ГУБЕРНАТОР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 07 марта 2002 г. N 138
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О СПЕЦИАЛИСТЕ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ДЕТСТВА
В целях совершенствования организации работы органов опеки и
попечительства муниципальных образований городов и районов
Хабаровского края по своевременному выявлению, устройству,
осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания детей -
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также защиты
прав и интересов детей, нуждающихся в помощи государства, в
соответствии со статьей 34 Гражданского кодекса Российской
Федерации, пунктом 1 статьи 121, статьями 122, 123, 147 Семейного
кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления
Правительства Российской Федерации от 14 мая 2001 г. N 374 "О
первоочередных мерах по улучшению положения детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей" и во исполнение статьи 15
Закона Хабаровского края от 31 марта 1999 г. N 109 "Об организации
деятельности по осуществлению опеки и попечительства на территории
Хабаровского края" постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о специалисте по защите
прав детства.
2. Рекомендовать главам муниципальных образований городов и
районов края организовать деятельность специалистов по защите прав
детства в соответствии с Положением о специалисте по защите прав
детства.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на министерство образования края (Обухова Л.Ф.).
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его
подписания.
Губернатор края
В.И.Ишаев
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Губернатора края
от 07 марта 2002 г. N 138
ПОЛОЖЕНИЕ
О СПЕЦИАЛИСТЕ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ДЕТСТВА
1. Общие положения
1.1. Специалист по защите прав детства является штатным
работником муниципального органа управления образованием или
другого структурного подразделения органа местного самоуправления;
его деятельность направлена на защиту прав и интересов
несовершеннолетних, проживающих на территории данного
муниципального образования.
1.2. Специалист по защите прав детства в своей деятельности
руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, международными
правовыми актами по защите прав ребенка, законами Российской
Федерации и Хабаровского края, нормативными актами органов
законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и
Хабаровского края и другими нормативными актами по вопросам охраны
прав детей, настоящим Положением о специалисте по защите прав
детства.
1.3. Должность специалиста по защите прав детства является
муниципальной должностью муниципальной службы и вводится в штат из
расчета один специалист на 5 тыс. детского населения данного
муниципального образования (от 0 до 18 лет включительно), но не
менее одной должности на муниципальное образование.
1.4. Специалист по защите прав детства назначается из числа
граждан, имеющих высшее педагогическое или юридическое образование
и стаж работы по специальности (педагогической или юридической) не
менее 5 лет.
1.5. Специалист по защите прав детства подотчетен в выполнении
своих функциональных обязанностей руководителю структурного
подразделения органа местного самоуправления, в штате которого он
состоит.
1.6. Специалист по защите прав детства тесно взаимодействует с
руководителями и работниками учреждений образования,
здравоохранения, социальной защиты населения, органов внутренних
дел, жилищных органов.
1.7. Специалист по защите прав детства направляет и
контролирует деятельность руководителей учреждений, в которых
содержатся, обучаются, воспитываются, находятся на лечении,
проживают несовершеннолетние, и осуществляет методическое
руководство по вопросам защиты прав детей.
2. Обязанности специалиста по защите прав детства
2.1. Организует систематическое выявление и учет детей - сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей или законных
представителей, либо находящихся в обстановке, представляющей
угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию,
нуждающихся в государственной защите.
2.2. Проводит первичное обследование условий жизни
несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей и
нуждающегося в государственной защите, составляет акт первичного
обследования и основанное на нем заключение об отсутствии
(наличии) родителей у него.
2.3. Обеспечивает совместно с уполномоченными органами,
организациями и отдельными гражданами временное устройство детей,
оставшихся без попечения родителей, а также сохранность их
имущества, жилья.
2.4. Осуществляет подбор и учет граждан Российской Федерации,
проживающих на территории данного района, изъявивших желание быть
опекунами (попечителями), усыновителями, приемными родителями;
проводит обследование жилищно - бытовых условий этих граждан и
дает заключение об их возможности выполнять эти обязанности.
2.5. Осуществляет подготовку документов и устройство
детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и
несовершеннолетних, не имеющих надлежащих условий для воспитания в
семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, на
усыновление, а при отсутствии такой возможности в соответствующие
образовательные, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения
социальной защиты населения.
2.6. В случае невозможности передать ребенка на воспитание в
семью в установленные законом сроки, направляет сведения (анкету)
о таком ребенке в министерство образования Хабаровского края для
постановки его на учет в государственный (региональный) банк
данных о детях, оставшихся без попечения родителей. При изменении
оснований для передачи ребенка на воспитание в семью, а также при
изменении информации о положении ребенка, находящегося на учете в
государственном банке данных о детях, информирует регионального
оператора в установленные законом сроки.
2.7. Осуществляет контроль за условиями жизни опекаемых
(подопечных) детей и за состоянием их здоровья; организует
необходимую помощь и проводит профессиональные консультации с
опекунами (попечителями), приемными родителями по обучению,
воспитанию детей, организации их отдыха, лечению, трудоустройству
и социальной защите.
2.8. Готовит проекты:
распоряжений главы муниципального образования о назначении
граждан опекунами (попечителями), о назначении управляющего
текущими доходами и имуществом опекаемого (подопечного);
договоров о передаче ребенка (детей) в приемную семью,
семейный детский дом;
договоров о доверительном управлении имуществом
несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации
и Хабаровского края;
распоряжений главы муниципального образования о назначении
денежных средств на содержание опекаемого (подопечного);
распоряжений главы муниципального образования о
целесообразности раздельного проживания опекуна (попечителя) с
подопечным, достигшим 16 лет;
распоряжений главы муниципального образования о возможности
объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным
(эмансипированным) при достижении им 16-летнего возраста;
распорядительных документов главы муниципального образования о
разрешении либо несогласии на отчуждение и передачу имущества
ребенка в дар; обмен (продажу) жилой площади, совершение сделок,
не влекущих нарушения прав и законных интересов
несовершеннолетних, зарегистрированных на территории
муниципального образования;
распоряжений главы муниципального образования о досрочной
регистрации брака лиц, не достигших совершеннолетия;
распоряжений главы муниципального образования о присвоении или
изменении фамилии, имени несовершеннолетнего в случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации;
разрешений главы муниципального образования на выезд
несовершеннолетних за границу с гражданами Российской Федерации на
срок более 3-х месяцев без сопровождения родителей, усыновителей,
опекунов.
2.9. Готовит заключение в суд об обоснованности и соответствии
усыновления (удочерения) гражданами Российской Федерации и
иностранными гражданами интересам ребенка, отмене усыновления
(удочерения), участвует в заседаниях суда по вопросам усыновления
(удочерения), отмене усыновления (удочерения), восстановлении
родителей в родительских правах.
2.10. Подает иски и готовит заключения в суды в соответствии
со статьями 27 и 77 Семейного кодекса Российской Федерации и
другие иски в защиту прав и охраняемых законом интересов
несовершеннолетних.
2.11. Готовит заключение и принимает участие в заседаниях суда
по делам, связанным с воспитанием детей, защитой их имущественных
и личных неимущественных прав и интересов, а также защитой
имущественных и жилищных прав несовершеннолетних, оставшихся без
попечения родителей.
2.12. Рассматривает спорные вопросы между родителями о
воспитании детей.
2.13. Готовит проекты постановлений, соглашений структурных
подразделений органов местного самоуправления, исполняющих функции
по опеке и попечительству, о порядке участия родственников в
общении с ребенком.
2.14. Принимает участие совместно с уполномоченными органами в
исполнении решений судов о передаче или отобрании детей в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
2.15. Принимает меры по отобранию детей у родителей при
непосредственной угрозе их жизни и здоровью в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
2.16. В случае установления противоречий между интересами
родителей и детей представляет интересы несовершеннолетних в суде
либо вносит представление главе муниципального образования о
назначении представителя для защиты прав и законных интересов
ребенка.
2.17. Осуществляет охрану прав и интересов не родившегося
наследника при разделе наследственного имущества в случае
возникновения противоречий между родителями.
2.18. Дает заключение и готовит проект документа на разрешение
органам записи актов гражданского состояния на установление
отцовства в случае смерти матери, признания ее недееспособной,
невозможности установления места нахождения матери или в случае
лишения ее родительских прав.
2.19. Готовит заключение о возможности отпуска воспитанников
детских домов, школ - интернатов, оставшихся без попечения
родителей, на период каникул и праздничные дни к родственникам или
другим лицам, проживающим на территории муниципального
образования, которое утверждается руководителем отдела
муниципального образования, выполняющего функции по опеке и
попечительству.
2.20. Ведет в установленном законом порядке документацию
(соблюдает сроки ее хранения), готовит ежегодный статистический
отчет (форма 103-РИК).
3. Права специалиста по защите прав детства
Специалист по защите прав детства вправе:
3.1. Запрашивать от руководителей любых учреждений,
организаций и органов, ведомств предоставления информации,
материалов, документов и их копий по всем вопросам, связанным с
защитой прав и законных интересов несовершеннолетних, в пределах
своих полномочий.
3.2. Привлекать участковых инспекторов милиции и сотрудников
подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел,
социальных, медицинских и педагогических работников учреждений,
специалистов жилищных органов для обследования условий воспитания,
жилищно - бытовых условий несовершеннолетних.
3.3. Приглашать для собеседования родителей, должностных лиц,
опекунов (попечителей), усыновителей, приемных родителей и других
граждан по вопросам защиты прав несовершеннолетних.
3.4. Участвовать в заседаниях комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав органов местного
самоуправления.
4. Ответственность специалиста
по защите прав детства
4.1. Специалист по защите прав детства несет ответственность
за неисполнение или за ненадлежащее исполнение своих должностных
обязанностей в соответствии с действующим законодательством.
4.2. Несет персональную ответственность за соблюдение сроков и
сохранность документов по защите прав несовершеннолетних.
|