Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Хабаровского края

Архив (обновление)

 

РЕШЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 18.02.2000 N 3-8/2000 О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ С МОМЕНТА ПРИНЯТИЯ ЗАКОНОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ОТ 11.09.1998 N 57, ОТ 01.10.1998 N 61 И ОТ 25.11.1998 N 79

(по состоянию на 21 августа 2006 года)

<<< Назад


                        ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
                                   
                                РЕШЕНИЕ
               от 18 февраля 2000 г. по делу N 3-8/2000
                                   
                      Именем Российской Федерации
                                   
          (с изм., внесенными Определением Верховного Суда РФ
                       от 25.04.2000 N 58-Г00-6)
   
       Хабаровский краевой суд в составе:
       председательствующего судьи Мироновой Л.Ю.,
       при секретаре Филипповой О.,
       рассмотрев  в  открытом судебном заседании  дело  по  заявлению
   общественной    организации   "Хабаровское   краевое    объединение
   предпринимателей"  к  Законодательной  Думе  Хабаровского  края   о
   признании  недействительным  Закона  Хабаровского  края  N  57   от
   11.09.1998  "О  порядке  формирования  цен  на  социально  значимые
   товары   (продукцию)"  с  изменениями  и  дополнениями,  внесенными
   законами  Хабаровского  края  N  61  от  01.10.1998  и  N   79   от
   25.11.1998,
   
                              установил:
   
       Законом  Хабаровского  края N 57 от 11 сентября  1998  года  "О
   порядке    формирования   цен   на   социально   значимые    товары
   (продукцию)",   принятым   постановлением   Законодательной    Думы
   Хабаровского   края  от  11.09.1998  N  242,  установлен   перечень
   социально  значимых товаров (продукции), к числу  которых  отнесены
   хлеб,  хлебобулочные  изделия,  мука,  крупы,  макаронные  изделия,
   масло  растительное, молоко и молочные продукты, мясо, субпродукты,
   колбаса  вареная,  мясо птицы, масло животное,  рыба,  яйцо,  соль,
   сахар,  продукты  детского и диабетического питания,  лекарственные
   средства,  изделия медицинского назначения, мыло, моющие  средства,
   зубная  паста; предусмотрен порядок формирования цен  на  указанные
   товары,  предельные  уровни  рентабельности  и  предельные  размеры
   торговых  надбавок  к  ценам  на перечисленные  товары;  определены
   органы,  осуществляющие  контроль за  соблюдением  предусмотренного
   порядка  формирования цен на социально значимые товары (продукцию),
   а    также    установлены   меры   ответственности   индивидуальных
   предпринимателей, юридических лиц и их руководителей  за  нарушение
   порядка  формирования цен, в том числе взыскание в  доход  краевого
   бюджета  и бюджетов муниципальных образований размера необоснованно
   полученных  денежных  средств,  определяемого  как  разница   между
   фактически   установленной   ценой   и   ценой,   определенной    в
   соответствии  с  установленным  порядком,  в  пересчете  на   объем
   реализованной  продукции, штрафа, аннулирование  лицензии,  лишение
   налоговых  льгот,  повышение  ставок  арендной  платы,  тарифов  на
   коммунальные услуги и электро- и теплоэнергию.
       Законами  Хабаровского  края N 61  от  01.10.1998  и  N  79  от
   25.11.1998  внесены изменения в Закон Хабаровского  края  N  57  от
   11.09.1998  "О  порядке  формирования  цен  на  социально  значимые
   товары  (продукцию)" в части, касающейся перечня социально значимых
   товаров  (продукции), предельных размеров уровня  рентабельности  и
   торговых надбавок на эти товары (продукцию).
       Общественная   организация  "Хабаровское  краевое   объединение
   предпринимателей"  обратилась  в  суд  с  заявлением  о   признании
   перечисленных  нормативных актов, принятых органом  законодательной
   власти  Хабаровского  края,  недействительными  как  противоречащих
   федеральному  законодательству  и  незаконно  ограничивающих  право
   граждан  свободно  заниматься предпринимательской  деятельностью  и
   свободно  определять  не  противоречащие  законодательству  условия
   договора, в частности, о цене производимой реализуемой продукции.
       В   судебном  заседании  представители  Хабаровского   краевого
   объединения  предпринимателей Воякин Н.В. и Дронов  Н.А.  заявление
   поддержали  и настаивали на признании недействительными нормативных
   актов.
       Представитель    Законодательной   Думы    Хабаровского    края
   Ермольченко  О.В.  заявление общественной организации  "Хабаровское
   краевое объединение предпринимателей" не признала, ссылаясь на  то,
   что  принятие  Закона  Хабаровского края  N  57  от  11.09.1998  "О
   порядке  формирования цен на социально значимые товары (продукцию)"
   имело  целью  обеспечить  социальную защиту населения  Хабаровского
   края  в условиях экономического кризиса, роста цен, систематической
   невыплаты  заработной платы, детских и иных социальных  пособий.  В
   перечень  социально значимых товаров, в отношении которых  вводится
   государственное регулирование цен, включены жизненно важные  товары
   (продукция), обеспечивающие поддержание жизни человека.
       Принятый  Закон  предусматривает меры поддержки  производителей
   социально  значимых  товаров путем установления  налоговых  и  иных
   льгот.  Кроме  того,  по мнению представителя Законодательной  Думы
   Хабаровского  края,  суды общей юрисдикции не вправе  рассматривать
   заявления  о  признании  недействительными  законов  и  нормативных
   актов     субъектов    Федерации    в    отсутствие    федерального
   конституционного закона, предусматривающего такие полномочия  судов
   общей  юрисдикции, к числу которых относится и Хабаровский  краевой
   суд.
       Выслушав   объяснения  участвующих  в  деле   лиц,   исследовав
   представленные  материалы,  суд  приходит  к  выводу  о  том,   что
   заявление  общественной  организации  подлежит  удовлетворению   по
   следующим основаниям.
       В  соответствии  с  ч. 4 ст. 27 Федерального закона  "Об  общих
   принципах   организации   законодательных   (представительных)    и
   исполнительных органов государственной власти субъектов  Российской
   Федерации"  законы  субъекта Российской  Федерации,  правовые  акты
   законодательного (представительного) органа государственной  власти
   субъекта    Российской    Федерации,    правовые    акты    органов
   исполнительной   власти  субъектов  Российской   Федерации   и   их
   должностных  лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина,
   права  общественных объединений и органов местного  самоуправления,
   могут быть обжалованы в судебном порядке.
       Согласно положениям ст.ст. 9, 19 названного Федерального закона
   споры  по  поводу  нормативных  актов, принимаемых  законодательным
   (представительным)   органом  государственной   власти   и   высшим
   исполнительным  органом государственной власти субъекта  Российской
   Федерации, разрешаются судом соответствующего уровня.
       Таким  образом,  с  принятием  данного  Закона  были  устранены
   препятствия  для  рассмотрения  в  суде  общей  юрисдикции  дел  об
   обжаловании    нормативных   актов,   принимаемых   законодательным
   (представительным)     и     высшим     исполнительным     органами
   государственной  власти субъекта Российской Федерации,  в  связи  с
   чем  доводы представителя Законодательной Думы Хабаровского края  о
   неподведомственности  настоящего  заявления  Хабаровскому  краевому
   суду не могут быть признаны обоснованными.
       Нельзя    признать   правомерными   и   доводы    представителя
   Законодательной Думы Хабаровского края и по существу  предъявленных
   требований.
       В  соответствии  с положениями пунктов "в",  "ж",  "о"  ст.  71
   Конституции   РФ   в   ведении  Российской   Федерации   находятся:
   регулирование  и  защита  прав  и  свобод  человека  и  гражданина,
   установление правовых основ единого рынка, основ ценовой  политики,
   гражданское законодательство.
       Согласно  ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения Российской
   Федерации   принимаются   федеральные  конституционные   законы   и
   федеральные  законы,  имеющие прямое действие  на  всей  территории
   Российской Федерации.
       Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации  не
   могут  противоречить Конституции Российской Федерации,  федеральным
   законам.  В  случае противоречия между федеральным законом  и  иным
   актом,  изданным  в  Российской  Федерации,  действует  федеральный
   закон.
       В  соответствии  со  ст.  34 Конституции  Российской  Федерации
   каждый имеет право на свободное использование своих способностей  и
   имущества  для  предпринимательской и иной не  запрещенной  законом
   экономической деятельности.
       Согласно  положениям  пункта 2 статьи  1  Гражданского  кодекса
   Российской  Федерации  граждане и юридические  лица  приобретают  и
   осуществляют  свои  гражданские  права  своей  волей  и   в   своем
   интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей  на
   основе   договора   и   в  определении  любых   не   противоречащих
   законодательству условий договора.
       Гражданские   права   могут   быть  ограничены   на   основании
   федерального  закона  и только в той мере,  в  какой  необходимо  в
   целях   защиты   основ   конституционного  строя,   нравственности,
   здоровья,   прав  и  законных  интересов  других  лиц,  обеспечения
   обороны страны и безопасности государства.
       Цена  товара  (продукции)  помимо ее экономического  содержания
   является    условием   всякого   возмездного   гражданско-правового
   договора   и  в  силу  этого  обстоятельства  относится   к   сфере
   регулирования    гражданского    законодательства,    которое     в
   соответствии  с  Конституцией  Российской  Федерации  находится   в
   ведении Российской Федерации.
       Действующее федеральное законодательство, устанавливая  принцип
   свободного  осуществления  гражданами и юридическими  лицами  своих
   гражданских  прав и обязанностей на основе договора  и  определения
   любых  не  противоречащих закону условий  договора,  вместе  с  тем
   признает    необходимым    сохранение    в    некоторых     случаях
   государственного  регулирования  цен  (тарифов),  в  основном,   на
   продукцию естественных монополий.
       Указом  Президента  Российской Федерации от 28.02.1995  221  "О
   мерах   по   упорядочению   государственного   регулирования    цен
   (тарифов)"  Правительству Российской Федерации предоставлено  право
   определять  с  учетом  норм, установленных законодательными  актами
   Российской    Федерации,    и    утверждать    перечни    продукции
   производственно-технического    назначения,    товаров    народного
   потребления  и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем  рынке
   Российской   Федераций   подлежат  государственному   регулированию
   Правительством   Российской   Федерации,   федеральными    органами
   исполнительной  власти и органами исполнительной  власти  субъектов
   Российской Федерации.
       Принятым  в  соответствии с данным Указом Президента Российской
   Федерации  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от
   07.03.1995   N   239  "О  мерах  по  упорядочению  государственного
   регулирования цен (тарифов)" утверждены перечни продукции,  товаров
   и  услуг,  на  которые осуществляется государственное регулирование
   цен   (тарифов)   на  внутреннем  рынке,  в  том   числе   органами
   исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
       Утвержденные указанным Постановлением Правительства РФ  перечни
   продукции,    товаров   и   услуг,   на   которые    осуществляется
   государственное  регулирование цен на внутреннем  рынке  Российской
   Федерации,  являются  исчерпывающими  (закрытыми)  и  не   содержат
   наименований  тех товаров (продукции), в отношении которых  Законом
   Хабаровского   края   N   57  от  11.09.1998   установлен   порядок
   формирования цен как мера государственного регулирования.
       Указанными   нормативными  правовыми   актами   полномочия   по
   регулированию   цен   на  продукцию,  товары  и   услуги   согласно
   утвержденному  перечню  представлены органам исполнительной  власти
   субъектов Федерации.
       С  учетом изложенного довод представителя Законодательной  Думы
   Хабаровского  края  о  том, что отсутствие федерального  закона  об
   основах  ценовой  политики  и  государственного  регулирования  цен
   позволяет  законодательному органу субъекта  федерации  осуществить
   собственное  правовое  регулирование по данному  вопросу,  является
   несостоятельным.
       Предусмотренные ст.ст. 14 - 19 Закона Хабаровского края N 57 от
   11.09.1998   меры   экономического  воздействия,   применяемые   за
   нарушение  порядка  формирования цен, в  виде  взыскания  штрафа  и
   необоснованно полученных денежных средств в доход краевого  бюджета
   и  бюджетов  муниципальных образований, а также порядок  применения
   указанных мер в случае несогласия граждан и юридических  лиц  с  их
   применением   являются   превышением   конституционно   допустимого
   ограничения  прав  (ч.  3  ст. 55, ч. 3  ст.  35  Конституции  РФ),
   согласно которому никто не может быть лишен своего имущества  иначе
   как по решению суда.
       Доводы  представителя Законодательной Думы Хабаровского края  о
   социальной  направленности принятых законов, призванных  поддержать
   жизненный   уровень   населения  Хабаровского   края,   заслуживают
   внимания,  однако не могут быть признаны основаниями  для  принятия
   законодательным    органом   субъекта   Федерации    законов,    не
   соответствующих   федеральному   законодательству   и    нарушающих
   конституционные  нормы  о  разграничении  предметов  ведения  между
   Российской Федерацией и ее субъектами.
       Таким  образом, законы Хабаровского края N 57 от 11.09.1998,  N
   61  от 01.10.1998, N 79 от 25.11.1998 приняты Законодательной Думой
   Хабаровского   края   с   превышением   полномочий    и    нарушают
   установленные  федеральным  законодательством  условия  и   порядок
   ограничения    права    граждан   заниматься    предпринимательской
   деятельностью,  что  в  силу положений п.  2  ст.  22  Гражданского
   кодекса РФ влечет их недействительность.
       На  основании изложенного, руководствуясь статьями 191  -  197,
   главой 24.1 ГПК РСФСР, суд
   
                                решил:
   
       Заявление   общественной   организации   "Хабаровское   краевое
   объединение предпринимателей" удовлетворить.
       Признать законы Хабаровского края N 57 от 11.09.1998 "О порядке
   формирования  цен на социально значимые товары (продукцию)",  N  61
   от   01.10.1998  "О  внесении  изменений  и  дополнений   в   Закон
   Хабаровского   края  "О  порядке  формирования  цен  на   социально
   значимые  товары  (продукцию)", N  79  от  25.11.1998  "О  внесении
   изменений  и  дополнений  в  Закон  Хабаровского  края  "О  порядке
   формирования   цен   на  социально  значимые  товары   (продукцию)"
   недействительными с момента принятия.
       Решение  может быть обжаловано и опротестовано в Верховный  Суд
   Российской  Федерации через Хабаровский краевой суд  в  течение  10
   дней после вынесения решения в окончательной форме.
   
                                                  Председательствующий
                                                          Л.Ю.Миронова
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz