Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Хабаровского края

Архив (обновление)

 

ПИСЬМО КОМИТЕТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ОТ 07.12.1999 N 4-6-2161 О "МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИКО САНИТАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЛЕЧЕБНО ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ СИРОТАМ И ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

(по состоянию на 21 августа 2006 года)

<<< Назад


                       КОМИТЕТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
                    АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

                                 ПИСЬМО

                    от 07 декабря 1999 г. N 4-6-2161


                                          Руководителям муниципальных
                                                   органов управления
                                                         образованием

       Комитет общего  образования  администрации края направляет для
   руководства и использования в работе методические рекомендации  по
   организации    медико - санитарного    обеспечения    и  лечебно -
   профилактической помощи детям - сиротам и  детям,  оставшимся  без
   попечения родителей.

                                                Председатель комитета
                                                          Л.Ф.Обухова





                                                           Приложение
                                                             к письму
                                          Комитета общего образования
                                                   администрации края
                                     от 07 декабря 1999 г. N 4-6-2161

                                                            УТВЕРЖДАЮ
                                         Председатель комитета общего
                                            образования администрации
                                                    Хабаровского края
                                                          Л.Ф.Обухова

                                                            УТВЕРЖДАЮ
                                          И.о. директора департамента
                                        здравоохранения администрации
                                                    Хабаровского края
                                                         В.Г.Дьяченко

                       МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

           ПО ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИКО - САНИТАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И
           ЛЕЧЕБНО - ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ - СИРОТАМ
              И ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

       РАЗРАБОТАНЫ:
       - Романовой Н.В.,  Мощинецким А.Ю.  -  главными  специалистами
   департамента здравоохранения администрации Хабаровского края
       - Оциянс Е.Н.  - районным  педиатром  Железнодорожного  района
   г. Хабаровска
       - Бутовой Э.А.,  Блинковой Л.Г.  -   заведующими   дошкольно -
   школьными отделениями детской поликлиники N 1 г. Хабаровска
       - Зотовой И.А.  -  главным   специалистом    комитета   общего
   образования администрации Хабаровского края,
       - Меньшиковой Т.А.  -  заместителем  главного   врача   центра
   госсанэпиднадзора в Хабаровском крае

                                ВВЕДЕНИЕ

       В соответствии   со   ст.7   Закона  Российской  Федерации  от
   21.12.96 г. N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной защите
   детей - сирот  и  детей,  оставшихся   без  попечения  родителей",
   детям - сиротам  и  детям,  оставшимся  без  попечения  родителей,
   предоставляется   бесплатное   медицинское  обслуживание  в  любом
   государственном    и   муниципальном    лечебно - профилактическом
   учреждении,  в том числе проведение диспансеризации, оздоровления,
   регулярных медицинских осмотров за счет соответствующих бюджетов.
       Дети - сироты  и  дети,  оставшиеся  без попечения  родителей,
   передаются на воспитание в семью под  опеку  (попечительство)  или
   приемную  семью,  а  при отсутствии такой возможности в учреждения
   всех типов:  образовательные,  лечебные, социальной защиты (ст.123
   Семейного кодекса Российской Федерации).
       Анализ состояния  здоровья  воспитанников школ - интернатов  и
   детских  домов  свидетельствует,  что  по  целому ряду показателей
   уровень их здоровья ниже, чем у учащихся общеобразовательных школ.
       При медицинском  наблюдении  не диагностируются функциональные
   отклонения  и  заболевания  на  ранних  стадиях,  когда   наиболее
   эффективны    коррегирующие    и    терапевтические   мероприятия.
   Оздоровление больных,  взятых под диспансерное  наблюдение,  часто
   проводится  не  в  полном  объеме,  не всегда учитывается значение
   гигиенических факторов в  укреплении  здоровья  детей.  Наличие  у
   большинства    воспитанников    интернатных   учреждений   фактора
   "социального риска" увеличивает возникновение патологии,  особенно
   в  тех  случаях,  когда  профилактическая и оздоровительная работа
   проводится недостаточно эффективно.
       Все это   определяет   необходимость   более  целенаправленной
   организации работы медицинского  персонала  учреждений  и  детских
   поликлиник  по  профилактике  заболеваний  и  укреплению  здоровья
   воспитанников детских домов и школ - интернатов.

              I. Организация работы медицинского персонала

       Лечебно - профилактическая помощь воспитанникам детских  домов
   и школ - интернатов   осуществляется    медицинским    персоналом,
   состоящим в штате детского дома или школы - интерната.  Количество
   штатных единиц медицинского персонала устанавливается на основании
   приказа Министерства  просвещения  СССР  от  31.08.87  N  166  "Об
   утверждении Типовых  штатов  детских домов и школ - интернатов для
   детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
       В целях повышения эффективности коррекционно - оздоровительных
   мероприятий,  организуемых  непосредственно  в  школе - интернате,
   детском   доме,   устанавливается   по   0,5   должности  врача  -
   стоматолога,  медицинской сестры по физиотерапии,  инструктора  по
   лечебной  физкультуре  при  наличии  до  200  воспитанников и по 1
   должности - свыше 200 воспитанников.
       В учреждениях,   где   штатным  расписанием  не  предусмотрена
   должность врача или  врач  отсутствует,  медицинское  обслуживание
   обеспечивается прикрепленными  врачами  территориальных  лечебно -
   профилактических   учреждений   по   графикам,   утвержденным   их
   руководителями.
       В обязанности  медицинского   персонала   учреждения   входят:
   наблюдение   за   состоянием   здоровья   и  физическим  развитием
   воспитанников  и  оказание им  лечебно - профилактической  помощи;
   контроль  за  трудовым воспитанием,  работами по самообслуживанию,
   организацией    физического     воспитания;     за     проведением
   санитарно - противоэпидемических      мероприятий,        питанием
   воспитанников; за гигиеническим воспитанием.
       Методическое руководство  и  контроль за организацией медико -
   санитарного   обеспечения   и  лечебно - профилактической   помощи
   воспитанникам  детских домов  и школ - интернатов  возлагается  на
   органы управления здравоохранением муниципальных образований.
       Лечебно - профилактическое  учреждение,  в районе деятельности
   которого расположен  детский дом  или школа - интернат,  оказывает
   помощь  в  проведении  профилактических осмотров и диспансеризации
   воспитанников,  предоставляет возможность проведения  необходимого
   объема   обследования   и   лечения   детей.   С  целью  повышения
   квалификации  администрация  поликлиники  привлекает   медицинский
   персонал   детского  дома  или   школы - интерната   к  участию  в
   конференциях, семинарах.
       Врачебно - физкультурный,                противотуберкулезный,
   психоневрологический  и   другие   специализированные   диспансеры
   оказывают     консультативно - методическую     помощь,    а   при
   необходимости организуют лечение воспитанников на базе  диспансера
   или   учреждения.  Территориальная  стоматологическая  поликлиника
   (отделение)   организует  санацию   зубов,   оказывает   лечебно -
   коррекционную  помощь  детям  с  дефектами  зубочелюстной системы,
   организует и проводит совместно  с  медицинским  и  педагогическим
   персоналом профилактическую работу в интернатных учреждениях.
       Основными задачами  медицинского  персонала   детского   дома,
   школы - интерната  является  организация  и проведение санитарно -
   гигиенических      и     лечебно - оздоровительных    мероприятий,
   направленных   на  охрану  и  укрепление  здоровья  воспитанников.
   Медицинский  персонал  совместно   с   администрацией   составляет
   комплексный  план  работы  на  год,  который обсуждается на ПМПК и
   согласовывается   с   руководителем   территориального   лечебно -
   профилактического  учреждения.  План должен содержать все основные
   разделы работы по медико - санитарному обеспечению  и  организации
   лечебно - профилактической помощи воспитанникам.
       Медицинский персонал  и администрация детского  дома,  школы -
   интерната принимают поступающих детей. Все дети в день поступления
   проходят  медицинский  осмотр,  проверяется  качество   оформления
   медицинской  документации.  На  каждого вновь поступающего ребенка
   должна быть  подробная  выписка  из  истории  развития  ребенка  с
   данными осмотра врачей - специалистов, лабораторного обследования,
   справка об отсутствии контактов с инфекционными больными и эпикриз
   стоящего  на  диспансерном  учете  ребенка с указанием проведенных
   оздоровительных  мероприятий  и  рекомендациями   по   дальнейшему
   наблюдению и оздоровлению.
       При необходимости   немедленного   определения    ребенка    в
   учреждение   и  отсутствии  медицинских  данных  он  помещается  в
   изолятор, за ним устанавливается ежедневное медицинское наблюдение
   в  течение  3-х недель.  За этот период проводятся все необходимые
   обследования   силами   специалистов   лечебно - профилактического
   учреждения,  в  районе деятельности которого находится детский дом
   или  школа - интернат.  На  вновь  поступающих  детей  медицинским
   работником заполняется    медицинская   карта   (ф.026/у),   карта
   профилактических прививок (ф.063/у).
       Врач и  медицинская  сестра  детского дома,  школы - интерната
   ежедневно ведут амбулаторный прием,  регистрируют  все  обращения,
   независимо от характера заболевания в журнале (ф.074/у).  Выявляют
   детей  с  острыми  заболеваниями,  помещают  их   в   изолятор   с
   последующим  направлением  на  стационарное  лечение.  Запрещается
   лечение  в  изоляторе   детей   с   инфекционными   заболеваниями.
   Ежемесячно врач анализирует заболеваемость.  Отдельно регистрирует
   и анализирует все случаи травм.  На основании проведенного анализа
   составляется  план  оздоровительных и профилактических мероприятий
   совместно с администрацией и педагогическим персоналом учреждения.
       Врач   детского   дома,   школы - интерната  входит  в  состав
   педагогического совета  с  правом  решающего  голоса  и  принимает
   активное    участие   в   его   работе.   Вносит   на   обсуждение
   педагогического совета вопросы:  план работы,  график углубленного
   медицинского осмотра,  план  профилактических прививок,  лечебно -
   оздоровительных мероприятий,  гигиенического воспитания и  другие.
   Доводит   до   сведения   педагогического   коллектива  результаты
   углубленного   медицинского   осмотра,    санитарного    состояния
   помещений,    эффективность    проведенных    профилактических   и
   оздоровительных мероприятий.  Ставит  для  решения  администрацией
   учреждения  вопросы  улучшения  питания,  физического  воспитания,
   формирования  гигиенических   навыков.   В   случае   невыполнения
   администрацией   учреждения  предложений  врача, последний  обязан
   довести до сведения вышестоящих органов управления образованием  и
   здравоохранением  имеющиеся  факты  невыполнения предписаний врача
   для принятия соответствующих мер.
       Врач детского дома,  школы - интерната имеет право освобождать
   учащихся по болезни  от  учебных занятий,  общественно - полезного
   труда,  рекомендовать облегченный режим обучения (свободный день в
   неделе   или   сокращенный   учебный   день)   для   учащихся    с
   субкомпенсированными формами хронических заболеваний.
       Врач обязан выявлять учащихся,  нуждающихся в освобождении  от
   экзаменов,    своевременно   ставить   в   известность   об   этом
   администрацию    детского    дома,   школы - интерната.    Вопросы
   освобождения   и   переноса   сроков  сдачи  учащимися  переводных
   экзаменов рассматриваются педагогическим советом  образовательного
   учреждения на основании медицинского заключения врача.
       При выявлении учащихся,  которые по состоянию  здоровья  могут
   быть освобождены от итоговых экзаменов,  следует руководствоваться
   приказом Министерства образования и  Министерства  здравоохранения
   РФ N   268/146   от  18.07.94  г.  "Об  освобождении  от  итоговой
   аттестации выпускников  9,  11  (12)  классов  общеобразовательных
   учреждений,     письмом    Минздрава    России    от   23.04.93 г.
   N 2310/1128-93-27.
       Освобождение учащихся   от   итоговых   экзаменов  оформляется
   клинико - экспертной комиссией (КЭК) территориальной  поликлиники.
   Врач   присутствует  на  заседании  КЭК  вместе  с  учеником,  где
   характеризует состояние его здоровья  за  период  наблюдения.  Все
   случаи   освобождения   от  экзаменов  фиксируются  в  медицинской
   документации:  ф.026/у,  112/у,  на подростка  -  дополнительно  в
   ф.023-ю и 086/у.
       Медицинская сестра  (фельдшер)  работает  непосредственно  под
   руководством врача учреждения. В обязанности среднего медицинского
   работника    входит:    проведение    профилактических    осмотров
   воспитанников   после   школьных   каникул,   а  также  в  случаях
   длительного   отсутствия   воспитанников   в   учреждении   и   по
   эпидемиологическим показаниям,  оказание помощи врачу в проведении
   углубленного  осмотра  и  проведении   назначенных   рекомендаций,
   проведение   под   контролем   врача   профилактических  прививок;
   ежедневный   контроль   за   санитарным   состоянием    помещений,
   соблюдением   режима   дня;   проведением   утренней   гимнастики,
   выполнением детьми правил личной  гигиены,  организацией  питания,
   физического   воспитания;   ведение   учета  и  изоляции  детей  с
   инфекционными   заболеваниями,    сообщение    врачу,    директору
   учреждения,  в  центр  госсанэпиднадзора  и  детскую поликлинику о
   каждом  случае  инфекционного  и  заразного  кожного  заболевания;
   проведение   наблюдения   за   детьми,   бывшими   в   контакте  с
   инфекционными    больными,     проведение     противоэпидемических
   мероприятий,  осуществление контроля за своевременным прохождением
   персоналом учреждения обязательных медицинских  осмотров;  ведение
   амбулаторного  приема,  проведение  занятий  в санитарных кружках,
   подготовка     санитарных    постов,    проведение     санитарно -
   просветительной работы; выписка и получение в аптеке медикаментов,
   своевременное  их   пополнение,   соблюдение   сроков   реализации
   лекарств; ведение медицинской документации.
       Для работы медицинского персонала в каждом учреждении (детском
   доме,    школе - интернате)   выделяется   медицинский    кабинет;
   стоматологический   кабинет,   кабинет   ЛФК,    массажа    (можно
   совместить),  процедурная,  изолятор  (из  расчета  4 койки на 100
   детей школьного возраста).
       Ответственность  за    обеспечение    медицинских    кабинетов
   необходимым оборудованием и инвентарем  возлагается  на  директора
   школы - интерната,  детского  дома,   а  также  органы  управления
   образованием.
       В соответствии  с  существующими  положениями,  в  медицинском
   кабинете должны быть наборы медикаментов  для  неотложной  терапии
   при  неотложных   состояниях   (анафилактический  шок,  сердечно -
   сосудистая    недостаточность,    отек    Квинке,    ларингоспазм,
   аллергический отек    гортани,    приступ    бронхиальной   астмы,
   гипертермия,  отравления,  судороги).  Каждый набор  для  оказания
   неотложной  помощи  необходимо  хранить  в  отдельной  упаковке  с
   прилагаемой к нему краткой  характеристикой  основных  мероприятий
   при данном состоянии.
       График работы медицинского персонала,  с  учетом  обслуживания
   детей в течение всего дня, утверждается директором учреждения.
       Медицинский персонал школы - интерната, детского дома работает
   в тесном контакте с администрацией, учителями, воспитателями.
       В обязанности    медицинского    персонала,    осуществляющего
   лечебно - профилактическую  работу  среди  воспитанников  детского
   дома и школы - интерната, входит:
       1. Наблюдение  за  состоянием здоровья,  физическим и нервно -
   психическим развитием воспитанников путем проведения  углубленного
   осмотра детей  два раза в год с привлечением врачей - специалистов
   и последующим ежеквартальным осмотром.
       2. Комплексная  оценка  состояния  здоровья  воспитанников  на
   основании результатов медицинского обследования;  распределение их
   по группам здоровья для занятий физической культурой; установление
   объема и режима работы в мастерских, на промышленных предприятиях,
   в сельском хозяйстве,  при участии в общественно - полезном труде;
   подготовка рекомендаций,  начиная с 5 класса, по выбору профессии,
   соответствующей   состоянию   здоровья,  интересам  и  склонностям
   воспитанника.
       3. Диспансерный   учет  воспитанников,  имеющих  отклонения  в
   состоянии   здоровья;   систематическое   врачебное     наблюдение
   за  ними  и  проведение  лечебно - оздоровительных мероприятий  по
   индивидуальному плану, но не реже 2 раз в год.
       4. Госпитализация в установленном порядке,  детей,  заболевших
   инфекционными болезнями;  передача экстренного извещения о  каждом
   случае инфекционного заболевания;  проведение противоэпидемических
   и  дезинфекционных  мероприятий  в  соответствии  с   действующими
   приказами, инструкциями и рекомендациями.
       5. Проведение   работы   по   профилактике    туберкулеза    в
   соответствии    с    приказом   Министерства   здравоохранения   и
   Министерства    общего    образования   от  22.11.95  г.   N   324
   "О совершенствовании противотуберкулезной помощи населению РФ".
       6. Помещение    заболевшего     ребенка,     не     требующего
   госпитализации,   в   изолятор,   который   должен   круглосуточно
   обслуживаться персоналом (воспитанники к  обслуживанию  больных  в
   изоляторе   не   допускаются).   Ведение   на   каждого  больного,
   находящегося в изоляторе,  вкладного  листа  (ф.26  или  ф.112)  с
   данными течения заболевания и проводимыми лечебными мероприятиями.
   Внесение после выписки больного в индивидуальную карту (ф.26)  или
   историю развития ребенка сведений о перенесенном заболевании.
       7. Контроль за физическим воспитанием и закаливанием  детей  в
   детском   доме   или   школе - интернате  (утренней   гимнастикой,
   проведением закаливающих процедур  и  т.п.),  осмотр  детей  перед
   соревнованиями, туристическими походами, поступлением в спортивные
   секции с выдачей медицинского заключения.
       8. Анализ  данных  физического развития,  состояния здоровья и
   заболеваемости воспитанников,  выполнения  плана  профилактических
   прививок,  составление,  совместно  с  администрацией учреждения и
   педагогическим персоналом, плана оздоровительных мероприятий.
       9. Планирование и проведение в установленные календарные сроки
   профилактических прививок.
       10. Получение  сведений об эпидемиологической обстановке в тех
   районах, куда отпускаются воспитанники на дни отдыха и каникул.
       11. Проведение    профилактического    медицинского    осмотра
   воспитанников по возвращении  их  в  школу - интернат, детский дом
   после выходных,  праздничных дней и каникул.  При отсутствии детей
   свыше 3-х дней воспитанники допускаются в учреждение только  после
   медицинского  осмотра  и  предоставления  справки лечащего врача с
   указанием  причины  пропуска  и  отсутствия   противопоказаний   к
   нахождению в детском доме, школе - интернате, медицинский персонал
   обязан иметь  сведения  о  воспитанниках,  не  посещающих  учебные
   занятия свыше 3 дней, и с помощью воспитателей выяснять причину их
   отсутствия.
       12. Контроль    за    обязательным   прохождением   персоналом
   учреждения  плановых  (периодических)   медицинских   осмотров   в
   соответствии с действующими приказами.
       13. При выявлении инфекционных заболеваний среди воспитанников
   врач и медицинская сестра обязаны:
       - сообщить о  выявленном  инфекционном  заболевании  директору
   учреждения,  немедленно изолировать больного и принять необходимые
   меры к его госпитализации;
       - подать   экстренное   извещение   в   территориальный  центр
   госсанэпиднадзора или дезинфекционную станцию;
       - организовать    проведение    текущей    и    заключительной
   дезинфекции;
       - организовать  мероприятия  по предупреждению распространения
   инфекционного   заболевания   (наложение   карантина,    выявление
   бактерионосителей, наблюдение за контактными детьми и т.д.).
       При   организации  медико - санитарных  мероприятий  в  случае
   выявления   инфекционного  заболевания  следует  руководствоваться
   методическими  указаниями  "Противоэпидемические   мероприятия   в
   очагах   инфекционных   заболеваний"   МУ   3.1.001-98   (Кишечные
   инфекции),  МУ  3.1.002-98  (Инфекции  дыхательных  путей),  центр
   госсанэпиднадзора в Хабаровском крае, г. Хабаровск, 1998 год.

                II. Медицинский контроль за выполнением
                      санитарно - гигиенического и
                      противоэпидемического режима

       Основной метод   работы   медицинского  персонала  интернатных
   учреждений - профилактический.      Первичная         профилактика
   предусматривает   предупреждение   заболеваний   и   отклонений  в
   состоянии здоровья путем обеспечения санитарно - гигиенического  и
   противоэпидемического  режима,  рациональной  организации питания,
   физического, трудового и гигиенического воспитания детей.
       Вторичная профилактика  направлена на предупреждение рецидивов
   и  прогрессирование  хронических  заболеваний,   что   достигается
   правильной организацией лечебно - оздоровительной помощи.
       Медицинский    персонал   школы - интерната,   детского   дома
   осуществляет  контроль  за  соблюдением  санитарно - гигиенических
   норм и требований к содержанию учреждения, в том числе:
       - соблюдением   нормы   площади   и  благоустройства  участка,
   обеспечивающей возможность использования его для активного отдыха,
   проведения спортивных занятий;
       - соблюдением норм  площади  в  спальных,  классных  и  других
   помещениях;
       - осуществлением  правильной  маркировки  учебной   мебели   и
   рассаживания детей в соответствии с их ростом;
       - осуществлением мероприятий по охране труда учащихся:  подбор
   баз     для    прохождения   учебно - производственной   практики,
   исключающих возможность вредного влияния производственных факторов
   на  здоровье  учащихся;  обеспечение  инструментарием,  станками в
   соответствии с их возрастом  и  ростом;  обеспечение  спецодеждой,
   индивидуальными  средствами  защиты;  правильностью  режима труда;
   соответствием трудовой нагрузки возрастным особенностям учащихся и
   состоянию    их    здоровья;   соблюдением   условий   правильного
   использования технических средств обучения,  в  том  числе  режима
   работы на ПЭВМ;
       - соблюдением гигиенических требований при выполнении работ по
   самообслуживанию и общественно - полезному труду;
       - соблюдением оптимального температурного режима в  помещениях
   учреждения;
       - соблюдением гигиенических  норм  освещенности  рабочих  мест
   учебных и учебно - производственных помещений;
       - систематическим проведением  влажной  уборки  и  тщательного
   проветривания всех помещений;
       - соблюдением персоналом пищеблока правил личной гигиены.
       При осуществлении     контроля    следует    руководствоваться
   федеральными  санитарными  правилами  и   нормами   "Гигиенические
   требования  к  условиям  обучения  школьников  в  различных  видах
   современных общеобразовательных учреждений" СанПиН 2.4.2.576-96.
       За соблюдение   воспитанниками  правил  личной  гигиены  несут
   ответственность воспитатели. Медицинский персонал контролирует:
       - проведение  систематического  мытья  детей  (в бане,  душе),
   смену постельного и нательного белья;
       - соответствие одежды воспитанников сезонным условиям;
       - соблюдение правил индивидуального пользования воспитанниками
   полотенцем, мылом, зубной щеткой, расческой и т.п.;
       - организацию  проведения  закаливающих  процедур  (обтирание,
   обливание, ножные ванны и т.п.).
       Работа по гигиеническому воспитанию:
       Медицинский персонал:
       - проводит  санитарно - просветительную  работу  среди  детей,
   обслуживающего персонала и родителей путем систематического чтения
   лекций,  проведения  бесед  по  вопросам  гигиены  и  профилактики
   заболеваний,  широко  использует кино,  плакаты и другие наглядные
   пособия,  выпуск  бюллетеней,  стенных  газет,  организует  уголки
   здоровья;
       - организует из числа детей с помощью воспитателей,  педагогов
   санитарные посты, которые помогают в работе медицинскому персоналу
   (соблюдение санитарного режима в помещении, личной гигиены детей и
   т.д.);
       - врач   детского   дома  или   школы - интерната    оказывает
   консультативную  и  методическую  помощь  учителям  в преподавании
   гигиенических вопросов на  уроках  и  внеклассных  занятиях  путем
   указания   соответствующей   литературы,   приобретения  наглядных
   пособий; со старшими воспитанниками проводит раздельные беседы для
   девочек  и  мальчиков на темы "Гигиена девушки" и "Гигиена юноши",
   привлекая к этим беседам врачей - специалистов;
       - медицинская сестра ведет систематические занятия по вопросам
   санитарии и гигиены с техническим персоналом;
       - медицинская  сестра  ведет  учет  работы  по  гигиеническому
   воспитанию в журнале установленной формы.
       С целью  наиболее  раннего  выявления  отклонений  в состоянии
   здоровья детей всем воспитанникам интернатных учреждений 2 раза  в
   год  проводится  углубленный  медицинский  осмотр  с  привлечением
   специалистов:  педиатра,  окулиста, отоляринголога, невропатолога,
   стоматолога, хирурга, гинеколога (обследуются девочки, начиная с 5
   класса);  по показаниям -  кардиолога,  эндокринолога,  психиатра,
   логопеда.
       Первый осмотр проводится в начале учебного года.  Для  четкого
   проведения  углубленного осмотра врач учреждения составляет график
   для  каждого  класса  (группы),  который  утверждается  директором
   учреждения    и     руководителем    территориального    лечебно -
   профилактического учреждения.
       Медицинский персонал  готовит помещения для проведения осмотра
   и  обеспечивает  условия  работы  для  каждого  специалиста.  Дети
   приходят  на  осмотр  в  сопровождении  классного руководителя или
   воспитателя,  в обязанности которых входит следить за порядком  во
   время   осмотра,  обязательным  посещением  каждым  ребенком  всех
   кабинетов, информировать врачей об особенностях состояния здоровья
   и поведения детей.
       Результаты осмотра  каждого  воспитанника  врачи - специалисты
   заносят  в  индивидуальную  карту ребенка (Ф.  N 026/у),  при этом
   каждый специалист дает свое заключение и рекомендации, в том числе
   по профориентации (с 5 класса).
       Педиатр учреждения   обобщает   результаты   профилактического
   осмотра,  включая  дополнительные  консультации  и обследования по
   показаниям, и дает заключение по следующему алгоритму.
       I. Оценка здоровья:
       1. Оценка физического развития.
       2. Оценка нервно - психического развития.
       3. Диагноз.
       4. Комплексная оценка здоровья (определение группы здоровья).
       II. Рекомендации:
       1. Режим и питание.
       2. Физическое воспитание (виды закаливания, медицинская группа
   для занятия физкультурой, допуск к занятиям спортом и др.).
       3. Задачи воспитания и обучения.
       4. Допуск  к  трудовому обучению и врачебно - профессиональное
   заключение (для школьников средних и старших классов).
       5. Заключение   о   возможности   проведения  профилактических
   прививок (или медицинских противопоказаниях).
       6. Лечебно - оздоровительные мероприятия.
       7. Порядок  и   кратность   наблюдения  педиатром,   врачами -
   специалистами (детям группы риска, с функциональными отклонениями,
   хроническими заболеваниями).
       Комплексная оценка  состояния  здоровья  ребенка базируется на
   4-х важнейших критериях здоровья:
       1. Наличие  или  отсутствие  хронических  заболеваний  (в т.ч.
   врожденной патологии).
       2. Функциональное    состояние   основных   систем   организма
   (выявляется клиническими методами с использованием  в  необходимых
   случаях функциональных проб).
       3. Резистентность   и    реактивность    организма    (степень
   сопротивляемости    организма    неблагоприятным    воздействиям),
   оцениваются,  в основном,  частотой  острых  заболеваний  (в  т.ч.
   обострений хронических болезней за прошедший год).
       4. Уровень и гармоничность физического и нервно - психического
   развития    (определяется   антропометрическими   исследованиями).
   Достигнутый  уровень  физического  развития   определяется   путем
   сравнения  со  средними  показателями  биологического развития для
   данного возраста,  а  степень  гармоничности  -  с  использованием
   оценочных таблиц  (шкал регрессии).  Уровень нервно - психического
   развития определяется педиатром и психологом  или  психоневрологом
   (приказ МЗ  и МП РФ от 14.03.95 N 60 "Об утверждении инструкции по
   проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного
   возрастов    на    основе   медико - экономических    нормативов",
   приложение 2).
       Комплексная оценка   состояния   здоровья  каждого  ребенка  с
   отнесением к одной  из  "групп  здоровья"  дается  с  учетом  всех
   перечисленных критериев.
       В соответствии с приказом МЗ и МП РФ  от  14.03.95  N  60  "Об
   утверждении  инструкции  по  проведению  профилактических осмотров
   детей   дошкольного    и    школьного    возрастов    на    основе
   медико - экономических  нормативов",  каждый  обследованный  может
   быть отнесен к одной из 5 групп здоровья:
       1. Здоровые,  с  нормальным  развитием  и  нормальным  уровнем
   функций.
       2. Здоровые,    но    имеющие   функциональные   и   некоторые
   морфологические отклонения,  а также сниженную сопротивляемость  к
   острым и хроническим заболеваниям.
       3. Дети,  больные  хроническими  заболеваниями   в   состоянии
   компенсации,    с   сохраненными   функциональными   возможностями
   организма.
       4. Дети,   больные   хроническими  заболеваниями  в  состоянии
   субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями.
       5. Дети,   больные   хроническими  заболеваниями  в  состоянии
   декомпенсации,   со   значительно    сниженными    функциональными
   возможностями организма.  Как правило, дети данной группы посещают
   специализированные школы - интернаты.
       Группа для  занятий  физической  культурой  устанавливается  с
   учетом состояния здоровья,  физического  развития,  функциональных
   особенностей важнейших систем организма ребенка  и его  физической
   подготовленности.   Отнесение   ребенка   к   подготовительной   и
   специальной   группам   в   большинстве  случаев  носит  временный
   характер.  В зависимости от изменений  в  состоянии  здоровья  под
   влиянием   оздоровительных  и  лечебных  мероприятий  и  улучшения
   качества физической  тренированности  возможен  перевод  из  более
   слабой   в   более   сильную  группу.  Переоценку  группы  занятий
   физической культурой для больных детей врач  проводит  не  реже  1
   раза за учебную четверть.
       О результатах   медицинского    осмотра    врач    информирует
   администрацию учреждения, докладывает на ПМПК, направляет сведения
   в территориальную поликлинику.  Медицинская сестра вносит в  "Лист
   здоровья"   данные   осмотров  детей  каждого  класса  (группы)  и
   рекомендации для педагогов и  воспитателей.  Медицинский  персонал
   организует и проводит лечебно - оздоровительные мероприятия.
       Результаты второго углубленного осмотра,  который проводится в
   конце   учебного   года,  используются  для  оценки  эффективности
   выполненных      профилактических    и   лечебно - оздоровительных
   мероприятий, а также для целенаправленной оздоровительной работы в
   летний период.
       Профилактические осмотры должны проводиться в  соответствии  с
   приказом МЗ и МП РФ от 14.03.95 N 60 "Об утверждении инструкции по
   проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного
   возрастов   на   основе  медико - экономических  нормативов".  Для
   повышения качества осмотра рекомендуется использовать методическое
   пособие "Организация   медицинского   контроля   за   развитием  и
   здоровьем   дошкольников   и   школьников   на   основе   массовых
   скриннинг - тестов  и  их  оздоровление  в условиях детского сада,
   школы" (под ред. акад. РАМН Г.Н.Сердюковской, М., 1993).
       При проведении    врачебной   профессиональной   консультации,
   следует использовать  методические  рекомендации  Минздрава  РФ  и
   Ярославского  медицинского  института  "Врачебная профессиональная
   консультация хроническими заболеваниями и отклонениями в состоянии
   здоровья", Ярославль, 1986 г.
       В детских домах,  где воспитываются дети дошкольного возраста,
   следует  проводить  работу  по  подготовке  их к обучению в школе:
   определение функциональной готовности к обучению:  первый раз - за
   год  до  поступления  в  школу,  второй раз - перед поступлением в
   школу  (приказ  МЗ  и   МП   РФ   от   30.06.92   N   186/272   "О
   совершенствовании   системы   медицинского   обеспечения  детей  в
   образовательных учреждениях",  приказ МЗ и МП РФ от 14.03.95 N  60
   "Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров
   детей   дошкольного    и    школьного    возрастов    на    основе
   медико - экономических нормативов").

           III. Контроль за организацией и качеством питания

       Главной задачей     является     организация     рационального
   сбалансированного  доброкачественного  питания   воспитанников   в
   соответствии  с  физиологическими  нормами  питания  и  состоянием
   здоровья.  На основе утвержденных норм питания, примерных меню для
   школ - интернатов  и  детских  домов  медицинские   работники  при
   участии администрации учреждения и повара составляют перспективное
   2-недельное меню с учетом местных условий снабжения, сезона года и
   отпущенных ассигнований.
       В соответствии   с   постоянным  меню  ежедневно  составляется
   меню - раскладка.  В учреждении необходимо иметь картотеку блюд  и
   таблицу замены продуктов по их биологической ценности с тем, чтобы
   при  необходимости  изменения  меню  не  нарушать  качественный  и
   количественный состав суточного рациона.
       По накопительной ведомости медицинский работник 1 раз в 7 - 10
   дней контролирует выполнение среднесуточных норм выдачи продуктов,
   проводит расчет калорийности и химического состава  рациона.  Врач
   детского  дома  на основе полученных данных ежемесячно анализирует
   питание воспитанников и дает рекомендации по его улучшению.
       Для воспитанников с заболеваниями органов пищеварения,  почек,
   ожирением,  пищевой аллергией организуется щадящее  и  диетическое
   питание.  Особенности  питания  и  списки  таких детей должны быть
   доведены медицинским персоналом  до  повара  и  воспитателей.  Для
   детей,   получающих   индивидуальное  питание,  в  обеденном  зале
   выделяются отдельные столы.
       Искусственная витаминизация  готовой  пищи проводится согласно
   инструкции МЗ СССР по проведению С - витаминизации питания.
       Медицинские работники контролируют:
       - соблюдение  гигиенических  требований   доставки   продуктов
   (транспорт,  тара),  качество,  а также условия,  сроки хранения и
   реализации сырых (скоропортящихся) продуктов,  результаты контроля
   заносятся в "Журнал бракеража сырой продукции";
       - соблюдение технологии приготовления пищи;
       - качество  приготовления  пищи (в бракеражном журнале готовой
   пищи  выставляется  оценка   вкусовых   качеств   каждого   блюда,
   определяется  соответствие  веса и объема выдаваемых блюд,  дается
   разрешение на выдачу пищи);
       - отбор и хранение суточной пробы;
       - санитарно - гигиенический и  противоэпидемический  режим  на
   пищеблоке   (поточность   производственных  процессов,  маркировка
   оборудования, мытье кухонной и столовой посуды, уборка помещений);
       - режим питания и условия приема пищи.
       В работе по организации  рационального  питания  рекомендуется
   использовать  территориальные  методические  указания "Организация
   питания учащихся общеобразовательных учреждений  края,  Хабаровск,
   1998 г.".

               IV. Организация диспансерного наблюдения и
                 лечебно - оздоровительных мероприятий

       Учащиеся с   хроническими    заболеваниями    и    выраженными
   морфологическими  нарушениями  берутся  на  диспансерный учет и на
   каждого из них заполняется форма N 30/у.  Диспансерному наблюдению
   подлежат  также  дети  группы  "риска",  имеющие  функциональные и
   некоторые морфологические нарушения,  часто  болеющие  простудными
   заболеваниями. Выделяются следующие диспансерные группы детей:
       1. С   заболеваниями  сердечно - сосудистой  системы  (больные
   ревматизмом  и  угрожаемые  по ревматизму,  с врожденными пороками
   сердца, вегетативно - сосудистыми дистониями по гипертоническому и
   гипотоническому типам).
       2. С  хроническими  неспецифическими   заболеваниями   органов
   дыхания  (хроническая  пневмония,  бронхиальная астма,  врожденные
   пороки развития легких).
       3. Больные  хроническими заболеваниями ЛОР органов (тонзиллит,
   отит,  синусит,  фарингит,   ларингит,   тугоухость,   гипертрофия
   лимфоидного кольца III степени).
       4. С хроническими заболеваниями органов пищеварения  (гастрит,
   гастродуоденит, язвенная болезнь, холецистит, панкреатит, гепатит,
   колит).
       5. С заболеваниями почек (пиелонефрит, гломерулонефрит).
       6. С  эндокринной  патологией  и  нарушением  обмена   веществ
   (тиреотоксикоз  при  любой  степени  увеличения щитовидной железы,
   зоб, ожирение, задержка полового развития, соматогенный субнанизм,
   сахарный диабет, надпочечниковая недостаточность).
       7. С патологией зрения (миопия  всех  степеней,  гиперметропия
   высокой    степени,   астигматизм,   косоглазие,   амблиопия   без
   косоглазия, последствия   травм   глазного    яблока,    патология
   сетчатки).
       8. С заболеваниями и дефектами опорно - двигательного аппарата
   (сколиоз   любой  степени,  плоскостопие,  спастические  параличи,
   парезы, последствия полиомиелита, ДЦП).
       9. Часто болеющие дети.
       10. Реконвалесценты острых и инфекционных заболеваний.
       11. С  заболеваниями  и  отклонениями  в  нервно - психическом
   статусе  (реакции   и   состояния   астенические,   невротические,
   неврозоподобные,  дефекты речи, энурез, задержка интеллектуального
   развития, последствия черепно - мозговых травм).
       12. Контактные  по  туберкулезу и инфицированные туберкулезом,
   перенесшие туберкулез.
       13. Дети с заболеваниями крови.
       14. Дети с хроническими заболеваниями кожи.
       Частота наблюдения за воспитанниками, взятыми под диспансерное
   наблюдение,  должна быть индивидуальной в зависимости от тяжести и
   течения заболевания. Дети "групп риска" осматриваются 2 раза в год
   во время проведения  углубленного  осмотра.  Врач  детского  дома,
   школы - интерната    принимает  активное   участие  в  организации
   наблюдения за детьми, взятыми на диспансерный учет, и в проведении
   лечебно - оздоровительных  мероприятий,  большая  часть которых на
   протяжении учебного года организуется  непосредственно  в  детском
   доме,  школе - интернате.  Работу   по  диспансерному   наблюдению
   медицинский персонал  проводит  в  тесной  преемственной  связи  с
   врачами - специалистами         территориального         лечебно -
   профилактического учреждения.
       Основными звеньями  этапного  оздоровления  для  воспитанников
   интернатных   учреждения   является   организация   этой    работы
   непосредственно в учреждении и на базах летнего отдыха.
       В  школах - интернатах,  детских  домах  проводятся  следующие
   коррекционно - оздоровительные мероприятия:
       - санация  полости  рта  и  профилактика  развития   кариозной
   болезни;
       - консервативное лечение заболеваний уха, горла, носа;
       - оздоровительные   мероприятия   для   детей   с  нарушениями
   опорно - двигательного аппарата;
       - профилактические  и  оздоровительные мероприятия для детей с
   патологией зрения;
       - занятия у логопеда детей с дефектами речи;
       - организация  щадящего  питания  для  детей  с   хроническими
   заболеваниями органов пищеварения и почек, коррекция питания детей
   с отставанием в физическом развитии;
       - медикаментозное    лечение    по   назначению   педиатра   и
   специалистов;
       - занятия  лечебной  физкультурой  для  детей  с  хроническими
   заболеваниями   органов  дыхания,  сердечно - сосудистой  системы,
   органов  пищеварения,  почек,  а  также  для  детей  с  ожирением,
   сколиозом, плоскостопием, энурезом;
       - психологическая коррекция.
       Эффективной формой  оздоровления   детей   с   функциональными
   изменениями  осанки  и  свода  стопы  является организация занятий
   специальных   групп   с   расширенной   программой   коррегирующей
   гимнастики.  Занятия  может  проводить  преподаватель  физкультуры
   после предварительной подготовки и под  контролем  врача  кабинета
   лечебной  физкультуры  поликлиники  или  врачебно - физкультурного
   диспансера.  Продолжительность занятий 45 минут,  2 раза в неделю,
   при  наполняемости  группы до 30 человек.  Группы комплектуются по
   возрастному принципу: 6 - 9 лет, 10 - 12 лет, 13 лет и старше.
       Воспитанники со  сколиозом любой степени занимаются в кабинете
   лечебной  физкультуры  при   поликлинике   и   непосредственно   в
   учреждении.
       Дети с наиболее тяжелыми формами  заболевания  направляются  в
   специализированные  школы - интернаты.  Для детей с плоскостопием,
   по рекомендации специалиста,  приобретаются супинаторы, проводятся
   специальные занятия с использованием тренажеров.
       Ослабленные дети, имеющие хронические заболевания, нуждаются в
   занятиях лечебной физкультурой. Для этого в учреждении оборудуется
   кабинет  лечебной  физкультуры,  работу  в  котором  организует  и
   проводит   специально   подготовленная   медицинская   сестра  или
   инструктор по лечебной физкультуре.
       Все нуждающиеся  воспитанники  с патологией зрения должны быть
   обеспечены  очками.  Контроль  за  ношением   очков   осуществляют
   педагоги  и  воспитатели  согласно рекомендациям "Листа здоровья".
   Детям  с  высокой  степенью  миопии  ограничиваются  физические  и
   трудовые  нагрузки.  Под  контролем  окулиста  медицинская  сестра
   учреждения организует для больных детей с предмиопией  занятия  по
   тренировке   аккомодации   (например,   упражнения  "с  меткой  на
   стекле"), проводит курсовое лечение по назначению окулиста.
       Эффективность оздоровительных    мероприятий   для   детей   с
   отклонениями и заболеваниями  в нервно - психическом  развитии  во
   многом  зависит  от  организации  окружающей  среды (охранительный
   режим с дневным сном,  рациональная организация учебных занятий  и
   внеучебной деятельности воспитанников,  соблюдение санитарных норм
   площадей  помещений  и  так   далее).   Назначение   лекарственных
   препаратов направлено на нормализацию эмоционального реагирования,
   улучшение   адаптационных   возможностей.   Детям    с    энурезом
   организуется   жесткая  постель,  клеенчатый  матрац,  воспитатель
   контролирует  выполнение  рекомендаций  по  питьевому   режиму   и
   проведение  утренней  гигиенической гимнастики с последующим душем
   или обтиранием тела теплой водой. Детям проводится медикаментозное
   и другое лечение по назначению специалистов.
       Дети с хроническими заболеваниями органов пищеварения и  почек
   в   период  ремиссии  находятся  на  щадящем  питании,  в  периоде
   обострения направляются на  стационарное  лечение  с  организацией
   диетического питания. Медицинский персонал интернатного учреждения
   проводит курсы противорецидивного лечения ранней весной и осенью.
       Большая группа  детей - воспитанников   интернатных учреждений
   нуждается в  физиотерапевтическом  лечении,  которое  должно  быть
   организовано непосредственно в учреждении.
       Проведенные лечебно - оздоровительные мероприятия  медицинский
   персонал   фиксирует   в  специальных  графах  "Медицинской  карты
   ребенка" (N  026/у),  информирует   специалистов   поликлиники   о
   выполнении рекомендаций по оздоровлению диспансерных групп детей.
       Отчет о своей работе врач  ежегодно  представляет  по  ф.095/о
   директору   детского  дома  или  школы - интерната  и руководителю
   территориального лечебно - профилактического учреждения.
       В  детском  доме  и  школе - интернате  должна  быть следующая
   медицинская документация:
       1. Температурный лист - ф.004/у.
       2. Вкладной лист для подростков к медицинской карте - ф.25-ю.
       3. Медицинская карта ребенка - ф.026/у.
       4. Направление на консультацию и во вспомогательные кабинеты -
   ф.028/у.
       5. Журнал процедур - ф.029/у.
       6. Карта диспансеризации - ф.030/у.
       7. Журнал     учета   санитарно - просветительной   работы   -
   ф.038-О/у.
       8. Экстренное извещение об инфекционном заболевании,  пищевом,
   остром    профессиональном  отравлении,   необычной   реакции   на
   прививки - ф.058/у.
       9. Журнал учета инфекционных заболеваний - ф.060/у.
       10. Фтизиатрический журнал.
       11. Карта профилактических прививок - ф.063/у.
       12. Журнал профилактических прививок - ф.064/у.
       13. Журнал регистрации амбулаторных больных - ф.074/у.
       14. Книга учета контактов с острыми инфекциями - ф.061/у.
       15. Санитарный журнал учреждения - ф.30/13 у.
       16. Журнал  регистрации  медицинской  помощи,  оказываемой  на
   занятиях по физкультуре и спортивных мероприятиях - ф.067/у.
       17. Журнал осмотра на педикулез - ф.278.
       18. Медицинская справка на подростков - ф.067/у.

                V. Организация медицинского обслуживания
            детей - сирот и детей, оставшихся без попечения
          родителей, находящихся под опекой (попечительством)
                      граждан и в приемных семьях

       В связи с тем,  что Семейный кодекс РФ (ст.121, 155) возлагает
   на   органы  опеки  и  попечительства  осуществление  контроля  за
   деятельностью  опекунов  (попечителей),  приемных   родителей   за
   выполнением возложенных  на  них  обязанностей  (ст.153  СК РФ) по
   содержанию,  воспитанию  и  образованию  детей,  органы  опеки   и
   попечительства обязаны   потребовать  от  опекунов  (попечителей),
   приемных родителей заботиться  о  здоровье  ребенка,  своевременно
   проходить медицинское обследование.  Органы опеки и попечительства
   по состоянию на 01.01 и 01.07.  текущего года представляют  списки
   детей,   находящихся  под  опекой  (попечительством),  в  приемных
   семьях,   в  лечебно - профилактическое   учреждение    по   месту
   жительства ребенка.
       Медицинское обслуживание детей - сирот и детей, оставшихся без
   попечения  родителей,  находящихся  под  опекой  (попечительством)
   граждан и  в  приемных  семьях,  должно  осуществляться  лечебно -
   профилактическим  учреждением  по месту жительства ребенка.  Такие
   дети  берутся  на  учет  участковым  врачом,  врачом   дошкольного
   учреждения или школы для организации им динамического медицинского
   наблюдения с проведением углубленного профилактического осмотра  2
   раза  в  год  с комплексной оценкой состояния здоровья ребенка для
   своевременного  выявления  имеющейся  патологии  и  проведения  им
   лечебно - оздоровительных    мероприятий    (при  необходимости  -
   санаторно - курортного лечения).
       При проведении   углубленного   осмотра  ребенок  должен  быть
   проконсультирован психологом.
       Сведения о состоянии здоровья детей,  оставшихся без попечения
   родителей, лечебно - профилактическое учреждение сообщает в органы
   опеки и попечительства 2 раза в год: к 20 апреля и 20 октября.



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz