Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Хабаровского края

Архив (обновление)

 

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ОТ 07.10.2002 N А73-7177/2002-40 ИСК О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПУНКТА 1 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГУБЕРНАТОРА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ОТ 17.06.2002 N 298 "О КОМПЛЕКСЕ МЕР ПО УПОРЯДОЧЕНИЮ И КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ КРАЯ"

(по состоянию на 21 августа 2006 года)

<<< Назад


                   АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
   
                      Именем Российской Федерации
   
                                РЕШЕНИЕ
   
            от 07 октября 2002 г. по делу N А73-7177/2002-40
   
   
       Арбитражный суд в составе:
       Председательствующего Горбачевой О.В.
       Судей Михайловой А.И., Лузан К.Б.
       При ведении протокола помощником судьи Барилко М.А.
       рассмотрел в   заседании  суда  дело  по  заявлению  прокурора
   Хабаровского края о признании недействующим пункта 1 постановления
   Губернатора Хабаровского края от 17.06.2002 N 298 "О комплексе мер
   по упорядочению и контролю за оборотом  алкогольной  продукции  на
   территории края"
       В заседании приняли участие:
       от заявителя Прохорова О.Ф.
       от Губернатора Хабаровского края Демчук Л.Н.
       от Правительства Хабаровского края Пономарева Г.М.
   
       Сущность спора:
       Прокурор Хабаровского  края  обратился  в  арбитражный  суд  с
   заявлением   о  признании  недействующим  пункта  1  постановления
   Губернатора Хабаровского края от 17.06.2002 N 298 "О комплексе мер
   по  упорядочению  и  контролю за оборотом алкогольной продукции на
   территории края", в связи с тем, что указанный пункт постановления
   издан  с  превышением  полномочий  исполнительного  органа  власти
   субъекта Российской Федерации.
       17 июня  2002 г.  Губернатором Хабаровского края было  принято
   постановление N 298 "О комплексе мер по упорядочению и контролю за
   оборотом  алкогольной  продукции  на  территории края".  Пунктом 1
   постановления установлено, что при закупе водки и спирта питьевого
   за  пределами края отпускные цены на них утверждаются региональной
   энергетической  комиссией  -  комитетом  цен  Правительства  края.
   Абзацем   2   пункта  1  постановления  установлено,  что  уровень
   утвержденных  отпускных  цен  не  должен  быть  ниже  уровня  цен,
   сложившегося на производимые в крае водку и спирт питьевой.
       23 июля  2002 года  Прокурор  Хабаровского  края  обратился  в
   Хабаровский  краевой  суд  с заявлением о признании противоречащим
   закону пункта 1 постановления Губернатора Хабаровского края  N 298
   от 17.06.2002.
       15 августа 2002 года Хабаровский краевой  суд,  руководствуясь
   ст. 29  АПК  РФ,  ст.ст. 6, 7  Федерального  закона "О введении  в
   действие   Арбитражного   процессуального    кодекса    Российской
   Федерации"  вынес  определение  о  передаче дела в Арбитражный суд
   Хабаровского  края,  в  связи  с  тем,  что  дела  об  оспаривании
   нормативных   правовых   актов,  затрагивающих  права  и  законные
   интересы   заявителя   в   сфере   предпринимательской   и    иной
   экономической   деятельности    относятся   к   подведомственности
   арбитражных судов.
       В судебном   заседании   представитель   заявителя  требования
   поддержал,  настаивает на их  удовлетворении.  Суду  пояснил,  что
   оспариваемый  пункт постановления Губернатора Хабаровского края не
   соответствует положениям пункта "ж" ст.  71,  пунктам 1,  5 ст. 76
   Конституции  Российской  Федерации,  ст. 5  Федерального закона "О
   государственном регулировании  производства  и  оборота  этилового
   спирта  алкогольной и спиртосодержащей продукции" в соответствии с
   которыми установление основ ценовой политики и право регулирования
   цен  на  этиловый спирт,  алкогольную и спиртосодержащую продукцию
   относится к ведению Российской Федерации. Кроме того, оспариваемый
   пункт  постановления  Губернатора  Хабаровского  края противоречит
   ст. 1 ГК РФ.
       Представители Губернатора  Хабаровского  края  и Правительства
   Хабаровского края признали требования прокурора Хабаровского  края
   в  части  абзаца  2 пункта 1 постановления от 17.06.2002 N 298.  В
   остальной части заявленные требования не признали.  Суду пояснили,
   что   ст.ст.   6,   23   Федерального  закона  "О  государственной
   регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной
   и  спиртосодержащей  продукции"  к  совместному ведению Российской
   Федерации  и  субъектов  Российской   Федерации   отнесено   право
   устанавливать и осуществлять комплекс мер по упорядочению поставок
   и розничной продажи алкогольной продукции в целях защиты  здоровья
   и   жизни   граждан.  Утверждение    региональной   энергетической
   комиссии - комитетом цен Правительства Хабаровского края отпускных
   цен   на   водку  и  спирт  питьевой  является  одной  из  мер  по
   упорядочению поставок и розничной торговли алкогольной  продукции.
   Утверждение  цен  не  является  способом  регулирования  цен.  Под
   регулированием цен понимается вмешательство государства в  процесс
   рыночного  ценообразования.  Под  словом  "утверждение" понимается
   фиксация факта согласия  с  проектом  какого-либо  решения.  Таким
   образом  оспариваемым пунктом исполнительный орган власти субъекта
   Российской Федерации не регулирует цены на данный вид продукции, а
   согласовывает  их,  не  вмешиваясь  при  этом  в процесс рыночного
   ценообразования и не ущемляя  права  хозяйствующих  субъектов  при
   осуществлении предпринимательской и экономической деятельности.
       Проанализировав    установленные    в    судебном    заседании
   обстоятельства, суд считает, что требования Прокурора Хабаровского
   края подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
       В  соответствии   с   п. 2  ст. 192  АПК  РФ  прокурор  вправе
   обратиться в суд с заявлением  о  признании  нормативных  правовых
   актов  недействующими,  если полагает,  что такой оспариваемый акт
   или отдельные его положения  не  соответствуют  закону  или  иному
   нормативному  акту,  имеющим большую юридическую силу,  и нарушают
   права и законные интересы граждан,  организаций,  иных лиц в сфере
   предпринимательской и иной экономической деятельности.
       Оспариваемый пункт постановления Губернатора Хабаровского края
   регулирует     правоотношения    в    сфере    предпринимательской
   деятельности,  поскольку участниками указанных отношений  являются
   юридические лица,  независимо от их организационно - правовых форм
   и   форм   собственности,   а    также    граждане    занимающиеся
   предпринимательской деятельностью по розничной продаже алкогольной
   и спиртосодержащей продукции.
       В судебном  заседании  представителем  исполнительного  органа
   власти   Хабаровского   края   признаны    требования    прокурора
   Хабаровского  края  в  части   абзаца  2  пункта  1  постановления
   Губернатора  Хабаровского  края   от   17.06.2002   N   298,   что
   подтверждается  письменным  заявлением,  приобщенным  к материалам
   дела.
       В соответствии  с  п.  2  ст.  70  АПК РФ признанные сторонами
   обстоятельства принимаются арбитражным судом в качестве фактов, не
   требующих дальнейшего доказывания.
       В соответствии с положениями пункта "ж" статьи 71  Конституции
   Российской  Федерации  в  ведении  Российской  Федерации находятся
   установление  правовых  основ  единого   рынка,   основы   ценовой
   политики.
       Согласно положениям  пунктов  1,  5  статьи   71   Конституции
   Российской  Федерации  по  предметам  ведения Российской Федерации
   принимаются  федеральные  конституционные  законы  и   федеральные
   законы,  имеющие  прямое  действие  на  всей территории Российской
   Федерации.  Законы и  иные  нормативные  правовые  акты  не  могут
   противоречить федеральным законам,  принятым по предметам ведения.
   В случае противоречия между  федеральным  законом  и  иным  актом,
   изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
       Порядок оборота алкогольной продукции в  Российской  Федерации
   установлен  Федеральным законом N 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года "О
   государственном регулировании  производства  и  оборота  этилового
   спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
       Статьей 5 указанного Федерального закона к  предметам  ведения
   Российской  Федерации  в  области производства и оборота этилового
   спирта,  алкогольной   и   спиртосодержащей   продукции   отнесено
   регулирование    цен    на    этиловый    спирт,   алкогольную   и
   спиртосодержащую  продукцию  (установление  минимальных   цен   на
   отдельные виды спиртных напитков).
       Постановлением   Правительства   Российской    Федерации    от
   07.03.1995   N  239  "О  мерах  по  упорядочению  государственного
   регулирования цен (тарифов)" право  регулирования  цен  на  водку,
   этиловый  спирт  из  пищевого  сырья,  производимые  на территории
   Российской Федерации предоставлено Правительству РФ и  Федеральным
   органам исполнительной власти.
       Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации  от
   8 февраля 1996 г.  N 131 "О мерах по обеспечению устойчивой работы
   ликероводочной промышленности" установлено, что правом утверждения
   и  пересмотра  минимальных  цен на алкогольную продукцию крепостью
   свыше  28  процентов,  производимую   на   территории   Российской
   Федерации   или   ввозимую  на  таможенную  территорию  Российской
   Федерации, в  качестве  нижней   границы   цены   реализации   при
   осуществлении  оптовой  и розничной торговли наделено Министерство
   экономики Российской Федерации.
       Пунктом 4  указанного  Постановления  Правительства Российской
   Федерации  органам  исполнительной  власти  субъектов   Российской
   Федерации  рекомендовано  в  пределах  компетенции  только  лишать
   лицензии на  право  производства,  оптовой  и  Розничной  торговли
   алкогольной   продукцией,   крепостью   свыше  28  процентов,  при
   нарушении хозяйствующими субъектами установленных минимальных цен.
       Статьей 1    Гражданского    кодекса    Российской   Федерации
   установлено,  что физические  и  юридические  лица  приобретают  и
   осуществляют   свои  гражданские  права  своей  волей  и  в  своем
   интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на
   основании  договора  и  в  определении  любых,  не  противоречащих
   законодательству условий договора.  Гражданские права  могут  быть
   ограничены на сновании федерального закона и только в той мере,  в
   какой это необходимо в целях защиты основ конституционного  строя,
   нравственности,  здоровья,  прав  и законных интересов других лиц,
   обеспечения обороны страны и безопасности государства.
       Беспрепятственное осуществление  гражданских прав основывается
   на положениях  ч.  1  ст.  34  Конституции  Российской  Федерации,
   согласно  которой  каждый  имеет  право на свободное использование
   своих способностей и имущества для предпринимательской и  иной  не
   запрещенной законом экономической деятельности.
       Статьей 424   Гражданского   кодекса   Российской    Федерации
   определено,   чти   исполнение   договора  оплачивается  по  цене,
   установленной соглашением сторон либо  в  предусмотренных  законом
   случаях,   применяются   цены,  устанавливаемые  или  регулируемые
   уполномоченными на то государственными органами.
       Применение цены,   устанавливаемой  соглашением  сторон,  т.е.
   свободной договорной цены, отвечает существу рыночной экономики, в
   которой  цены определяются спросом,  потребностями,  покупательной
   способностью,  конкуренцией и другими экономическими факторами.  В
   свою очередь цены влияют на производство.
       Порядок  государственного  регулирования   цен   определен   в
   Постановлении  Правительства РФ от 7 марта 1995 г.  N 239 "О мерах
   по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
       Таким   образом,   введение   оспариваемым   пунктом   порядка
   утверждения отпускных цен на водку и спирт  питьевой  противоречит
   действующему законодательству,  в связи с отсутствием полномочий у
   исполнительного  органа  власти  субъекта   Российской   Федерации
   утверждать (согласовывать) отпускные цены на алкогольную продукцию
   и  ущемлением  прав   хозяйствующих   субъектов   на   свободу   в
   установлении прав и обязанностей.
       Судом    отклоняется    довод    представителей    Губернатора
   Хабаровского  края  и  Правительства Хабаровского края о том,  что
   утверждение  цен  производится  в  соответствии   с   компетенцией
   субъекта   Российской   Федерации,   определенной   ст.  6  ФЗ  "О
   государственном регулировании  производства  и  оборота  этилового
   спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
       Статьей 6 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N  171-ФЗ
   "О  государственном регулировании производства и оборота этилового
   спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлено, что
   к  предметам  совместного ведения Российской Федерации и субъектов
   Российской  Федерации  отнесено   установление   и   осуществление
   комплекса   мер   по   упорядочению  поставок,  розничной  продажи
   алкогольной продукции в целях защиты здоровья и жизни граждан. Вне
   пределов   ведения  Российской  Федерации  и  совместного  ведения
   Российской Федерации и  субъектов  Российской  Федерации  субъекты
   Российской    Федерации    осуществляют    собственное    правовое
   регулирование в области производства и оборота  этилового  спирта,
   алкогольной и спиртосодержащей продукции.
       Поскольку установление правовых основ единого  рынка  и  основ
   ценовой  политики в соответствии со ст. 71 Конституции  Российской
   Федерации отнесено к предметам  ведения  Российской  Федерации,  а
   Федеральным  законом  N  171-ФЗ  от  22  ноября 1995 года субъекты
   Российской Федерации не наделены полномочиями по  утверждению  цен
   на  алкогольную  и спиртосодержащую продукцию,  указанное право не
   является предметом  совместного  ведения  Российской  Федерации  и
   субъектов  Российской Федерации,  определяемым ст. 6  Федерального
   закона  от  22  ноября  1995  года  N  171-ФЗ  "О  государственном
   регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной
   и  спиртосодержащей  продукции".   Контрольные   функции   органов
   исполнительной   власти   субъекта   Российской   Федерации  могут
   осуществляться  лишь  в  пределах  их  компетенции,  установленной
   Конституцией  Российской  Федерации и Федерального закона N 171-ФЗ
   от 22.11.1995.
       Судом   признается    несостоятельным   довод   представителей
   исполнительного  органа  власти  Хабаровского  края,  о  том,  что
   утверждение  отпускных  цен  не ущемляет прав и законных интересов
   хозяйствующих  субъектов,  поскольку  регионально - энергетической
   комиссией    производится    утверждение    цен,    представленных
   юридическими и физическими лицами без каких-либо корректировок.
       Гражданским кодексом  Российской  Федерации  установлено,  что
   цены устанавливаются соглашением сторон и отражаются  в  договоре.
   Согласованное  утверждение  отпускных  цен  органом исполнительной
   власти  субъекта  Российской  Федерации   противоречит   принципам
   свободы  договора,  и свободы в использовании своего имущества для
   извлечения  прибыли,   закрепленных   в   Конституции   Российской
   Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации.
       Руководствуясь ст. 167 - 170, 176, 195 АПК РФ, Арбитражный суд
   
                                 решил:
   
       Признать   недействующим   п. 1   постановления    Губернатора
   Хабаровского  края  от  17.06.2002  N  298  "О  комплексе  мер  по
   упорядочению и  контролю  за  оборотом  алкогольной  продукции  на
   территории  края",  как  не  соответствующий  Гражданскому кодексу
   Российской Федерации,  Федеральному закону N 171-ФЗ от  22  ноября
   1995 года "О государственном регулировании  производства и оборота
   этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
       Решение может  быть  обжаловано в арбитражный суд кассационной
   инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
   
                                                Председательствующий:
                                                        О.В.Горбачева
   
                                                               Судьи:
                                                        А.И.Михайлова
                                                            К.Б.Лузан
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz