Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Хабаровского края

Архив (обновление)

 

ПРИКАЗ КОМИТЕТА ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ОТ 31.03.97 N 110 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ИНФОРМАТИКА"

(по состоянию на 21 августа 2006 года)

<<< Назад


          КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
   
                                ПРИКАЗ
   
                       от 31 марта 1997 г. N 110
   
          ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
                             "ИНФОРМАТИКА"
   
   
       Во  исполнение   решения    коллегии    комитета   образования
   администрации Хабаровского края от 20.10.95 г.  N 2 "О Хабаровском
   краевом  компоненте государственного образовательного стандарта" и
   в соответствии с постановлениями главы администрации  Хабаровского
   края от   29.11.95  N  460  "Об  утверждении  порядка  разработки,
   утверждения и введения в действие Хабаровского краевого компонента
   государственного  образовательного стандарта общего образования" и
   от 16.02.96 N 77  "Об утверждении Хабаровского краевого компонента
   государственного  образовательного  стандарта общего образования в
   части общих требований к его структуре и содержанию"
   ПРИКАЗЫВАЮ:
       1. Утвердить  в  качестве   элемента   Хабаровского   краевого
   компонента   государственного  образовательного  стандарта  общего
   образования  стандарт  образовательной  дисциплины  "Информатика",
   присвоив соответствующему документу код ХКК ГОС 00 04.03.03-96.
       2. Делегировать  учредителям  общеобразовательных   учреждений
   право установления даты введения требований настоящего стандарта в
   подведомственных  учреждениях  на  период  с  01.09.1997   г.   по
   01.09.1999  г.  в  зависимости  от  имеющихся  условий организации
   учебного   процесса  (включая  возможности   кадрового,   учебно -
   методического и материально - технического обеспечения).
       3. Муниципальным     органам     управления      образованием,
   руководителям общеобразовательных учреждений:
       3.1. Обеспечить подведомственные учреждения текстами стандарта
   образовательной дисциплины "Информатика".
       3.2. Организовать работу по подготовке к  введению  настоящего
   стандарта    в   действие   в   подведомственных   образовательных
   учреждениях в период с 01.09.1997 г. по 01.09.1999 г. путем выбора
   (разработки)  образовательными учреждениями методической концепции
   реализации соответствующих требований (включая определение  сроков
   введения,   выбор   (переработку)   учебных  предметных  программ,
   определение места и "расчасовки"  учебной  дисциплины  в  школьных
   учебных планах и т.п.).
       4. Ведущему отделу развития  общего  образования  (Л.П.Карпец)
   совместно   с  Хабаровским  краевым  институтом  переподготовки  и
   повышения квалификации педагогических кадров (Н.П.Гришина):
       4.1. Принять  меры  по  организации разработки в 1997-98 годах
   программно - методического    обеспечения   требований   стандарта
   образовательной  дисциплины "Информатика" для учреждений основного
   и среднего (полного) общего образования.
       4.2. До   01.08.98   г.   подготовить  и  направить  в  районы
   методические  рекомендации  по  реализации  требований  настоящего
   стандарта.
       5. Ведущему отделу  педагогического  образования  и  кадрового
   обеспечения   (В.И.Пахомов)   совместно   с   Хабаровским  краевым
   институтом переподготовки и повышения квалификации  педагогических
   кадров  (Н.П.Гришина)  проработать вопрос о подготовке и повышении
   квалификации  педагогических  кадров  для  реализации   требований
   настоящего стандарта.
       6. Подведомственным     комитету     учреждениям      среднего
   профессионального    педагогического    образования   (Г.М.Гостев,
   А.П.Сизоненко,   Ю.М.Макаров)    учесть    настоящие    требования
   Хабаровского краевого компонента государственного образовательного
   стандарта при организации подготовки будущих учителей.
       7. Контроль  за  исполнением  настоящего  приказа  оставляю за
   собой.
       Основание: план работы комитета образования на 1997 г.
   
                                                Председатель комитета
                                                        В.Н.Никитенко
   
   
   
   
   
                                                            УТВЕРЖДЕН
                                                             Приказом
                                                 Комитета образования
                                      администрации Хабаровского края
                                            от 31 марта 1997 г. N 110
   
             ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО
                       ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
   
                   СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
   
   Стандарт образовательной
   дисциплины "Информатика"                    ХКК ГОС 00 04.03.03-96
   
                                          Дата введения с 01.09.97 г.
   
                        I. Пояснительная записка
   
       Требования краевого стандарта учебной дисциплины "Информатика"
   к  обязательному  минимуму содержания обучения и уровню подготовки
   школьников  устанавливаются  в  учреждениях   общего   образования
   Хабаровского   края   с  целью  адаптации  школьников  в  условиях
   формирующейся  в  мировом  сообществе,  Российской   Федерации   и
   собственно  в  крае  информационной  среды,  а  также возрастающей
   самостоятельности края в различных  сферах  его  жизнедеятельности
   как   субъекта   Федерации.   Стандарт   направлен  на  реализацию
   потребностей Хабаровского края в повышении  уровня  информационной
   культуры учащихся.
       Стандарт разработан  в  соответствии  с  постановлением  главы
   администрации  Хабаровского  края от 16.02.96 N 77 "Об утверждении
   Хабаровского краевого компонента государственного образовательного
   стандарта  общего  образования  в  части  общих  требований  к его
   структуре и содержанию" на основе требований,  сформулированных  в
   Базисном  учебном  плане общеобразовательных учреждений Российской
   Федерации  (приказ  Минобразования  России  от  07.06.93  N  237),
   согласно  которым  курс  информатики  входит в вариативную часть и
   может изучаться  с  7  класса  или  в  10-11  классах  по  решению
   региональных  органов  управления  образованием  в  зависимости от
   имеющихся в регионе условий.
       Система образования  Хабаровского  края характеризуется резким
   различием   условий   для    изучения    курса    информатики    в
   общеобразовательных  учреждениях  отдельных  территорий  (районов,
   городов) - в  целом  при  слабой  материально - технической  базе,
   программно - методическом    обеспечении   и  в  подготовленных  в
   недостаточном  количестве  педагогических   кадров,  имеет   место
   существенное  разнообразие  типов  и  конфигураций  вычислительной
   техники.  Именно поэтому с учетом реальных условий,  сложившихся в
   крае,  до  принятия в Российской Федерации федеральных компонентов
   государственных    образовательных     стандартов     предлагается
   образовательным   учреждениям   Хабаровского   края   организовать
   изучение курса информатики в 10-11 классах.
       Разработчики Стандарта   исходили  из  необходимости  создания
   условий  в  системе  общего  образования  края  для   формирования
   информационной   культуры  личности,  соответствующей  современным
   требованиям постиндустриального общества,  доступными в  настоящее
   время в каждом общеобразовательном учреждении края педагогическими
   и  техническими  средствами  обучения.  При  этом   требования   к
   организации  учебного  процесса  по  информатике  с использованием
   соответствующих технических средств не является необходимым  (хотя
   - желательным).
       Действующий в   настоящее   время   Базисный   учебный    план
   общеобразовательных учреждений Российской Федерации и региональный
   Базисный учебный план предусматривают введение курса под названием
   "Информатика"  вместо  существующего  ныне - "Основы информатики и
   вычислительной техники".  Таким образом применительно  к  проблеме
   стандартизации   поставлена   задача   -  определить  структуру  и
   содержание  образования  в  области  информатики,  объем   учебной
   нагрузки и требования к уровню подготовки учащихся.
       Следует отметить,  что   в   период   становления   дисциплины
   "Информатика"  и перехода к многообразным образовательным системам
   стандарт  должен  сыграть  стабилизирующую  роль.  Не  ограничивая
   автономий   общеобразовательных   учреждений  различных  видов,  в
   строгом соответствии с принципом вариативности  обучения,  краевой
   образовательный  стандарт  по "Информатике" регламентирует базовый
   инвариантный уровень предъявления учебного материала и минимальные
   требования  к  уровню  подготовки  учащихся  по учебной дисциплине
   "Информатика".
       Предметные программы   учебной   дисциплины   "Информатика"  в
   различных общеобразовательных учреждениях,  составленные на основе
   требований настоящего стандарта, могут существенно отличаться друг
   от друга как по широте,  так  и  по  глубине  изучения  материала.
   Вместе с  тем,  все  они обязаны обеспечить уровень образованности
   школьников по данной дисциплине  не  ниже  задаваемого  стандартом
   (настоящий  стандарт  составлен таким образом,  что его требования
   могут быть реализованы большинством из имеющихся учебных  программ
   и  изданных  с  рекомендательным  грифом  Министерства образования
   учебников и учебных пособий).
       Сложившаяся в    настоящее    время    практика   преподавания
   информатики в школах Хабаровского края характеризуется  следующими
   основными факторами.
       Во-первых, в   обучении   информатике   сегодня   используются
   несколько различных программ и учебных пособий,  отличающихся друг
   от друга  по  содержанию  и  направленности  изложения  материала,
   глубине  изучения  отдельных  вопросов.  При  этом  ряд  важнейших
   вопросов  курса,  имеющих  большое  общеобразовательное  значение,
   остаются  порой  вне  содержания  обучения  информатике  во многих
   школах.
       Во-вторых, как известно, курс информатики был введен в учебные
   планы  школ  как  средство  обеспечения  компьютерной  грамотности
   молодежи, подготовки школьников к практической деятельности, труду
   в  условиях  информационного  общества.  При   этом   значительный
   общеобразовательный потенциал этого курса был не востребован.
       В настоящее  время  можно  отметить   тенденцию   постепенного
   размежевания задач компьютерной грамотности и задач изучения основ
   информатики,  причем со временем такая  тенденция  будет,  видимо,
   нарастать.   Как   отмечалось   выше,   школы   Хабаровского  края
   недостаточно оснащены вычислительной техникой,  при этом часто она
   морально  и  физически  устаревшая.  Дальнейшее развитие школьного
   курса информатики связано с явной тенденцией усиления  внимания  к
   общеобразовательным функциям   этого   курса,   его  потенциальным
   возможностям  для  решения  общих  задач  обучения,  воспитания  и
   развития школьников. Такое изменение направленности целей обучения
   информатике, несомненно, приведет к корректировке его содержания.
       Выведение основных  компонентов  содержания школьного обучения
   информатике должно сыграть стабилизирующую  роль,  оказать  помощь
   учителям,  дать им ориентиры для выработки обоснованных требований
   к подготовке  учащихся,  выделению  в  содержании  курса  ключевых
   вопросов, имеющих общеобразовательное значение.
       Содержание курса  информатики  должно  сочетать  в  себе   три
   важнейших аспекта его общеобразовательной значимости:
       - мировоззренческий   аспект,   связанный   в    основном    с
   формированием   представлений  о  роли  информации  в  управлении,
   специфике   самоуправляемых    систем,    общих    закономерностях
   информационных процессов в системах различной природы;
       - алгоритмический  (программистский)   аспект,   связанный   в
   настоящее   время   уже   в  большей  мере  с  развитием  мышления
   школьников;
       - "пользовательский"    аспект,    связанный   с   подготовкой
   школьников  к  практической  деятельности  в   условиях   широкого
   использования информационных технологий.
   
                   II. Общая характеристика Стандарта
   
       Основная цель   школьного   курса  информатики  -  обеспечение
   прочного и сознательного овладения  учащимися  основами  знаний  о
   процессах   хранения,  преобразования,  передачи  и  использования
   информации и раскрытия на этой основе роли  понятий  "информация",
   "информационный   процесс"   в  формировании  современной  научной
   картины мира,  значения информационных технологий и вычислительной
   техники   в   развитии   современного   общества.   Школьный  курс
   информатики направлен на создание условий для формирования  умений
   сознательного  и  рационального использования ЭВМ и информационных
   технологий в своей учебной,  а затем  в  будущей  профессиональной
   деятельности.
       Стандарт школьного   образования   по   информатике   является
   нормативным документом, определяющим требования:
       - к содержанию общеобразовательного курса информатики  в  виде
   базового уровня его предъявления учащимся;
       - к минимально необходимому уровню подготовки учащихся в  виде
   набора требований к умениям и научным представлениям школьников;
       - к месту курса в учебном плане школы,  его объему  в  учебных
   часах.
       Данный стандарт  рассматривает  общеобразовательную   область,
   предоставленную  в учебном плане школы,  курсом информатики в двух
   аспектах.  Первый  аспект  -  общие  закономерности   развития   и
   функционирования информационных процессов,  общие способы и методы
   работы с информацией.  Второй  аспект  данной  общеобразовательной
   области  -  методы  и  средства получения,  обработки,  хранения и
   использования информации с помощью  компьютера  и  других  средств
   новых информационных технологий.
       Настоящий стандарт устанавливает:
       - требования к минимальному объему и содержанию предъявляемого
   для усвоения школьниками учебного материала ("Базовый инвариантный
   уровень предъявления учебного материала");
       - требования  к  уровню   подготовки   учащихся   по   краевой
   инвариантной дисциплине "Информатика".
       Предъявляемый для усвоения  школьникам  учебный  материал  дан
   шире  и  глубже  по  сравнению  с  требуемым уровнем обязательного
   усвоения с целью обеспечения поля возможностей в освоении учебного
   материала в зависимости от их интереса и способностей, а также для
   учета  имеющихся  в   распоряжении   образовательного   учреждения
   реальных условий технического сопровождения и обеспечения учебного
   процесса.
       До введения     федеральных     компонентов    государственных
   образовательных стандартов,  степень детализации, полнота, глубина
   и  широта изложения учителем учебного материала на уроке,  а также
   распределение  материала  по  классам,  определяются   предметными
   программами,     выбранными    (разработанными)    образовательным
   учреждением самостоятельно и утвержденным его правомочным  органом
   (при безусловном выполнении требований настоящего документа).
       Требования настоящего  стандарта  могут  быть  реализованы  на
   основе  различных  методических  концепций  (в том числе на основе
   "машинного" и "безмашинного" вариантов),  и, являясь минимальными,
   позволяют широко реализовать принцип вариативности обучения.
       При наличии соответствующих условий  по  решению  правомочного
   органа  управления  образовательным учреждением возможна частичная
   реализация требований настоящего Стандарта  на  ступени  основного
   общего образования (с 7 класса).
   
              III. Основные содержательные линии Стандарта
   
       Вопросы, связанные   с   пониманием   сущности  информационных
   процессов,  информационных основ процессов управления  в  системах
   различной   природы,   вопросы,   охватывающие   представление   о
   возникновении,  передаче информации,  каналах передачи информации,
   количестве   информации.   Способы  представления  информации  для
   формального исполнителя.
       Вопросы, связанные  с  выбором исполнителя для решения задачи,
   анализом его свойств, возможностей и эффективности его применения.
       Вопросы, связанные с описанием реальных объектов и явлений для
   их исследования с помощью ЭВМ.
   
              ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
                    УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ИНФОРМАТИКА"
   
                    Теоретические основы информатики
   
       Информация и  ее  виды.  Количество  информации  и  единицы ее
   измерения.  Системы счисления. Двоичная система счисления. Способы
   преобразования и хранения информации. Способы и средства передачи,
   хранения и воспроизведения информации.
       Выпускники учреждения  среднего (полного) общего образования в
   результате изучения приведенного  выше  блока  содержания  учебной
   дисциплины "Информатика" должны уметь:
       - приводить примеры обмена информацией различного вида в быту,
   в   школе,   на   производстве   и  определять  виды  передаваемой
   информации;
       - использовать   понятие  единицы  количества  информации  для
   определения  объема  памяти, необходимого  для   хранения   одного
   символа, числа, страницы текста;
       - использовать  понятие   системы   счисления   для   перевода
   положительных  целых  чисел  из  десятичной  системы  счисления  в
   двоичную и обратно;
       - приводить примеры кодирования информации.  Объяснять принцип
   кодирования  на  примерах  числовой   символьной   и   графической
   информации;
       - приводить примеры способов и средств  передачи,  хранения  и
   воспроизведения информации,  включая печать,  радио,  телевидение,
   телефон,  телефакс,  копировальный  аппарат  и  другие.  Объяснять
   принцип их действия на 2-3 примерах.
   
                   Электронные вычислительные машины
   
       История развития   вычислительной  техники.  Архитектура  ЭВМ.
   Основные устройства ЭВМ. Принцип программного управления.
       Выпускники учреждения  среднего (полного) общего образования в
   результате изучения приведенного  выше  блока  содержания  учебной
   дисциплины "Информатика" должны уметь:
       - характеризовать    основные    этапы    истории     развития
   вычислительной техники;
       - характеризовать основные черты поколений ЭВМ;
       - объяснять   назначение   основных   устройств  персонального
   компьютера (микропроцессор,  память,  устройства  ввода  -  вывода
   информации),  приводить  4-5  примеров  устройств  ввода  - вывода
   информации.
   
                          Сферы применения ЭВМ
   
       ЭВМ на производстве, в управлении и в быту.
       Выпускники учреждения  среднего (полного) общего образования в
   результате изучения приведенного  выше  блока  содержания  учебной
   дисциплины "Информатика" должны уметь:
       - приводить 8-10 примеров использования ЭВМ на производстве, в
   управлении и в быту.
   
                      Программное обеспечение ЭВМ
   
       Структура программного  обеспечения  ЭВМ.  Прикладные задачи и
   программное обеспечение для их решения.
       Выпускники учреждения  среднего (полного) общего образования в
   результате изучения приведенного  выше  блока  содержания  учебной
   дисциплины "Информатика" должны уметь:
       - объяснять   назначение    различных    типов    программного
   обеспечения персональной ЭВМ;
       - определять  виды   прикладного   программного   обеспечения,
   необходимого для решения поставленной конкретной задачи.
   
            ЭВМ как средство подготовки, хранения, передачи
                         и получения информации
   
       Устройства хранения информации.  Файлы.  Базы и банки  данных.
   Устройства передачи информации.  Совместное использование ресурсов
   вычислительных машин многими пользователями, локальные сети. Обмен
   информацией  между  удаленными вычислительными машинами,  модемы и
   другие телекоммуникационные устройства.  Глобальные сети  ЭВМ,  их
   возможности:   электронная   почта,   телеконференции,   доступ  к
   библиотекам, базам  и  банкам  данных.  Выразительные  возможности
   современных вычислительных машин, мультимедиа.
       Выпускники учреждения среднего (полного) общего образования  в
   результате  изучения  приведенного  выше  блока содержания учебной
   дисциплины "Информатика" должны уметь:
       - приводить  3  -  4  примера  устройств хранения информации с
   последовательным  и  произвольным  доступом.  Объяснять   принципы
   работы дисковых накопителей;
       - называть основные атрибуты  файлов  и  использовать  их  для
   характеристики конкретного файла;
       - объяснять назначение и принцип действия модема;
       - приводить    примеры   задач,   которые   можно   решать   с
   использованием возможностей локальной сети;
       - приводить примеры задач,  решаемых в глобальных компьютерных
   сетях. Отвечать на вопросы о  том,  какие  возможности  глобальных
   сетей  следует  использовать  для  обмена  сообщениями  и данными,
   обсуждения  общих  проблем,   поиска   и   получения   необходимой
   информации;
       - приводить примеры выразительных возможностей компьютера и их
   применения.
   
                Основы алгоритмизации и программирования
   
       Понятие алгоритма.  Алгоритмы в деятельности человека. Примеры
   конкретных исполнителей. Способы записи алгоритмов. Понятие языков
   программирования.  Основные  алгоритмические структуры:  линейные,
   ветвления,  повторения. Условия в ветвлениях и повторениях. Запись
   условий  в  виде  логических  выражений.  Логические операции "И",
   "ИЛИ", "НЕ". Вложение основных алгоритмических структур. Разбиение
   задачи  на  подзадачи,  оформление подзадач в виде вспомогательных
   алгоритмов.  Величины:  имя,  тип, значение. Присваивание значений
   величинам.  Алгоритмы работы с величинами.  Ввод исходных данных и
   вывод результатов.  Структуры данных,  представление данных в виде
   линейных  и  прямоугольных  таблиц.  Простые  алгоритмы  поиска  и
   сортировки  данных  в  таблицах.  Текстовые  величины,   обработка
   текстовых величин.
       Выпускники учреждения среднего (полного) общего образования  в
   результате  изучения  приведенного  выше  блока содержания учебной
   дисциплины "Информатика" должны уметь:
       - приводить примеры алгоритмов и их исполнителей из жизненного
   опыта;
       - записывать алгоритмы одним из способов;
       - приводить примеры 3 - 4 языков программирования и  указывать
   их назначение;
       - применять   линейные,   разветвляющиеся   и    повторяющиеся
   структуры для решения задач на составление простых алгоритмов;
       - решать задачи на составление логических условий в ветвлениях
   и  повторениях  с  использованием логических операций "И",  "ИЛИ",
   "НЕ";
       - решать задачи на составление алгоритмов с вложением основных
   алгоритмических структур с уровнем вложенности до 3;
       - выделять  при решении задачи подзадачи и оформлять их в виде
   вспомогательных алгоритмов;
       - определять типы величин, используемых для решения задачи, их
   начальные значения, записывать присваивания значений величинам;
       - записывать   операции   ввода   исходных   данных  и  вывода
   результатов;
       - составлять  алгоритмы  формирования линейных и прямоугольных
   таблиц;
       - решать  задачи  на поиск в линейных и прямоугольных таблицах
   по заданному условию;
       - применять  общие методы сортировки линейных таблиц к решению
   задач на составление алгоритмов сортировки по заданному правилу;
       - решать  задачи на составление алгоритмов обработки текстовых
   величин с использованием "вырезки" и "склеивания".
   
                               Заключение
   
       На основе требований настоящего  Стандарта  правомочный  орган
   общеобразовательного   учреждения   разрабатывает   (выбирает   из
   имеющихся) и утверждает  рабочую  программу  курса  "Информатика",
   уточняет место и объем часов,  отведенные в учебном плане школы на
   его изучение.  При этом  порядок  и  логика  развертки  содержания
   учебного  материала  при  планировании  учебного процесса может не
   совпадать с порядком и логикой представления содержательных блоков
   учебного материала, определенной настоящим Стандартом.
       Критерии оценки  выполнения  учащимися  требований  настоящего
   стандарта утверждаются образовательным учреждением самостоятельно.
       До принятия комитетом образования  администрации  Хабаровского
   края  соответствующего решения,  образовательные учреждения вправе
   самостоятельно  выбирать  (разрабатывать)  методические  концепции
   реализации    требований   настоящего   стандарта   и   предметные
   образовательные программы,  обеспечивающие эти требования (включая
   распределение  учебного  материала по классам и ступеням обучения,
   широту и глубину его изложения).


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz