными)    образовательным
   учреждением самостоятельно и утвержденным его правомочным  органом
   (при безусловном выполнении требований настоящего документа).
       Требования настоящего  стандарта  могут  быть  реализованы  на
   основе различных  методических концепций и,  являясь минимальными,
   позволяют широко реализовать принцип вариативости обучения:
       1. Реализация   требований  настоящего  стандарта  может  быть
   осуществлена  в  рамках  обоснованного  набора  учебных  дисциплин
   (образовательных     областей)     Базисного     учебного    плана
   общеобразовательных учреждений Российской Федерации путем введения
   дополнительных  содержательных  модулей  в соответствующие учебные
   программы.  В этом  случае  дополнительный  час  в  расписании  на
   изучение  краевой  инвариантной  дисциплины  "Основы  экономики  и
   права" в  9 - 11  классах  не  выделяется,  а  правомочный   орган
   образовательного  учреждения  утверждает  изменения и дополнения к
   предметным программам учебных дисциплин (например,  "Экономическая
   и   социальная   география   мира",   "Обществознание",  "Право  и
   политика", " Человек",  "Человек и общество",  "Человек и  право",
   "Граждановедение",  "Современный  мир",  "ОБЖ"  и  др.)  с  учетом
   требований настоящего образовательного стандарта.
       2. Реализация    требований    настоящего    стандарта   может
   осуществляться  в   рамках   интегративной   учебной   дисциплины,
   выделенной  в  качестве  "краевого  инварианта"  в учебном плане в
   соответствии  с  приказами   комитета   образования  администрации
   Хабаровского края от  14.03.96  NN 92, 93.    При этом  количество
   часов,  отведенное на  изучение  данной  интегративной  дисциплины
   региональными Базисными учебными планами является ориентировочным.
   В  зависимости   от   выбранных   (разработанных   самостоятельно)
   образовательным  учреждением  программ  данной  учебной дисциплины
   допускается  более  раннее  изучение  основ  экономики  и   права,
   например, с 5 или 8 класса.
       Требования настоящего стандарта  составлены таким образом, что
   их   реализация  возможна  на  основе  большинства  опубликованных
   общеобразовательных  программ  по  основам  экономики   и   права,
   например:
       - для     школ     (классов),     реализующих     традиционные
   общеобразовательные  программы,  содержательный  блок  "Человек  и
   экономика"  может  быть  реализован  на  основе  программы   курса
   "Введение в экономику";
       - для   школ   (классов),   реализующих    общеобразовательные
   программы  экономического профиля,  содержательный блок "Человек и
   экономика" может быть реализован на основе программ курсов "Основы
   экономики",     "Основы     бизнеса",    "Основы    экономики    и
   предпринимательства", "Прикладная экономика" и т.п.
       Частичная реализация  требований  стандарта учебной дисциплины
   "Основы экономики и права" возможна по решению правомочного органа
   образовательного  учреждения  на  основе  курса  "Человек и право"
   (Кравченко Ю.Б.,  Савушкин Д.П.,  Федорин В.П.  Человек  и  право:
   Программы  учебников  для  7 - 9 и 10 - 11 классов  средней школы.
    - Комитет   образования    администрации    Хабаровского    края.
   - Хабаровск, 1995) или других курсов правоведческой тематики.
       По решению образовательного учреждения могут  быть  приняты  и
   другие   варианты  методических  концепций  реализации  требований
   настоящего стандарта.
       Критерии оценки  выполнения  учащимися  требований  настоящего
   стандарта утверждаются образовательным учреждением самостоятельно.
       До принятия комитетом  образования  администрации Хабаровского
   края соответствующего решения,  образовательные учреждения  вправе
   самостоятельно  выбирать  (разрабатывать)  методические  концепции
   реализации   требований   настоящего   стандарта   и    предметные
   образовательные программы,  обеспечивающие эти требования (включая
   распределение учебного материала по классам и  ступеням  обучения,
   широту и глубину его изложения).
   
               Содержательная линия "Человек и экономика"
   
               БАЗОВЫЙ ИНВАРИАНТНЫЙ УРОВЕНЬ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ
                           УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
   
       Обучение  в  общеобразовательной  школе (9  кл., 10 - 11  кл.)
   школе обеспечивает учащимся возможность:
       - получить представление об экономике как науке,  ее  основных
   понятиях и категориях;
       - ознакомиться с фундаментальными экономическими  концепциями,
   принципами, аксиомами, моделями;
       - получить представление о структуре, типологизации, процессах
   функционирования и развития экономических систем;
       - получить представление об особенностях  различных  сегментов
   экономики   и   отраслей  народного  хозяйства  (с  использованием
   примеров краеведческого характера);
       - получить  представление об организационно - правовых основах
   управления экономикой,  механизмах государственного  регулирования
   экономики в России и Хабаровском крае;
       - ознакомиться с характерными чертами процессов  производства,
   распределения, обмена и потребления;
       - усвоить  природу  и  смысл  собственности,  как  социального
   феномена,   понять   связь   собственности  с  различными  формами
   хозяйствования и типами  экономических  систем  (с  использованием
   примеров на местном материале);
       - научиться распознавать типы отношений между собственником  и
   объектами собственности в конкретных ситуациях;
       - понять  природу  труда   как   особой   формы   человеческой
   деятельности;
       - получить представление о  трудовых  отношениях  в  обществе,
   рынке труда и рабочей силе;
       - получить представление о социальной функции оплаты труда;
       - понять причины и социальные последствия безработицы;
       - ознакомиться с основными положениями Российского и  местного
   законодательства о труде;
       - получить    представление    об     основных     показателях
   производительности труда, ее измерении и исчислении;
       - получить представление  о  товарно - денежных  отношениях  и
   социальной функции денег;
       - получить представление о механизмах ценообразования;
       - получить представление о рынке денег и ценных бумаг;
       - получить представление  о  финансах,  финансовых  потоках  и
   схемах финансовых связей в экономике;
       - получить представление о структуре финансовой системы;
       - получить  представление  о  структуре  налоговой  системы  и
   налоговой политике в России и крае;
       - получить  представление о бюджете как форме учета,  расчета,
   балансирования и регулирования финансов и денежного обращения;
       - получить  представление о структуре бюджетной системы России
   и края;
       - научиться  планировать  и  обосновывать  личный  и  семейный
   бюджет;
       - получить  представление  о  функциях  и структуре банковской
   системы и финансово - кредитной деятельности банков:
       - получить  представление  об  основах  предпринимательства  и
   бизнеса;
       - получить     представление     об     этике     и     морали
   предпринимательства;
       - получить    представление   об   особенностях   региональной
   экономики  (Хабаровского   края,   своего   района,   города)   на
   современном  этапе,  основных направлениях структурной перестройки
   экономики края;
       - ознакомиться  с  особенностями  системы экономики ряда стран
   Тихоокеанско - Азиатского региона (Япония,  Корея, Китай) и других
   стран  ближнего  и  дальнего зарубежья (по выбору образовательного
   учреждения);
       - получить      представление     о     тенденции     развития
   внешнеэкономических  связей   Хабаровского   края   и   Российской
   Федерации со странами Тихоокеанско - Азиатского региона;
       - приобрести  опыт  в   анализе   экономических   ситуаций   и
   происходящих изменений  в экономической и социально - политической
   жизни общества.
   
                ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
   
       Требования настоящего стандарта считаются  выполненными,  если
   учащиеся:
       - имеют представление о роли  экономики в жизни и деятельности
   людей;
       - умеют описательно раскрывать  фундаментальные  экономические
   концепции, принципы, модели, категории;
       - умеют применять основные экономические  категории,  понятия,
   формулы  в  практической  деятельности  для  анализа  и объяснения
   конкретной экономической ситуации;
       - умеют  приводить  конкретные  примеры действия экономических
   законов;
       - умеют определять особенности различных сегментов экономики и
   отраслей народного хозяйства Хабаровского края;
       - умеют    называть   и   кратко   характеризовать   механизмы
   государственного регулирования экономики;
       - умеют  осуществлять  правовую  оценку  несложных  конкретных
   ситуаций в  отношениях  "работник  -  работодатель",   исходя   из
   основных  положений  Российского  и  местного  законодательства  о
   труде;
       - умеют  приводить  примеры  и характеризовать примерные схемы
   производственного,  коммерческого, торгового предпринимательства и
   финансового бизнеса;
       - умеют  на  конкретных  примерах прогнозировать  и  оценивать
   возможные факторы риска предпринимательской деятельности;
       - владеют  элементарными   методиками   расчета   семейного  и
   потребительского бюджета;
       - используют содержание экономической информации, излагаемой в
   популярной  экономической литературе,  приводимой в статистических
   отчетах  и  справочниках,  используемой   в   средствах   массовой
   информации,  для  анализа экономических явлений и феноменов (в том
   числе на примерах региональной экономики);
       - умеют   формулировать   собственную   позицию   в  отношении
   экономической политики, проводимой государством в лице федеральных
   и местных органов власти,  излагать (устно и письменно) свою точку
   зрения по поводу экономических явлений и процессов;
       - умеют  характеризовать  особенности  региональной  экономики
   (Хабаровского  края,  своего района, города) на современном этапе,
   основные направления структурной перестройки экономики края;
       - умеют использовать различного рода информационные  источники
   для  составления  целостной  характеристики  систем экономики ряда
   стран Тихоокеанско - Азиатского региона (Япония,  Корея,  Китай) и
   других стран ближнего и дальнего зарубежья;
       - умеют  раскрывать  тенденции  развития   внешнеэкономических
   связей  Хабаровского  края  и  Российской  Федерации  со  странами
   Тихоокеанско - Азиатского региона.
   
                 Содержательная линия "Человек и право"
   
               БАЗОВЫЙ ИНВАРИАНТНЫЙ УРОВЕНЬ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ
                           УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
   
       Обучение  в  общеобразовательной  школе  (9 кл.,  10 - 11 кл.)
   школе обеспечивает учащимся возможность:
       - получить   представление  о  государстве  и  государственной
   власти  (история  и  причины   возникновения,   признаки,   формы,
   функции);
       - усвоить основные признаки правового государства;
       - получить представление о праве и его нормах;
       - получить представление об отраслях и источниках права;
       - получить представление о соотношении морали и права;
       - получить представление о чертах правовой культуры личности;
       - усвоить характеристику основ конституционного строя России;
       - ознакомиться с политической системой российского общества;
       - изучить Конституцию Российской Федерации;
       - понять   принципы   федеративного   устройства    Российской
   Федерации  и  правовые  основы разграничения полномочий Российской
   Федерации и Хабаровского края (с использованием в качестве примера
   Договора  о  разграничении  предметов  ведения  и полномочий между
   органами государственной власти Российской  Федерации  и  органами
   государственной власти Хабаровского края);
       - получить   представление    о    системе    законодательной,
   исполнительной и судебной власти в Российской Федерации;
       - получить представление о системе гражданских прав,  свобод и
   обязанностей, их юридических гарантиях в Российской Федерации;
       - получить представление о системе политических прав  человека
   и их юридических гарантиях в Российской Федерации;
       - получить   представление  о  сфере  избирательного  права  и
   избирательного процесса в Российской Федерации и Хабаровском крае;
       - получить    представление    о    правовом     регулировании
   межнациональных отношений в Российской Федерации;
       - получить представление о системе экономических, социальных и
   культурных  прав  человека и их юридических гарантиях в Российской
   Федерации;
       - получить    представление    о    системе   органов   охраны
   общественного порядка и государственной безопасности;
       - получить  представление  о чертах и признаках правомерного и
   неправомерного    поведения,    правонарушения,    проступка     и
   преступления;
       - получить   представление   об   уголовной    ответственности
   несовершеннолетних в Российской Федерации;
       - получить  представление  об  уголовном   праве   и   основах
   уголовного законодательства в Российской Федерации;
       - получить представление об основах трудового законодательства
   в Российской Федерации;
       - получить   представление   об   основах   брачно - семейного
   законодательства в Российской Федерации;
       - получить представление об основах жилищного законодательства
   в Российской Федерации;
       - получить  представление  об  охране   прав   потребителей  в
   Российской Федерации.
   
                ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
   
       Требования настоящего  стандарта считаются выполненными,  если
   учащиеся:
       - имеют  представления  о государстве и государственной власти
   (история и причины возникновения, признаки, формы, роль, функции и
   т.п.);
       - умеют   характеризовать    основные    признаки    правового
   государства;
       - умеют характеризовать основы конституционного строя России;
       - умеют  использовать  знания политической системы российского
   общества  для   характеристики   взаимоотношений   государства   и
   общественных объединений;
       - умеют   использовать   отдельные    положения    Конституции
   Российской  Федерации,  Устава  Хабаровского  края  и  Договора  о
   разграничении  предметов  ведения  и  полномочий  между   органами
   государственной    власти    Российской   Федерации   и   органами
   государственной власти Хабаровского края в качестве  примеров  для
   характеристики федеративного устройства страны;
       - умеют  характеризовать  конституционное  положение  (статус)
   Президента Российской Федерации;
       - умеют     характеризовать     систему      представительных,
   законодательных и судебных органов в Российской Федерации;
       - умеют называть  и  характеризовать свои  гражданские  права,
   свободы и обязанности;
       - имеют представление и уметь характеризовать  основные  нормы
   отдельных отраслей права в Российской Федерации;
       - умеют  применять   основные  положения  и  нормы   отдельных
   отраслей   права   для   характеристики   конкретных   ситуаций  и
   правоотношений;
       - умеют   характеризовать  структуру,  компетенции  и  функции
   органов   охраны   общественного   порядка    и    государственной
   безопасности;
       - умеют характеризовать уголовную ответственность за отдельные
   виды преступлений (преступления против жизни,  здоровья, свободы и
   достоинства  личности,   преступления   против   половой   свободы
   личности, клевета и оскорбление, хищения имущества, мошенничество,
   вымогательство,  хулиганство,  незаконные  действия   с   оружием,
   взрывчатыми и наркотическими веществами и т.д.);
       - умеют      характеризовать      особенности      привлечения
   несовершеннолетних к уголовной ответственности.


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz