Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Хабаровского края

Архив (обновление)

 

ПИСЬМО КОМИТЕТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ОТ 15.12.98 N 1-9-2224 ОБ ИТОГАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ И СОБЕСЕДОВАНИЯ С РУКОВОДИТЕЛЯМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

(по состоянию на 21 августа 2006 года)

<<< Назад


                       КОМИТЕТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
                    АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

                                 ПИСЬМО

                    от 15 декабря 1998 г. N 1-9-2224


                                          Руководителям муниципальных
                                      органов управления образованием

       Комитет общего образования администрации края  направляет  для
   использования  в  работе  информацию  "Об  итогах  государственной
   статистической  отчетности  и   собеседования   с   руководителями
   муниципальных  органов  управления  образованием".  Просим принять
   необходимые меры по устранению отмеченных недостатков.

                                    Заместитель председателя комитета
                                                         И.А.Иванцева





                                                           Приложение
                                                             к письму
                                          Комитета общего образования
                                      администрации Хабаровского края
                                     от 15 декабря 1998 г. N 1-9-2224

                               ИНФОРМАЦИЯ

             КОМИТЕТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КРАЯ
          ОБ ИТОГАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
             И СОБЕСЕДОВАНИЯ С РУКОВОДИТЕЛЯМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
                    ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

              I. Государственная статистическая отчетность

       В соответствии с планом работы комитета общего  образования  с
   15.09.98  по  03.10.98  прошли  отчеты руководителей муниципальных
   органов управления образованием на начало 1998/99 учебного года.
       В целом по краю статистическая отчетность была предоставлена в
   установленные графиком сроки  и  с  удовлетворительным  качеством.
   Итоги  собеседования  показали,  что  в  крае сохранена и получила
   дальнейшее развитие сеть учреждений системы общего образования.
       По состоянию    на   01.09.98   в   крае   функционирует   462
   общеобразовательные  школы,  в  том  числе  6  общеобразовательных
   школ - интернатов,  в  которых   обучается  222699   учащихся.  По
   сравнению с 1997 г.  сеть муниципальных  общеобразовательных  школ
   края увеличилась на 1 единицу.  Произошли следующие изменения сети
   общеобразовательных школ: открылись 2 комплекса "начальная школа -
   детский  сад"  в  г. Хабаровске,  1 начальная  школа в г. Амурске,
   начальная школа в  с. Славянка  Нанайского  района.  Были  закрыты
   школы:  начальная  школа  N  79 в г. Хабаровске, начальная школа в
   районе  им. С.Лазо  (в/ч  52  км),  начальная  школа  в  п. Чильба
   Ульчского  района.  Реорганизованы:  из  полной  средней  школы  в
   основную - школа в  с. Озерках Николаевского района, из основной в
   полную   среднюю  -  школа  в с. Котиково  Вяземского  района;  из
   начальной школы в основную  -  школа  N  3  в  с.  Троицкое  и  из
   основной - комплексная начальная школа - детский сад в  с. Верхняя
   Манома Нанайского района,  из полной средней в основную - школа  в
   п. Октябрьский района им. П.Осипенко.
       В школах края число учащихся уменьшилось на 4581  человек  или
   на 2,1%,   что   вызвано  в  основном  демографическими  факторами
   (снижением  рождаемости,   миграционными   процессами).   Наиболее
   значительное     сокращение    числа    учащихся    произошло    в
   г. Комсомольске-на-Амуре (на 2%),  Советско-Гаванском  (на  4,2%).
   Николаевском (5,4%),   Амурском   (на   4,5%),  Ванинском  (3,4%),
   Комсомольском (4,6%).  Охотском (на 4,7%),  Тугуро-Чумиканском (на
   5,4%), Хабаровском (3,9%).
       В связи    с    уменьшением     контингента     учащихся     в
   общеобразовательных  школах  и  сокращением  количества  классов и
   классов - комплектов в целом по краю снизился уровень  2-ой  смены
   до  28,8  процента  по сравнению с 30,9 процента в 1997/98 учебном
   году.  Однако,  в ряде образовательных учреждений края сохраняется
   высоким удельный вес числа учащихся, занимающихся в II и III смены
   (г. Хабаровск - 34,7%,  г. Комсомольск-на-Амуре - 32,5%, Ванинский
   район - 28,9%).
       На начало 1998/99 учебного года средняя наполняемость  классов
   по школам края (без учета классов для детей с задержкой в развитии
   и умственно отсталых) составила 23,6% против 23,4% в 1997/98 году,
   что позволило уменьшить число классов - комплектов в целом по краю
   на 82.  Увеличение наполняемости классов произошло в г. Хабаровске
   (с 26,1  чел.  до 26,6 чел.),  в г.  Комсомольске-на-Амуре (с 26,0
   чел. до 26,4 чел.),  в Амурском районе (с 24,4 чел. до 24,7 чел.),
   в Ванинском районе (с 23,0 чел.  до 23,9 чел.),  в районе им. Лазо
   (с  19,8  чел.  до  20,2  чел.).  Также  была  увеличена   средняя
   наполняемость  классов для детей с задержкой психического развития
   и умственно - отсталых детей с 13,5 чел. до 14,4 чел., что привело
   к сокращению 42 классов по краю для этой категории учащихся.
       В целом по общеобразовательным школам  края  число  классов  и
   классов - комплектов  сократилось  на 335  по  сравнению с 1997/98
   учебным годом.
       В крае  за счет всех источников финансирования по состоянию на
   01.10.98 г.  введены в эксплуатацию 6 общеобразовательных школ  на
   1040 мест.  Это школы в  с. Иннокентьевка Нанайского района на 360
   мест,  в  п. Ургал на 192  места,  в  г. Амурске  первый  пусковой
   комплекс  на  160  мест,  в п. Чегдомын  Верхнебуреинского  района
   произведена реконструкция детского сада под школу на 218  мест,  в
   п. Пивань  Комсомольского  района  -  на  50 мест,  в  с. Котиково
   Вяземского района - пристройка к школе на 60 мест.  До конца  года
   за  счет  средств местного бюджета планируется ввод в эксплуатацию
   школы - интерната в  п. Ванино на 120 мест за  счет  реконструкции
   детского сада.

               II. Материально - техническая база системы
                           общего образования

       Для поддержания стабильного  функционирования  образовательных
   учреждений   и   создания   необходимых  санитарно - гигиенических
   условий в них к новому учебному году проведен  текущий  ремонт  на
   сумму   18,8    млн.  рублей,   из   них   привлеченные   средства
   (родительские, спонсорские) составили 7,5 млн. рублей. Например, в
   г. Хабаровске на текущий ремонт использовано 8,3 млн.  рублей,  из
   них 5,7 млн.  рублей -  это  средства  спонсоров  и  родителей;  в
   г. Комсомольске-на-Амуре  -  4,6  млн.  рублей,  в  том  числе 0,4
   млн. рублей - средства родителей и спонсоров, в Советско-Гаванском
   районе из 688 тыс. рублей - 158 тыс. рублей - средства родителей и
   спонсоров.
       По капитальному ремонту на 01.09. выполнено работ на 17,3 млн.
   рублей,  оплачено 11,1 млн. рублей, в том числе по взаимозачетам -
   6,6 млн.  рублей.  Задолженность  за  выполненные работы составила
   21,5 млн.  рублей, в том числе за 1997 г. - 13 млн. рублей, 1998 -
   8,5 млн. рублей.
       Необходимо  отметить,  что   поддержка   органов    управления
   образованием со стороны глав администраций в части решения проблем
   укрепления   материальной  базы  имеет  место   в   г. Хабаровске,
   Комсомольске-на-Амуре,   Совгаванском,    Ванинском,   им. С.Лазо,
   Верхнебуреинском районах.  В  г. Хабаровске произведен комплексный
   капитальный  ремонт  школы  N  13,  большой  объем ремонтных работ
   выполнен по школам NN 50,  23,  66. Администрацией Индустриального
   района   проделана  большая  работа  по  ремонту  и  реконструкции
   детского  сада   под   начальную   школу   N 72,   отремонтирована
   школа N 61.
       Ликвидированы    аварийные  ситуации   в   школах   NN  38,  63
   г. Хабаровска,  NN  7,  10  г.  Комсомольска-на-Амуре,  в  неполной
   средней школе с.  Долми,  ведется ремонт спортзала  средней  школы
   с. Полетное района им. Лазо.
       Совместная целенаправленная   деятельность   администрации   и
   управления   образования  Верхнебуреинского  района  позволила  не
   только ввести  в  эксплуатацию  новую  школу  в   п. Ургал,  но  и
   отремонтировать  здание  детского  сада,  в  которое переведена из
   аварийного  начальная  школа  N  3,  и  вести  комплексный  ремонт
   спального корпуса школы - интерната п. ЦЭС.
       Большой объем работ  выполнен  по  ремонту  кровель  в  школах
   Хабаровского района с.с. Ильинка, Сергеевка, Тополево, Дружба.
       Вместе с    тем     в     отдельных     районах     (Ульчский,
   Тугуро-Чумиканский, им. П.Осипенко, Ванинский) средства из бюджета
   практически не направляются на капитальный ремонт  образовательных
   учреждений.  Сложная финансовая обстановка приводит к тому, что во
   всех  территориях  края  не  проводятся  комплексные   капитальные
   ремонты, а ведутся только выборочные ремонтные работы и проводится
   ликвидация   аварийных   ситуаций.   Отсутствие   планируемых    в
   муниципальных  бюджетах   средств   на   укрепление  материально -
   технической базы привело к тому, что физический износ зданий резко
   повысился.
       На 01.09 в крае  24  школы  размещены  в  ветхих  и  аварийных
   зданиях,   требующих   замены.   139   школ  требуют  комплексного
   капитального ремонта.
       Тревожная  ситуация    сложилась    с    материальной    базой
   образовательных учреждений в Ульчском  районе.  Из  26  школ  пять
   находятся в  ветхом  состоянии и ремонту не подлежат,  6 - требуют
   комплексного ремонта.
       К началу  отопительного  сезона  были  отремонтированы все 114
   котельных, находящихся на балансе органов управления образованием,
   15 наружных теплотрасс, 89 внутренних систем отопления.
       Сложно решаются в районах края вопросы по завозу  топлива  для
   котельных и педагогических работников. Особенно остро эта проблема
   обозначилась в  Хабаровском,   Ульчском,   Солнечном,   Нанайском,
   им. С.Лазо, Тугуро-Чумиканском районах.

                   III. Содержание общего образования

       Анализ работы  муниципальных  органов  управления образованием
   показал,  что деятельность учреждений системы общего образования в
   крае   была   направлена   на   выполнение   постановления   главы
   администрации   края   N   524   от   15.12.97   "О   персональной
   ответственности  руководителей  органов управления образованием за
   выполнение  Закона  РФ  "Об  образовании"  в   части   обеспечения
   содержания   общего   образования   и  учебно - методической  базы
   учреждений  образования",   решения   коллегии   комитета   общего
   образования   N   1   от  03.03.98  "О  содержании  образования  в
   общеобразовательных учреждениях Хабаровского края и задачах по его
   совершенствованию".
       В крае  улучшились  показатели,  характеризующие  деятельность
   органов  управления образованием по реализации основных требований
   Закона РФ "Об образовании" в части  обеспечения  прав  граждан  на
   образование.
       Работа образовательных учреждений была направлена на повышение
   ответственности  руководителей  образовательных учреждений и лично
   каждого  педагога   за   сохранение   контингента   учащихся,   на
   недопущение  фактов  выбытия  учащихся  из  школ  без уважительных
   причин до получения ими основного общего образования. В результате
   такой работы в крае несколько снизился "отсев" учащихся с 0,83%  в
   1997 г.  до 0,74%  в 1998 г.  Наиболее  результативно  эта  работа
   проводится  в  г. Хабаровске  (0,2%),  районе   им. С.Лазо (0,2%),
   Вяземском (0,3%),  Комсомольском (0,6%),  Амурском (0,6%) районах.
   Снизилось число учащихся, оставленных на повторный курс обучения с
   1,1% в 1997 году до 1,0%  в 1998 году.  Увеличилось число учащихся
   из числа второгодников,  продолжающих обучение с 89,8% в 1997 году
   до 90,9%  в 1998  году.  В   г. Комсомольске-на-Амуре,  Ванинском,
   Верхнебуреинском,  Комсомольском,  районе  им. С.Лазо,  Нанайском,
   Охотском,  Хабаровском  районах  этот  показатель  выше  краевого.
   Увеличилось   число   выпускников  девятых  классов,  продолжающих
   среднее  образование  в   образовательных   учреждениях   с  68,6%
   в 1997 г. до 69,4% в 1998 г. Целенаправленно эта работа проводится
   в г.  Хабаровске  (72,9%),  Ванинском  (82,1%),   Верхнебуреинском
   (77,7%), Нанайском  (77,1%),  Охотском  (80,45%)  районах.  В крае
   отмечается устойчивая тенденция стремления молодежи к  продолжению
   образования на   основе  среднего  (полного)  общего  образования:
   1996 г. - 82,8%, 1997 г. - 86,6%, 1998 г. - 88,0%. В т.ч. в высших
   учебных заведениях:  1996 г.  - 46,3%,  1997 г. - 47,9%, 1998 г. -
   48,0%).
       Однако в   отдельных   территориях  уровень  управленческой  и
   организационно - педагогической  деятельности  не  в  полной  мере
   соответствует   требованиям   Закона   РФ  "Об  образовании".  При
   средне - краевом показателе 1%  в Аяно-Майском районе на повторный
   курс обучения оставлено 7,5% учащихся, Ульчском - 2,8%, Охотском -
   2,7%,  в  Николаевском  -   2,3%,   Советско-Гаванском   -   2,2%,
   Тугуро-Чумиканском - 2,3%.  Из общеобразовательных учреждений края
   в течение 1997/98 учебного года и летний период 1998  года  выбыло
   840   (0,74%)   школьников   до  получения  ими  основного  общего
   образования,  что  свидетельствует  о  серьезных   недостатках   в
   управленческой и организационно - педагогической деятельности ряда
   органов управления образованием  администраций  районов  (городов)
   края и подведомственных им образовательных учреждений.
       Особенно велик  "отсев"  школьников   из   общеобразовательных
   учреждений    Ванинского   (2,9%),   Тугуро-Чумиканского   (2,5%),
   Ульчского (2,5%),    Охотского    (1,6%),    Нанайского    (1,4%),
   Николаевского (1,3%),  Советско-Гаванского (1,2%) районов.  В ряде
   районов недостаточно проводится работа по  сохранению  контингента
   учащихся  10-11  классов,  в  результате  чего  "отсев" составил в
   Нанайском - 14,8%,  Ульчском - 11,4%,  Советско-Гаванском -  7,9%,
   Хабаровском и Аяно-Майском - 6,0%.
       В крае в 1998 году не  устроено  417  выпускников,  получивших
   основное  общее  образование (1,9%).  Особенно тревожное положение
   сложилось в  Тугуро-Чумиканском  (42,3%),  Аяно-Майском   (17,5%),
   им. П.Осипенко (16,0%), Охотском (6,9%) районах.
       Увеличилось число выпускников одиннадцатых классов, которые по
   состоянию на 20.09.98 не работают и не продолжают учебу.  В 1997 -
   5,8%,  в 1998  г.  -  6,0%.  В  Ульчском  районе  этот  показатель
   составляет 16,8%,  Тугуро-Чумиканском  -  20,0%,  им. П.Осипенко -
   16,4%, Нанайском - 15,7%, Бикинском -15,1%.
       Нормативными документами, определяющими структуру и содержание
   в общеобразовательных учреждениях разных  типов  и  видов  в  крае
   являются   Федеральный  и  региональный  Базисные  учебные  планы.
   Учебные  планы  образовательных  учреждений   края   приведены   в
   соответствие  с  вышеуказанными  нормативными  документами в части
   наполнения   областей   знаний    образовательными    компонентами
   (предметами),  количеством  часов для их изучения,  определенным в
   зависимости от  выбранной  программы  и  имеющегося  программного,
   учебно - методического   обеспечения.   Все    общеобразовательные
   учреждения  края  работают  в  новом  учебном  году  по  Базисному
   учебному  плану.  Учебные  планы муниципальных общеобразовательных
   учреждений    прошли     необходимую     процедуру     утверждения
   педагогическими советами,  согласования  с учредителями и органами
   санэпиднадзора.  Увеличилось по сравнению с прошлым учебным  годом
   количество    образовательных    учреждений    в   крае,   имеющих
   перспективные учебные планы,  программное и  учебно - методическое
   обеспечение по ступеням обучения.
       Целенаправленно  такая  работа  проведена  в  г.г. Хабаровске,
   Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском, Вяземском, Верхнебуреинском,
   Ванинском, Советско-Гаванском,  Хабаровском,  Бикинском,  им. Лазо
   районах.
       Вместе с  тем  реализация  федерального  компонента  Базисного
   учебного плана выявила ряд проблем.  Максимальная учебная нагрузка
   на  учащегося  при   5-дневной   учебной   неделе   не   позволяет
   реализовывать   имеющиеся   в   школах   края  общеобразовательные
   программы в полном  объеме,  что  может  негативно  отразиться  на
   целостности  и  системности общего образования,  уровне подготовки
   школьников на II и III ступенях обучения. Вызывает тревогу переход
   на 5-дневную рабочую неделю образовательных учреждений Солнечного,
   Николаевского, им. П.Осипенко районов.
       Упорядочение содержания общего образования обозначило проблему
   сохранения вариативности общего  образования,  дифференцированного
   подхода    к   обучению   на   III   ступени.   Следует   отметить
   целенаправленную   работу     по     использованию       школьного
   компонента в   учреждениях  г.  Комсомольска-на-Амуре,  где  46,6%
   общеобразовательных школ  имеют  профильные  классы,  углубленного
   изучения  предметов.  Аналогично  выстраивают  свою  работу в этом
   направлении школы Советско-Гаванского и Комсомольского районов.
       В целом  же  в крае наметилась тенденция сокращения количества
   школ,  классов  с  углубленным,  профильным  изучением   отдельных
   предметов, областей знаний. В условиях дефицита финансовых средств
   затруднено сложившееся ранее сотрудничество между школами и вузами
   как в сельских, так и в городских школах.
       Если в 1997 г.  таких школ в крае было 106 (91 - город;  15  -
   село) с  охватом  32497  учащихся,  то в 1998 г.  - всего 72 школы
   (68 - город,  4 - село) с  охватом  детей  -  28290  человек.  Это
   свидетельствует об ослаблении внимания руководителей муниципальных
   органов управления образованием, учреждений к проблемам обновления
   содержания  общего образования,  формированию школьного компонента
   Базисного учебного плана,  особенно в сельских общеобразовательных
   учреждениях.
       Одним из   основных   направлений   образовательной   политики
   комитета  общего  образования  является  регионализация содержания
   общего  образования  в  части  реализации  Хабаровского   краевого
   компонента   государственного  образовательного  стандарта  общего
   образования.  Введение ХКК ГОС ОО осуществляется в школах  края  в
   соответствии   с   нормативными   документами.   В   муниципальных
   учреждениях  г.г. Хабаровска,  Комсомольска-на-Амуре,  им. С.Лазо,
   Бикинском,  Вяземском,  Комсомольском,  Амурском, Верхнебуреинском
   районах складывается система работы по  регионализации  содержания
   общего образования.
       Во всех  территориях края  проведена  инвентаризация  учебно -
   методического, программного фонда.
       На 1998/99   учебный   год,    несмотря    на    недостаточное
   финансирование  из  краевого  бюджета  (40,9%  от планируемого) на
   приобретение учебников,  постановление  главы  администрации  края
   N 246  от  20.06.97  "Об  обеспечении учащихся общеобразовательных
   учреждениях края учебниками федерального комплекта" выполнено. Все
   учащиеся из  малообеспеченных  и  многодетных  семей в школах края
   учебниками   обеспечены.   Совместная   работа   комитета   общего
   образования,    муниципальных    образований    по    упорядочению
   использования в учебном процессе учебников федерального комплекта,
   сохранности  школьных  библиотечных фондов и организации свободной
   продажи учебников  в  городах  и  районах  края  позволила  начать
   учебный  год  без  особых  проблем  с  учебниками.  Вместе  с  тем
   ежегодное снижение  финансирования   на   приобретение   учебников
   (1996 -  30%,  1997  -  35%)  от  предусмотренных краевым бюджетом
   отражается на состоянии учебного фонда.  В  1998/99  учебном  году
   каждый из учащихся школы получил 1 - 2 учебника 1993-94 г. издания
   (т.е.  учебники,  подлежащие списанию).  В 1999/2000 г. количество
   таких  учебников  достигнет  4 экземпляров на одного учащегося.  В
   1998 году не выполнен из-за отсутствия средств заказ муниципальных
   органов   управления   образованием  на  учебники  по  дошкольному
   образованию,  для коррекционной школы,  большинство учебников  для
   начальной школы,  не приобретены учебники по технологии и истории.
   В 1998 г. не издан ни один учебник регионального комплекта.

             IV. Информатизация системы общего образования

       В 1997/98  учебном  году  за  счет  средств  краевого  бюджета
   приобретены компьютерные классы, локальные персональные компьютеры
   и  телекоммуникационное  оборудование  для  Николаевского-на-Амуре
   межшкольного   учебно - производственного  комбината,   Аянской  и
   Чумиканской средних школ,  Центра  внешкольной работы  с. Троицкое
   Нанайского района, средней школы N 80 г. Хабаровска на общую сумму
   564953 тыс. рублей.
       Вместе с тем уровень обеспеченности образовательных учреждений
   края современной учебной компьютерной техникой остается низким.  В
   большинстве   районов  края  только  60%  школ  имеют  собственные
   компьютерные классы,  а в Охотском и Ванинском  районах  лишь  30%
   образовательных  учреждений  имеют  полнокомплектные  компьютерные
   классы;  85,5%  учебных компьютерных классов,  эксплуатирующихся в
   крае,  можно  отнести к нестандартному компьютерному оборудованию,
   использование  которого  в  учебном  процессе   малоэффективно   и
   неперспективно.

                 V. Система дополнительного образования

       Положительной   тенденцией    в    развитии    дополнительного
   образования  в  крае  является  расширение  сети  учреждений  этой
   системы,    ее   видовое   разнообразие.   Количество   учреждений
   дополнительного  образования  в  крае  не  изменилось   (99),   но
   появились  новые  их виды:  "Лингвистическая школа" в  г. Амурске,
   школа "Юный земледелец" в Комсомольском районе,  Центр детского  и
   юношеского  творчества в  п. Новый Ургал Верхнебуреинского района,
   школа искусств в  п. Охотск.  В Николаевском районе  2  учреждения
   дополнительного  образования  (Детско - юношеский  клуб физической
   подготовки и  подростковый  клуб  "Самородок")  были  переданы  на
   баланс  районного  комитета по спорту.  Особое внимание в отчетный
   период было уделено вопросам создания нормативно - правовой базы в
   учреждениях    дополнительного    образования.   Практически   все
   учреждения  имеют  лицензии   на   образовательную   деятельность,
   формируется нормативно - правовая база функционирования всех видов
   учреждений этой системы.
       В общеобразовательных  учреждениях  края  работают 4092 кружка
   различных направлений деятельности с охватом 35,5%  учащихся от их
   общего количества.  Выше краевого процент охвата кружками, клубами
   по интересам в Бикинском,  Николаевском,  Нанайском, Аяно-Майском,
   Комсомольском,    им. Лазо,   им. П.Осипенко   районах.  По  видам
   деятельности кружки представлены следующим  образом:  технического
   творчества -  7,2%   от  общего   количества   кружков,  эколого -
   биологические  -  6,7%,  спортивные   -   29,8%,   художественного
   творчества - 32,8%.
       Развитие детского  общественного  движения  в  крае   является
   характерной  чертой  последних  лет,  что обусловлено прежде всего
   потребностью  детей  в  коллективном  творчестве.  Всего  в   крае
   насчитывается   более  1040  детских  общественных  объединений  с
   охватом свыше 57 тысяч детей.  В основном  эти  объединения  имеют
   общественно - полезную, досугово - развлекательную направленность.
   Особенно отличаются разнообразием объединения  в  г.г. Хабаровске,
   Комсомольске-на-Амуре,   Хабаровском,   Солнечном,   Комсомольском
   районах.
       Муниципальные органы  управления  образованием уделяют большое
   внимание   организации   работы   по   семейному   воспитанию    и
   взаимодействию  школьных  коллективов  с  семьей,  в  том  числе с
   неблагополучной.  По данным статистики,  в крае 418043  ребенка  в
   возрасте   до   18  лет,  25%  школьников  растут  в  семьях,  где
   прожиточный минимум ниже уровня бедности. Малообеспеченных семей -
   84093,  многодетных  -  17936.  Постоянное внимание требуют в крае
   2588 семей,  стоящих на учете в ОВД, 1539 детей стоящих на учете в
   КДН.  Опыт  взаимодействия  школы  с семьей накоплен в учреждениях
   г.г. Хабаровска,  Комсомольска-на-Амуре,  Хабаровского, Амурского,
   Верхнебуреинского,  Солнечного, Вяземского и Бикинского районов. В
   течение  летнего  периода  во   всех   районах   края   проводится
   комплексная операция "Подросток".
       В Верхнебуреинском    районе    с     целью     предупреждения
   правонарушений и  преступлений  детьми  "группы  риска" проводятся
   операции "Каникулы" и "Группа",  в Вяземском и п. Осипенко районах
   в системе организована операция "Семья", в ходе которой выявляются
   и ставятся  на  учет   неблагополучные   семьи,   оказывается   им
   психолого - педагогическая помощь.
       В Николаевском и  Нанайском  районах  организованы  акции  "За
   здоровый образ жизни",  в Комсомольском внедряется программа "Пути
   взросления".  Вместе  с   тем   проводимая   органами   управления
   образованием  работа по профилактике правонарушений и преступлений
   недостаточно  эффективна,  о  чем   свидетельствует   рост   числа
   преступлений  в  1  полугодии 1998 года на 16%  к этому же периоду
   1997 года.

               VI. Социальная защита и реабилитация детей

       В крае  приняты  меры  по  защите   прав   несовершеннолетних.
   Увеличилась  сеть  учреждений  общественного  воспитания  за  счет
   открытия школы - интерната для детей с недостатками  в  умственном
   развитии  в  п. Пивань  Комсомольского района на 50 мест,  созданы
   условия для обучения и воспитания детей в них. В настоящее время в
   крае функционирует 66 детских домов и школ - интернатов, в которых
   обучается   6922  ребенка.  Все  дети - сироты  и  дети,  лишенные
   попечения   родителей,  нуждающиеся  в  учреждениях  общественного
   воспитания, охвачены ими.
       Большое внимание  уделялось  обучению  детей  с недостатками в
   психофизическом развитии.
       На 01.09.98   открыто   530  классов  для  детей  с  задержкой
   психического развития с общим количеством 6963 ребенка; 97 классов
   компенсирующего  обучения для 1261 ребенка.  В общеобразовательных
   школах  функционирует  40  классов  (961  уч-ся)   для   детей   с
   недостатками в  умственном развитии.  Созданы условия для обучения
   детей - инвалидов с  нарушениями  зрения,  слуха,  речи,  болеющих
   детским церебральным параличом; 528 детей - инвалидов обучаются на
   дому по специальным программам (в 1997 г. - 381 ребенок).
       В  школе - интернате для  незрячих и слабовидящих детей создан
   компьютерный центр,  в  школе - интернате   для    глухих    детей
   продолжается   эксперимент,   проводимый  Министерством  общего  и
   профессионального  образования  РФ  по  программе  "Интенсификация
   учебного  процесса  в  школах для глухих детей",  совершенствуется
   система обучения глухих детей по верботональному методу.
       С  обострением  социально - экономического  положения в стране
   значительно ухудшилось и положение  детей  в  крае.  Растет  число
   несовершеннолетних,  оставшихся без попечения родителей (1997 г. -
   150 чел.;  8 месяцев 1998 г.  - 1066 чел. ), неблагополучных семей
   (1997 г.  - 564,  детей в них 14950;  1998 г.  - 6938, детей в них
   15366).  Из-за  несвоевременно  оказанной  помощи  в  приобретении
   школьной   одежды,   обуви  329  детей  из  Амурского,  им.  Лазо,
   Бикинского,  Солнечного,  Совгаванского,  Вяземского,   Нанайского
   районов не явились 01.09.98 в школы.
       Для оказания  помощи  семьям  в  воспитании  детей  в   школах
   увеличилось количество социальных педагогов с 192 в 1997 г. до 235
   в  1998  г.  Улучшилась   организация   оказания   психологической
   поддержки учащимся общеобразовательных школ,  которую обеспечивают
   341 психолог (в 1997 - 322  человека),  логопедической  помощи  за
   счет увеличения     числа    логопедов    в    общеобразовательных
   учреждениях - 338 чел. - в 1998 г., и 1997 г. - 223 человека.
       По состоянию   на   01.09.98  в  крае  проживает  4246  детей,
   находящихся под опекой (1997 г.- 4119 чел.) из  них  2572  ребенка
   получают  денежное  содержание  (1997  г.  - 2361).  Задолженность
   опекунским семьям составила на 01.09.98 10235908 рублей.  Наиболее
   сложная обстановка   сложилась   в  Тугуро-Чумиканском,  Охотском,
   Нанайском,  Амурском районах,  где денежные средства на содержание
   опекаемых не выплачиваются от 9 месяцев до 1 года 4 месяцев. Очень
   остро стоит в крае и проблема  финансирования  фонда  всеобуча.  В
   большинстве  территорий  края в бюджетах муниципальных образований
   этот фонд не планируется,  а если и предусмотрен бюджетом,  то  не
   финансируется. Только  в  Верхнебуреинском,  им. Лазо,  Бикинском,
   Николаевском, Аяно-Майском и Комсомольском районах  была  выделена
   незначительная часть   средств  (общая  сумма  115970  рублей)  на
   приобретение одежды, обуви учащимся школ.
       Отсутствие средств  в  местных  бюджетах  края  приводит  и  к
   снижению процента охвата учащихся школ горячим  питанием.  Если  в
   1997/98  году  он составлял 43,5%,  то в текущем учебном году лишь
   33,4%.

        VII. Кадровое обеспечение учреждений общего образования

       Итоги собеседования  показали  заметное  улучшение   состояния
   кадрового   обеспечения  учреждений  общего  образования  края.  В
   общеобразовательных учреждениях в 5 - 11  классах  работает  92,7%
   учителей  гуманитарного  и  естественно - математического циклов с
   высшим образованием,  в начальной школе - 42,3%. Меры, принимаемые
   органами   управления   образованием,  позволили  снизить  уровень
   дефицита  педагогических  кадров.  В  текущем  году  в  учреждения
   образования   трудоустроено   410  выпускников  высших  и  средних
   специальных  педагогических  учебных  заведений   края.   В   крае
   сформирована система целевой контрактной подготовки педагогических
   кадров,  в 1998 году  в  учебные  заведения  на  условиях  целевой
   подготовки    поступило    633    выпускника    школ.    Усилилась
   профориентационная работа в школах на педагогическую профессию,  в
   районах функционируют 13 очно - заочных психолого - педагогических
   школ, краевая летняя психолого - педагогическая школа.
       В 1998  году в крае началась массовая аттестация руководителей
   образовательных  учреждений.  Всего  аттестовано  644  руководящих
   работника. Организованно  проведена  аттестация  в  г. Хабаровске,
   Комсомольск-на-Амуре,  Советско-Гаванском,  Амурском,   Бикинском,
   Солнечном,  Ульчском,  Хабаровском районах. Всего было аттестовано
   3584 чел.,  в  том  числе  получили  высшую  категорию  410  чел.,
   первую -  989  чел.,  вторую  категорию  - 1187 чел.  Всего в крае
   квалификационную категорию имеют 59,2%  педагогических работников.
   В   прошедшем   учебном  году  299  руководителей  образовательных
   учреждений (14,5%) получили диплом профессиональной переподготовки
   (1997  г.  -  70  чел.).  Однако  к  организации  профессиональной
   переподготовки  не  приступили  органы   управления   образованием
   Комсомольского,  им.  П.Осипенко, Тугуро-Чумиканского, Ванинского,
   Аяно-Майского районов.
       На курсах   повышения  квалификации  в  1997-98  учебном  году
   обучалось 3180 чел. (16,8%), в т.ч. 391 руководитель (19,8%).
       В Амурском, им. С.Лазо, Солнечном, Вяземском, Охотском районах
   были организованы выездные потоки обучения кадров. Вместе с тем на
   начало  учебного  года  85  образовательных  учреждений испытывали
   недостаток в педагогических кадрах, насчитывалось 121 вакансия. По
   состоянию  на 1.10.98 г.  не велся 21 учебный предмет.  Наибольшая
   потребность в учителях иностранного языка наблюдалась в  Амурском,
   Вяземском,   Бикинском,   Хабаровском,   им.  С.Лазо  районах.  На
   неукомплектованность  ряда  учреждений   педагогическими   кадрами
   оказывает  влияние  сложная  социально - экономическая  ситуация в
   крае,  текучесть кадров из северных и  сельских  территорий  края.
   Увеличивается тенденция старения педагогических кадров, рост числа
   работающих пенсионеров.

            VIII. Лицензирование, аттестация образовательных
                               учреждений

       Анализ информации,   предоставленной  муниципальными  органами
   управления   образованием   показал,   что   в   крае   наметилась
   положительная  тенденция  в  вопросах  упорядочения и приведения в
   соответствие с законодательными  актами  нормативной  документации
   отделов  (управлений) образования и образовательных учреждений.  В
   части выполнения п.2 ст.12 Закона РФ "Об  образовании"  и  Типовых
   положений  учреждений  образования  все образовательные учреждения
   края зарегистрированы как юридические лица.
       Своевременно провели  работу  по  регистрации  Уставов в новой
   редакции (в соответствии с  Законом  "Об  образовании"  1996  г.).
   Органы    управления    образованиями    г. Комсомольска-на-Амуре,
   Верхнебуреинского, Охотского, Хабаровского, Ульчского, им. С.Лазо,
   Вяземского районов.
       Однако много  образовательных   учреждений   края   продолжают
   работать по Уставам регистрации 1994-95 г. без внесения изменений.
   Так, в Амурском районе  Уставы  регистрации  1994  г.,  а  один  -
   1993 г.,  по Уставам 1995 г.  работают 84,6% учреждений Солнечного
   районов, 80%  учреждений Нанайского,  43,1%  - Николаевского,  39%
   Советско-Гаванского, 36,5%  Комсомольского районов, 69% учреждений
   г. Хабаровска.
       В нарушение   п.6   ст.33   Закона   РФ  "Об  образовании"  98
   образовательных учреждений края осуществляют свою деятельность без
   лицензий, в том числе в Николаевском районе - 1; Хабаровском - 26;
   Верхнебуреинском -  2;  Нанайском  -  3;   Комсомольском   -   10;
   г. Комсомольске-на-Амуре - 56.
       Ст.45 Закона РФ "Об образовании"  дает  право  образовательным
   учреждениям   оказывать   платные  дополнительные  образовательные
   услуги.  Данная  деятельность  должна   способствовать   улучшению
   качества  образовательного  процесса  и привлечению дополнительных
   средств.  В крае развитие платных  дополнительных  образовательных
   услуг  осуществляется  очень медленно.  Только 8 территорий в крае
   (1997 г.  -   7)   оказывают   платные   образовательные    услуги
   (г.г. Хабаровск,    Комсомольск-на-Амуре,   Ульчский,   Бикинский,
   Николаевский, Солнечный, Верхнебуреинский, Амурский район).
       В 53  учреждениях  (48,6%)  из  109  г.  Комсомольска-на-Амуре
   предложен широкий спектр платных дополнительных услуг:  подготовка
   для  поступления  в  ВУЗы  и  ССУЗы,  адаптация  детей  к условиям
   школьной жизни,  обучение работе на компьютере,  изучение  учебных
   дисциплин   сверх  часов  по  программе,  кружки  по  обучению  на
   музыкальных инструментах и т.д.
       Не все образовательные учреждения, оказывающие платные услуги,
   имеют лицензии на этот вид деятельности.  В  г. Хабаровске из  256
   образовательных учреждений  только  40  (15,6%)  имеют лицензии на
   оказание платных дополнительных образовательных услуг, в Солнечном
   районе  -  8 учреждений,  Николаевском - 2,  Верхнебуреинском - 2,
   Амурском - 3.
       Во исполнение  приказа  комитета образования N 175 от 09.10.97
   "Об утверждении Хабаровского краевого компонента  государственного
   образовательного   стандарта   в  части  санитарно - гигиенических
   требований к организации  образовательного  процесса  в  различных
   видах    образовательных    учреждений    Хабаровского   края"   в
   Верхнебуреинском,  Комсомольском,  Амурском, П.Осипенко, Бикинском
   районах  проводится  совместная работа с территориальными Центрами
   санитарно - эпидемиологического надзора санитарных норм и  правил.
   Учебные  планы  и  расписания уроков в большинстве территорий края
   прошли согласование с Центрами  госсанэпиднадзора.  По  выполнению
   рекомендаций  СанПинов  осуществляется  постепенный  переход  всех
   учреждений на шестидневную рабочую неделю в Амурском, Хабаровском,
   Верхнебуреинском районах.
       В соответствии с графиком лицензирования в  1997/98  году  все
   детские   дома  и  школы - интернаты  края  должны  были  получить
   лицензии на медицинскую  деятельность.  Однако  лицензии  получили
   только    учреждения     данного     типа    в    г.г. Хабаровске,
   Комсомольске-на-Амуре,  Николаевском,  Амурском и Верхнебуреинском
   районах.   Без   разрешения  на  этот  вид  деятельности  работают
   образовательные    учреждения       Ульчского,         Вяземского,
   Советско-Гаванского,   Хабаровского,  Комсомольского,  Солнечного,
   Нанайского, Охотского и Бикинского районов.
       В 1998 году в крае проходила аттестация дошкольных учреждений.
   Ее прошли 48 дошкольных  образовательных  учреждений.  Не  приняли
   участие  в  аттестации  ДОУ  Аяно-Майского  и  Тугуро-Чумиканского
   районов,  ранее заявившие на аттестацию.  Муниципальными  органами
   управления  образованием  представлен  в комитет график аттестации
   ДОУ на 1999-2002 годы. Согласно уточненному плану - графику в 1999
   году  на  аттестацию  в  крае  выходят  70  дошкольных  учреждений
   общеразвивающего и комбинированного вида.


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz