Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Хабаровского края

Архив (обновление)

 

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ КОМИТЕТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ОТ 28.10.98 N 6 ОБ ИТОГАХ АТТЕСТАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

(по состоянию на 21 августа 2006 года)

<<< Назад


                       КОМИТЕТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
                    АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

                            РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

                       от 28 октября 1998 г. N 6

          ОБ ИТОГАХ АТТЕСТАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ
                 ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ


       Заслушав информацию заместителя председателя  комитета  общего
   образования   администрации   края  (Иванцевой  И.А.)  "Об  итогах
   аттестации    и    государственной     аккредитации     дошкольных
   образовательных учреждений" коллегия отмечает,  что аттестация ДОУ
   в  крае  позволила   осуществить   государственный   контроль   за
   деятельностью   образовательных   учреждений  в  части  реализации
   образовательных  программ   и   повышения   качества   дошкольного
   образования.   Комитетом  общего  образования  администрации  края
   определена стратегия деятельности в данном направлении.
       В течение   1997-98   гг.   прошли  аттестацию  48  дошкольных
   образовательных учреждений (8,8% от общего количества).
       Аттестация показала,    что   в   дошкольных   образовательных
   учреждениях  края  проводится  работа  по  обновлению   содержания
   образования,  вводятся новые программы, педагогические технологии.
   В целях удовлетворения потребностей  детей  и  запросов  родителей
   ведется  поиск  новых  форм  организации  дошкольного образования:
   группы  кратковременного  пребывания  детей  в  детском  саду,  по
   подготовке  к обучению в школе неорганизованных детей,  для детей,
   нуждающихся в социальной и правовой защите. Создаются новые типы и
   виды   ДОУ:   школа - детский   сад,     дошкольные     учреждения
   комбинированного и компенсирующего вида,  детский сад присмотра  и
   оздоровления.
       Положительное заключение краевой  аттестационной  комиссии  по
   аттестации  в крае явилось основанием для получения 48 дошкольными
   образовательными   учреждениями    государственной   аккредитации.
   II категорию  по результатом государственной аккредитации получили
   36 ДОУ (75%  от общего количества аккредитованных учреждений), III
   категорию - 12 ДОУ (или 25%).
       Вместе с тем,  в ходе  аттестации  дошкольных  образовательных
   учреждений  было  отмечено,  что развитие содержания образования в
   ряде дошкольных  учреждений  затруднено  отсутствием  необходимого
   программно - методического  обеспечения  в  соответствии с уровнем
   психофизического развития детей.  Отсутствуют единые требования  к
   диагностике развития детей.
       Не отвечает   современным   требованиям    нормативная    база
   дошкольного  образования  в  части  санитарных  норм  и  правил на
   территории Хабаровского края.
       Отмечена проблема преемственности между дошкольным и начальным
   звеном общего образования в реализации  образовательных  программ.
   Многими  дошкольными  учреждениями  и  школами,  расположенными на
   одном   жилмассиве,   не   согласуется   применение   программ   в
   соответствии с развитием детей.
       Не соблюдается периодичность курсовой подготовки  педагогов  в
   ряде территорий края. На основании вышеизложенного коллегия
   РЕШИЛА:
       1. Краевой,  районными (городскими) комиссиями по аттестации и
   аккредитации  проведена  целенаправленная  работа  по  определению
   уровня реализации образовательных программ дошкольного образования
   в крае.
       2. Муниципальным органам управления образованием:
       2.1. Проанализировать  результаты  аттестации  и  аккредитации
   ДОУ.
       2.2. Определить   меры   по   дальнейшему    совершенствованию
   механизма дифференцированной оценки деятельности ДОУ, усилить роль
   методической службы.
       3. Отделам  комитета  общего  образования  администрации  края
   лицензирования,  аттестации и аккредитации (Иванцева И.А.), общего
   образования и     работы     с     муниципальными    образованиями
   (Антюхова В.А.):
       3.1. Продолжить   работу   по  созданию  нормативной  базы  по
   аттестации и аккредитации дошкольных  образовательных  учреждений.
   Подготовить  проект  Закона  Хабаровского  края  "Об  аттестации и
   государственной   аккредитации   образовательных   учреждений   на
   территории Хабаровского края" (II квартал 1999 г.)
       3.2. Совместно    с   краевой   санитарно - эпидемиологической
   службой   (Крайсанэпиднадзор)   разработать   краевые  СанПиНи  по
   дошкольному  образованию  и  утвердить  их  постановлением   главы
   администрации края (I полугодие 1999 года).
       3.3. Разработать     модель     финансирования      дошкольных
   образовательных учреждений на территории края по итогам аттестации
   и аккредитации (январь 1999 г.).
       3.4. Разработать     единые     требования    по    применению
   диагностических   методик   определения   уровня   развития  детей
   (I полугодие 1999 года).
       3.5. Провести  краевой  семинар  "О  совершенствовании  работы
   органов   управления   образованием   по   аттестации   дошкольных
   образовательных учреждений" (I полугодие 1999 г.).
       4. Отделу    информации,    информатизации    и   издательской
   деятельности  комитета  общего  образования   администрации   края
   (Король   А.М.)   организовать  публикацию  материалов  по  итогам
   аттестации    и    государственной     аккредитации     дошкольных
   образовательных  учреждений  в  информационном  бюллетене комитета
   общего образования.
       5. Институту    переподготовки    и   повышения   квалификации
   педагогических кадров (Гришина Н.П.):
       5.1. Изучить  и обобщить опыт работы ДОУ N 167  г. Хабаровска,
   ДОУ N 126   г.   Комсомольска-на-Амуре   по      теме:    "Система
   управленческой    деятельности     по     организации     учебно -
   воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях"
   для использования в работе учреждениями края.
       5.2. Продолжить  практику  обучения  экспертов  по  проведению
   аттестации  дошкольных  образовательных учреждений (в течение 1999
   года).
       6. Отделу  педагогического образования и кадрового обеспечения
   комитета общего образования (Пахомов В.И.)  совместно  с  ИППК  ПК
   организовать повышение квалификации работников ДОУ через различные
   формы.
       7. Контроль за исполнением решения коллегии возложить на отдел
   лицензирования,  аттестации   и   аккредитации   комитета   общего
   образования (Иванцева И.А.).

                                                Председатель коллегии
                                                          Л.Ф.Обухова

                                                   Секретарь коллегии
                                                        Н.В.Землякова





                                                           Приложение
                                                   к решению коллегии
                                          Комитета общего образования
                                      администрации Хабаровского края
                                            от 28 октября 1998 г. N 6

                                СПРАВКА

             ПО ИТОГАМ АТТЕСТАЦИИ И АККРЕДИТАЦИИ ДОШКОЛЬНЫХ
                       ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

       В соответствии  с  приказом  Министерства  образования  РФ  от
   22.08.96 N 448 "Об утверждении документов по проведению аттестации
   и   государственной   аккредитации   дошкольных    образовательных
   учреждений",  приказом  комитета  общего образования администрации
   края  от  21.07.97  N  96  "О  проведении  аттестации   дошкольных
   образовательных  учреждений"  на  территории  Хабаровского  края в
   период с октября 1997 по сентябрь 1998 года  проведена  аттестация
   дошкольных образовательных учреждений.
       Проведенная в  крае  аттестация   дошкольных   образовательных
   учреждений    позволила    осуществить    комплексную   экспертизу
   деятельности дошкольных  учреждений  на  соответствие  требованиям
   временным      государственным     образовательным     стандартам,
   стимулировать деятельность дошкольных образовательных учреждений в
   направлении  повышения  качества  дошкольного образования,  защиты
   ребенка от некомпетентных педагогических воздействий.
       В ходе  работы  экспертных  комиссий  (районных,  городских  и
   краевой) проведен анализ  образовательной  деятельности  с  учетом
   действующих нормативных документов по основным направлениям:
       - содержание и методы воспитания и обучения;
       - кадровое обеспечение педагогического процесса;
       - организация   деятельности   дошкольного    образовательного
   учреждения (управление);
       - материально - технические  и   медико - социальные   условия
   пребывания детей;
       - оценка деятельности дошкольного образовательного  учреждения
   родителями воспитанников.
       Из 540 дошкольных образовательных учреждений в крае заявило на
   аттестацию 48 дошкольных учреждений или 8,8%.
       Анализ материалов,  представленных  в  краевую  аттестационную
   комиссию  и  изучение  работы на местах показали,  что в крае идет
   обновление содержания и форм дошкольного  образования.  Экспертиза
   показала,  что  уровень  реализуемых  образовательных  программ  в
   дошкольных   учреждениях   соответствует   временным   (примерным)
   требованиям МО РФ.  ДОУ, заявившие на присвоение второй категории,
   указали на приоритетные направления в их деятельности.
       В аттестованных  образовательных  учреждениях  края обозначены
   следующие приоритетные направления:
       - физическое   развитие   и   экологическое  воспитание  в  19
   учреждениях из 48 (что составляет 38,7%).
       В аттестованных  ДОУ района  им. Лазо большое внимание уделяют
   воспитанию  у  детей  экологической  культуры.  В  ДОУ  внедряются
   программы "Юный эколог", "Наш дом - природа".
       Физическое развитие  ребенка  как   приоритетное   направление
   определили   дошкольные    учреждения    ДОУ   NN   62,  106,  167
   г. Хабаровска,  "Аленушка",  Солнечного района,  ДОУ NN 9,  40, 44
   г. Николаевска-на-Амуре,  ДОУ N 4 Нанайского,  ДОУ NN 48,  15,  49
   Амурского районов, ДОУ NN 126, 83, 129 г. Комсомольска-на-Амуре. В
   этих  учреждениях  созданы  оптимальные  условия  для  физического
   развития детей:  бассейн, медицинское, физкультурное оборудования,
   проведение  лечебных  и профилактических мероприятий,  фитобар.  В
   большинстве из указанных  дошкольных  учреждениях  введены  ставки
   инструкторов по физической культуре.
       Внедрение программы  по  физическому  воспитанию   обусловлено
   суровыми  климатическими  условиями  Хабаровского  края  и сложной
   экологической обстановкой.  Основным показателем  в  эффективности
   проведенной  работы является снижение детской заболеваемости.  Так
   по статистическим данным заболеваемость детей  на  01.01.93  г.  в
   крае  составила  22,6  дня на одного ребенка.  В связи с этим были
   созданы в дошкольных учреждениях  группы  для  часто  и  длительно
   болеющих детей.  В 1998 году в 27 дошкольных учреждениях 178 таких
   групп.   Целенаправленная   работа   дала   возможность    снизить
   заболеваемость до 16,6 дней на одного ребенка по краю.
       Художественно - эстетическое      направление       обозначено
   приоритетным    в   дошкольных   учреждениях   NN   16,   44,   46
   г. Николаевска-на-Амуре,  N 6 п. Ванино, п. Солнечный "Светлячок",
   с. Тополево   Хабаровский   район,   Амурском  районе,  Ванинском,
   Верхнебуреинском районах.
       В данных  учреждениях  созданы  условия  для  развития у детей
   эстетического  вкуса,  творческих  способностей,   художественного
   труда;  для  занятий  театрализованной деятельности,  для развития
   музыкальных способностей у  детей.  Почти  во  всех  ДОУ  работают
   кружки   хореографии,   вязания,   художественного  труда,  мягкой
   игрушки. Работают детские фольклорные коллективы.
       Принцип гуманизации  целей  и  методов в работе с детьми лег в
   основу     личностно - ориентированной    модели    взаимодействия
   сотрудников и детей в ДОУ п. Молодежный Комсомольского района, ДОУ
   NN 9, 12, 16 г. Николаевска,   ДОУ   NN 126, 128  г. Комсомольска-
   на-Амуре, ДОУ NN 48, 49 г. Амурска, ДОУ NN 106, 83 г. Хабаровска.
       Создание положительного  психологического  микроклимата  здесь
   считается приоритетным в педагогической деятельности.
       В ходе аттестации педагогам, не прошедшим курсовую подготовку,
   достаточно   сложно   самостоятельно  разобраться  в  особенностях
   системы той или иной альтернативной программы,  поэтому чаще всего
   используются элементы программы, что приводит к нарушению принципа
   целостности образовательного процесса.  Также используются в одном
   учреждении  до  5  альтернативных  программ и технологий,  все это
   затрудняет оказание методической помощи педагогам  и  контролю  за
   эффективностью внедрения со стороны руководителей.  Выбор программ
   не всегда обсуждается на  педагогическом  совете,  не  учитывается
   качественный    состав    педагогических    кадров,   методическое
   обеспечение образовательного процесса.
       Следующей проблемой,    с   которой   столкнулись   коллективы
   дошкольных учреждений,  войдя  в  режим  аттестации  -  отсутствие
   критериев   усвоения  детьми  содержания  образования,  отсутствие
   единых требований  к  проведению  диагностических  исследований  с
   целью выявления у детей уровня усвоения содержания образовательных
   программ.
       Аттестация дошкольных   учреждений  показала,  что  реализация
   программ,  методик,  технологий практически во всех ДОУ, прошедших
   аттестацию, осуществляется без ориентира на начальное образование.
   Не наблюдается преемственности между дошкольным и школьным  звеном
   в    реализации    образовательных    программ    (развивающих   и
   традиционных).
       Анализ  педагогических   кадров   в  аттестуемых   учреждениях
   показал, что из 813 педагогов в 48  ДОУ  156  -  преподаватели  по
   предметам (ИЗО, хореографии) в том числе:
       742 чел. - имеют педагогическое образование (91,3%), из них
       200 чел. - с высшим педагогическим образованием (24,6%).
       Однако основная  часть  педагогических  работников  в  системе
   ДОУ -   542  человека  имеют  среднее  педагогическое  образование
   (66,7%), 25 человек - обучаются заочно (3,1%).
       Качественный состав   педагогических   кадров   позволяет   на
   достаточном уровне реализовывать задачи образовательного процесса.
       506 человек   за   последние  три  года  прошли  аттестацию  и
   получили:
       33 чел. - высшую кв. категорию (4,1%)
       145 чел. - 1 кв. категорию (17,8%)
       328 чел. - 2 кв. категорию (40,3%).
       Кадровая политика,  осуществляемая управлениями  образованием,
   позволяет    решать   поставленные   задачи   перед   учреждением.
   Расстановка  кадров  в  большинстве  учреждений  осуществляется  с
   учетом уровня подготовки и опыта работы.
       Но вместе  с  тем   анализ   кадрового   обеспечения   показал
   существенные недостатки в организации курсовой подготовки.  Так за
   последние  три  года  курсовую  подготовку  прошли  только   39,5%
   специалистов из аттестованных дошкольных учреждений. Недостаточное
   финансирование затрудняет прогнозировать и осуществлять  повышение
   квалификации педагогических кадров. Но, несмотря на низкий процент
   прохождения курсовой подготовки,  есть отдельные районы, в которых
   специалисты  в  системе  повышают  квалификацию:  Вяземский район,
   г. Хабаровск,  г.   Комсомольск-на-Амуре,   Комсомольский   район,
   Солнечный   район,  Хабаровский  район.  Сложнее  обстоят  дела  с
   северными районами  края,  где  обучение  специалистов  проводится
   через обучающие семинары на местах.
       Критерии оценки содержания и методов  воспитания  и  обучения,
   реализуемых   в   ДОУ,   кадрового   обеспечения  образовательного
   процесса,  организации деятельности ДОУ, материально - технических
   и  медико  -  социальных  условий пребывания детей в детском саду,
   через   которые   отслеживалась   деятельность    образовательного
   учреждения, были представлены по трехбальной шкале.
       В соответствии с приказом Министерства образования  N  448  от
   22.08.96   данные   критерии   использовались   как   сотрудниками
   образовательного  учреждения,   так   и   членами   аттестационной
   комиссии. До введения в действие государственного образовательного
   стандарта дошкольного образования  указанные  критерии,  что  было
   определено  и  приказом  комитета  общего  образования  N  234  от
   09.12.97,  являлись также основой временных примерных  требований,
   которые должны соответствовать ДОУ для прохождения им аттестации.
       Временные требования предполагали, что: средний балл 1 раздела
   (содержания  и  методов воспитания и обучения) должен быть не ниже
   1,5,  а средние баллы по  каждому  направлению  развития  ребенка:
   речевое,  музыкальное  и  другие  не  ниже 1,2.  В этом случае ДОУ
   считается аттестованным.  В  48  ДОУ,  заявленных  на  аттестацию,
   средний балл составил от 2,2 (ДОУ Амурского, Ульчского, П.Осипенко
   районов) до 2,8 (ДОУ г. Хабаровска, г. Комсомольска-на-Амуре).
       Согласно типовому   положению   о  дошкольном  образовательном
   учреждении   вид   дошкольного   учреждения   устанавливается    в
   соответствии  с  направленностью реализуемой в нем образовательной
   программы.  В  свою  очередь  в  соответствие  с  типом  и   видом
   дошкольного  учреждения  устанавливается  категория учреждения при
   государственной аккредитации.
       Критерием отнесения  ДОУ  к  I,  II,  III  категории  является
   уровень соответствия  его  деятельности  требованиям  (временного)
   государственного образовательного стандарта.
       Оценка образовательной деятельности  комплексно  учитывает  не
   только  качество  программ,  на  основе  которых  ДОУ  строит свою
   работу, но и уровень их реализации.
       Положительное заключение  краевой  аттестационной  комиссии по
   аттестации в крае явилось основанием для получения 48  дошкольными
   образовательными учреждениями государственной аккредитации.
       Из установленных трех категорий I  категорию  не  получило  ни
   одно  учреждение,  II  категорию  по  результатам  государственной
   аккредитации - 36 ДОУ,  что составило  75%  от  общего  количества
   аккредитованных учреждений, III категорию - 12 ДОУ или 25%.
       Краевая аттестационная комиссия не утвердила решение  районных
   аттестационных комиссий  по  присвоению  II  категории 4 ДОУ в том
   числе N  12  г.  Николаевска-на-Амуре,  N  48  г.  Амурска,  N   3
   с. Богородское,  N 23 с.  Савинское Ульчского района.  Это решение
   обусловлено  тем,  что  в  данных  дошкольных  учреждений  уровень
   реализуемых     образовательных    программ    не    соответствует
   установленным  требованиям,   недостаточный   уровень   подготовки
   педагогических  кадров (отсутствие курсовой подготовки в течение 5
   лет, низкий процент аттестованных педагогов).
       В соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ по
   вопросам аттестации и  государственной  аккредитации  ДОУ  (письмо
   N 37-М   от   26.08.96)  ДОУ  I  и  II  категории  по  результатам
   государственной  аккредитации  получают  право  на  дополнительное
   финансирование  (введение  дополнительных  должностей,  надбавки к
   заработной плате, на развитие материальной базы и другое).
       Учитывая, что  Министерством  образования  не определен единый
   механизм  дополнительного  финансирования   аккредитованных   ДОУ,
   краевая  аттестационная  комиссуя  внесла предложение о разработке
   краевой модели финансирования учреждений I  и  II  категорий.  При
   этом объем дополнительного финансирования и его целевое назначение
   будет устанавливаться учредителем.
       Краевая аттестационная   комиссия   отмечает,   что  процедура
   аттестации,  в ходе  которой  через  изучение  разнообразных  форм
   взаимодействия разных участников педагогического процесса:  детей,
   сотрудников,   родителей   позволила   дать   объективную   оценку
   деятельности образовательного учреждения.
       Полноправными участниками образовательного  процесса  являются
   также  родители  воспитанников  и  их  мнение  относительно работы
   дошкольного  учреждения   обязательно   учитывалось   в   процессе
   аттестации посредством анкетирования.
       В ходе аттестации родителями отмечен уровень удовлетворенности
   организации  образовательного процесса и предоставляемых услуг для
   развития их детей.
       Районными и  краевой  аттестационными  комиссиями  было  также
   отмечено,  что аттестация проходила в доброжелательной обстановке,
   претензий к работе комиссий не поступало.  Анализ ДОУ показал, что
   во всех аттестованных  учреждениях  созданы  медико  -  социальные
   условия пребывания детей.
       Вместе с тем материальная база для создания развивающей  среды
   крайне недостаточна.
       Требуется    для   улучшения  материально - технической   базы
   дошкольных  учреждений  учебно - наглядные   пособия,  медицинское
   оборудование, спортивный инвентарь, технические средства обучения.
       В ходе  аттестации  отмечено,  что  экономический и социальный
   кризис  негативно  отразился  на  развитии   системы   дошкольного
   образования:  за  последние  5 лет детское население от 0 до 7 лет
   сократилось на 26%.  Сеть дошкольных  учреждений  за  обозначенный
   период   сократилась   на   30%.   Принижена   значимость  системы
   дошкольного образования в районах и городах края.
       И это  сказывается  не  только  на развитии дошкольного,  но и
   начального образования,  так как 48%  детей приходят  в  школу  не
   получив дошкольного образования,  не способных усвоить развивающие
   программы.
       Эффективность проведения  аттестации  ДОУ  в  крае  зависит от
   приведения в систему нормативно - правовой базы в  соответствии  с
   существующим законодательством:
       - корректировка Уставов с учетом новой редакции Закона РФ  "Об
   образовании",  Типового  положения  о  дошкольном  образовательном
   учреждении с дополнениями от 14 февраля 1997 года;
       - разработка   Санитарных   норм   и   правил  для  дошкольных
   образовательных учреждений на территории края.
       На основании   изложенного   краевая  аттестационная  комиссия
   считает,  что аттестация и аккредитация дошкольных образовательных
   учреждений  является реальным механизмом изменения образовательной
   ситуации в ДОУ.


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz