Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Хабаровского края

Архив (обновление)

 

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ОТ 03.06.2002 N А73-2961/2002-40 ИСК К НАЛОГОВОМУ ОРГАНУ ОБ ОБЯЗАНИИ ВОЗВРАТИТЬ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫЙ ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

(по состоянию на 21 августа 2006 года)

<<< Назад


                   АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
   
                                РЕШЕНИЕ
   
             от 03 июня 2002 г. по делу N А73-2961/2002-40
   
   
       Арбитражный суд в составе:
       судьи Горбачевой О.В.
       рассмотрел в  заседании  суда  дело  по  иску  ООО "Режент"  к
   Инспекции МНС РФ по Кировскому  району  г. Хабаровска  о  возврате
   52555 рублей.
       В заседании приняли участие:
       от истца Бронштейн А.М.
       от ответчика Глотов О.Ф.
   
       Сущность спора:
       ООО "Режент"  обратилось  с  иском  к  Инспекции  МНС  РФ   по
   Кировскому району  г. Хабаровска об  обязании  возвратить  излишне
   уплаченный единый социальный налог в сумме 52555 рублей и взыскать
   с ответчика проценты в сумме 394,95 рублей.
       Представитель истца  в  порядке,  установленном ст. 36  АПК РФ
   уточнил  исковые  требования  и  увеличил   сумму   иска.   Просит
   возвратить из соответствующего бюджета излишне  уплаченный  единый
   социальный налог за 2002 год в сумме  68405 рублей  и  взыскать  с
   Инспекции МНС РФ по Кировскому  району  г. Хабаровска  проценты  в
   сумме 1274 рубля.
       Требования по иску обосновывает тем,  что согласно абз. 1 п. 1
   ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах  вступают  в  силу  не
   ранее,  чем  по  истечении  1-го  месяца  со  дня  их официального
   опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового  периода
   по   соответствующему   налогу.  Федеральный  закон  N 198-ФЗ   от
   31.12.2001 "О  внесении  дополнений  и  изменений  в  НК  РФ  и  в
   некоторые законодательные акты РФ "О налогах и  сборах",  согласно
   которого  плательщиками  единого   социального   налога   являются
   плательщики единого налога на  вмененный  доход  для  определенных
   видов деятельности, опубликован 31 декабря 2001 г. В  соответствии
   со ст. 5 НК РФ, по мнению истца, вступает в силу с  1 января  2003
   года, поскольку  налоговым  периодом  единого  социального  налога
   является календарный год (ст. 240 НК РФ). На  основании  указанных
   обязательств истец считает, что до 1 января 2003 года  плательщики
   единого  налога  на  вмененный  доход   для   определенных   видов
   деятельности не являются плательщиками единого социального налога.
       При этом  ответчик  считает,  что  ст. 2  Федерального  закона
   N 198-ФЗ от 31.12.2001, устанавливающая ставку единого  налога  на
   вмененный доход для определенных видов деятельности в размере 15%,
   по сравнению с ранее  установленной  20%,  подлежит  применению  с
   1 января 2002 года,  поскольку п. 4 ст. 5  НК РФ  определено,  что
   акты законодательства о налогах и сборах, снижающие размеры ставок
   налога, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
   Статьей 10 Федерального  закона  N 198-ФЗ  определено,  что  закон
   вступает в силу с 1 января 2002 года.
       Представитель ответчика в  судебном  заседании  требования  по
   иску не  признал по основаниям, изложенным в письме от  20.03.2002
   N 07-17/1538.  Суду  пояснил,  что по  данным  налогового   органа
   ООО "Режент" в период с  01.01.2002  по  29.04.2002  включительно,
   действительно перечислил в бюджет единый социальный налог в  сумме
   68405 рублей.
       Заслушав доводы   сторон,   исследовав   материалы   дела  суд
   установил следующие обстоятельства.
       Общество    с     ограниченной    ответственностью    "Режент"
   зарегистрировано в качестве юридического лица 5 ноября  1992 года.
   Основным  видом  деятельности  предприятия  является   организация
   ресторана и сопутствующих видов услуг, торговля.
       С 1999 года истец  является  плательщиком  единого  налога  на
   вмененный доход для определенных видов деятельности. Единый  налог
   на вмененный доход уплачивается истцом своевременно.
       Статьей 1 Федерального закона N 148-ФЗ от 31.07.98  "О  едином
   налоге на вмененный доход  для  определенных  видов  деятельности"
   установлено, что со дня введения  единого  налога  на  территориях
   соответствующих  субъектов  Российской  Федерации  с  плательщиков
   этого налога не взимаются налоги, предусмотренные статьями 19 - 21
   Закона  Российской  Федерации  "Об  основах  налоговой  системы  в
   Российской Федерации", за исключением:
       государственной пошлины; таможенных пошлин и  иных  таможенных
   платежей;   лицензионных   и  регистрационных  сборов;  налога  на
   приобретение   транспортных   средств;   налога   на    владельцев
   транспортных   средств;   земельного  налога;  налога  на  покупку
   иностранных денежных знаков и платежных документов,  выраженных  в
   иностранной валюте; налога на  доходы,  уплачиваемого  физическими
   лицами,  осуществляющими  предпринимательскую   деятельность   без
   образования юридического лица; удержанных сумм  налога  на  доходы
   физических лиц, а также налога на добавленную стоимость  и  налога
   на доходы от источника в Российской Федерации.
       Статьей 2  Федерального  закона  от  31.12.2001  N 198-ФЗ   "О
   внесении   дополнений   и   изменений   в  НК  РФ  и  в  некоторые
   законодательные акты РФ о налогах и сборах" в Федеральный закон от
   31.07.98  N 148-ФЗ  внесены   изменения,   касающиеся   исключения
   платежей  в  государственные  социальные  внебюджетные  фонды   из
   состава платежей, которые  не  взимаются  с  плательщиков  единого
   налога на вмененный доход.
       Статьей  10  Федерального  закона   от   31.12.2001   N 198-ФЗ
   определено, что Федеральный закон вступает в силу с 1 января  2002
   года.
       ООО "Режент" с 1 января 2002 года  наряду  с  уплатой  единого
   налога на вмененный доход производит уплату авансовых платежей  по
   единому социальному налогу.
       Считая,  что  Федеральный   закон   от   31.12.2001   N 198-ФЗ
   противоречит ст. 5 НК РФ  и  плательщиком  ЕСН  предприятие  будет
   являться только с 01.01.2003, истец обратился в  инспекцию  МНС РФ
   по Кировскому району г. Хабаровска с заявлением N 13 от 05.03.2002
   о возврате из бюджета излишне уплаченного ЕСН  в  соответствии  со
   ст. 78 НК РФ.
       20 марта 2002 г. ответчиком  в  адрес  ООО "Режент"  направлен
   ответ на запрос, согласно которого ответчик не  находит  оснований
   для возврата ЕСН за январь - февраль 2002 года.
       13 мая 2002 года истец письмом N 28 дополнительно обратился  в
   налоговый орган  с  заявлением  о  возврате  ЕСН  за март - апрель
   2002 г.  16 мая 2002 г.  Инспекция  МНС РФ  по  Кировскому  району
   г. Хабаровска отказала в возврате единого социального налога.
       Истец, посчитав, что его право на возврат излишне  уплаченного
   единого социального налога нарушено, обратился в  суд  с  иском  о
   возврате ЕСН за январь - апрель 2002 года в сумме 68405 рублей.
       Кроме того,  истец просит  взыскать проценты  за  каждый  день
   нарушения срока возврата, на сумму излишне уплаченного налога,  не
   возвращенную в установленный  ст. 78  НК РФ  срок,  в  сумме  1274
   рубля.
       Проанализировав    установленные    в    судебном    заседании
   обстоятельства, суд считает, что исковые требования удовлетворению
   не подлежат.
       Статьей 2  Федерального  закона  от  31.12.2001  N 198-ФЗ   "О
   внесении дополнений и  изменений  в  Налоговый  кодекс  Российской
   Федерации и в некоторые законодательные акты Российской  Федерации
   о налогах и сборах" внесены изменения и дополнения  в  Федеральный
   закон от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на  вмененный  доход
   для  определенных  видов  деятельности"  (в  редакции  федеральных
   законов от 31.03.1999 N 63-ФЗ, от  13.07.2001  N 99-ФЗ),  согласно
   которым суммы единого налога  на  вмененный  доход,  уплачиваемого
   организациями и индивидуальными предпринимателями, не  зачисляются
   в   государственные   внебюджетные   фонды.   В   соответствии   с
   изменениями,  внесенными  в  статью  1  Федерального   закона   от
   31.07.1998 N 148-ФЗ, плательщики единого налога на вмененный доход
   (как организации, так и индивидуальные предприниматели) уплачивают
   единый социальный налог в порядке, установленном  главой 24  части
   второй Налогового кодекса Российской Федерации.
       Таким  образом,   с   1  января   2002  года   индивидуальными
   предпринимателями, организациями - плательщиками единого налога на
   вмененный  доход  на  выплаты  в  пользу  граждан,  работающих  по
   трудовым договорам, начисляется единый социальный налог.
       Статьей  10  Федерального  закона   N 198-ФЗ   от   31.12.2001
   установлено,  что  закон  вступает  в  силу  с  1  января  2002 г.
   Опубликован Федеральный закон в "Российской газете" за  31 декабря
   2001 г. N 256 (2868).
       При  этом,   п. 1   ст. 5   НК  РФ   установлено,   что   акты
   законодательства о налогах и сборах вступают в силу с  1-го  числа
   очередного  налогового   периода   по   соответствующему   налогу,
   наступающего после окончания месячного срока со  дня  официального
   опубликования данного акта.
       Тем не менее,  Налоговый  кодекс  РФ  как  систематизированный
   Федеральный закон  (N 146-ФЗ  от  31.07.98)  не  имеет  нормативно
   закрепленного преимущества перед  другими  федеральными  законами,
   хотя и не систематизированными,  но   принятыми  позже  Налогового
   кодекса РФ.
       Конституционный суд  РФ  в  определении  N 182-О  от  5 ноября
   1999 г.  "По  запросу  Арбитражного  суда  г. Москвы  о   проверке
   конституционности   пунктов  1  и  4  части  четвертой  статьи  20
   Федерального  закона  "О   банках   и   банковской   деятельности"
   определил, что  статьей 76  Конституции  Российской  Федерации  не
   определяется и не может определяться иерархия актов внутри  одного
   вида, в данном случае - федеральных законов. Ни  один  федеральный
   закон в силу ст. 76 Конституции РФ  не  обладает  по  отношению  к
   другому федеральному закону большей юридической силой.
       Налоговый кодекс Российской Федерации  часть  первая  является
   Федеральным законом РФ N 146-ФЗ, принятым 31 июля 1998 года.
       Федеральный закон от 31.07.98 N 146-ФЗ  "Налоговый  кодекс  РФ
   часть первая"  и  Федеральный  закон  от  31.07.2001  N 198-ФЗ  "О
   внесении  дополнений  и  изменений  в  Налоговый  кодекс  РФ  и  в
   некоторые законодательные акты РФ о  налогах  и  сборах"  содержат
   нормы, относящиеся к налоговому законодательству, и в силу  пункта
   1 статьи 76 Конституции Российской Федерации имеют прямое действие
   на всей территории Российской Федерации.
       Законность  положений  Федерального   закона   от   31.07.2001
   N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс  РФ
   и в некоторые законодательные акты РФ о налогах и  сборах"  ни  по
   праву, ни по дате введения в действие с учетом даты  опубликования
   в установленном порядке никем не оспорена.
       В связи с тем, что Федеральный закон  N 198-ФЗ  от  31.12.2001
   (ст. 10) устанавливает конкретную дату вступления закона в силу, а
   именно 01.01.2002, нет оснований считать датой вступления  в  силу
   закона  01.01.2003,  руководствуясь  при  этом  ст. 5   Налогового
   кодекса - Федерального закона N 146-ФЗ от 31.07.98.
       При таких  обстоятельствах суд считает, что уплаченные  истцом
   авансовые платежи по единому социальному налогу за период январь -
   апрель 2002 г. в сумме 68405 рублей не являются излишне уплаченным
   налогом, и следовательно не подлежат возврату из  соответствующего
   бюджета в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.
       Судом признается  несостоятельной  ссылка  истца  на  то,  что
   положения Федерального  закона  от  31.12.2001  N 198-ФЗ  ухудшают
   положения налогоплательщика.
       Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон N 148-ФЗ от
   31.07.98, платежи в государственные внебюджетные  фонды  исключены
   из состава платежей, которые не взимаются с  плательщиков  единого
   налога на вмененный доход.  При этом Федеральным  законом  внесены
   изменения  и  в  ст. 5  указанного Федерального  закона,  согласно
   которым ставка единого налога на вмененный доход уменьшена на  5%,
   в связи с обязанностью плательщиков единого  налога  на  вмененный
   доход производить уплату ЕСН.
       При  таких  обстоятельствах  суд  не  находит  оснований   для
   признания положений Федерального  закона  N 198-ФЗ  от  31.12.2001
   ухудшающими положения плательщиков  единого  налога  на  вмененный
   доход.
       Довод  истца   о   том,  что  Федеральный  закон  N 198-ФЗ  от
   31.12.2001,  в  части  вступления  в  силу  с   1 января  2002 г.,
   противоречит ст. 5 НК РФ судом отклоняется.
       Статьей 6 НК РФ установлено, что нормативный  правовой  акт  о
   налогах и сборах признается несоответствующим  Налоговому  кодексу
   РФ, если такой акт противоречит общим началам и (или)  буквальному
   смыслу  конкретных  положений  кодекса.  Пунктом  3  ст. 6   НК РФ
   определено,  что  признание   нормативного   правового   акта   не
   соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке.
       Статьей 5  НК  РФ  установлены  общие  начала  действия  актов
   законодательства о налогах и сборах во времени, установлен порядок
   вступления актов законодательства о налогах и сборах.  Статьей  10
   Федерального  закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ установлен отличный от
   определенного в ст. 5 НК РФ  порядок  вступления  в  силу  акта  о
   налогах и сборах.
       Однако, Федеральный закон N 198-ФЗ от 31.12.2001 не признан  в
   судебном порядке несоответствующим Налоговому кодексу РФ.
       При таких обстоятельствах суд считает,  что  ссылка  истца  на
   несоответствие Федерального закона  N 198-ФЗ  статье 5  Налогового
   кодекса РФ несостоятельна.
       В соответствии со ст. 95 АПК РФ расходы по  уплате  госпошлины
   относятся на истца.
       Руководствуясь  ст. 95,   124,  125,  127,  134   Арбитражного
   процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
   
                                 решил:
   
       В удовлетворении исковых требований  общества  с  ограниченной
   ответственностью "Режент" к Инспекции МНС РФ по Кировскому  району
   г. Хабаровска о возврате  68405 рублей  и  взыскании  процентов  в
   сумме 1274 рублей отказать.
       Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Режент" в
   доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1670,63 рублей.
       Решение может быть обжаловано.
   
                                                                Судья
                                                        О.В.Горбачева
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz