Приложение
к письму
ДВТУ МАП России
от 10 июня 2003 г. N 01/2-1316
ПРОТОКОЛ
ЗАСЕДАНИЯ ПОДКОМИССИИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ
ЭКОНОМИКИ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
от 23 мая 2003 года г. Хабаровск
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ - Бодров В.А.
ПРИСУТСТВОВАЛИ: см. приложение.
1. Об эффективности взаимодействия органов надзора и
контроля в области производства и реализации продуктов
питания предпринимательскими структурами
ВЫСТУПИЛИ: Шаевич Б.С., Евтушенко В.М., Тыченок Г.Н.,
Андреев А.А. и др.
Заслушав и обсудив сообщение директора Хабаровского центра
стандартизации, сертификации и метрологии Шаевича Б.С.,
подкомиссия отмечает, что за последнее время существенного
изменения ситуации с качеством продуктов питания, как производимых
в округе, так и завозимых из других регионов России, не произошло.
В целом по округу 73% проверенных хозяйствующих субъектов
совершили правонарушения при выпуске и обращении продуктов
питания. Объем запрещенной к реализации продукции исчисляется
миллионами рублей, а суммы штрафов, наложенных на должностных лиц
и индивидуальных предпринимателей, не снижаются.
Вместе с тем, на территории ДФО пресечением и профилактикой
правонарушений занимаются управления ГТИ, центры ГСЭН, карантинные
инспекции, управления ветеринарии, Росхлебинспекции, центры
стандартизации, метрологии и сертификации, территориальные
управления МАП России.
Проблема взаимодействия и координации деятельности органов
надзора и контроля по-прежнему является актуальной, не раз
рассматривалась на самых различных уровнях, но реального
воплощения в деятельности контрольно-надзорных органов так и не
получила.
Возложенные на Госстандарт России функции по координации
деятельности федеральных органов исполнительной власти,
осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров, и
подготовке соответствующего положения, согласованного со всеми
заинтересованными министерствами Российской Федерации, до сих пор
не реализуются.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от
21.12.2000 N 987 "О государственном надзоре и контроле в области
обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов"
установленные органы государственного надзора и контроля в области
обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов должны
осуществлять реализацию мер по обеспечению взаимодействия и
координации деятельности по вопросам контроля за безопасностью
товаров, работ и услуг, предоставляемых в том числе
предпринимательскими структурами.
Взаимодействие органов, осуществляющих государственный надзор
и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых
продуктов, фактически организуется посредством заключения
двухсторонних Соглашений о взаимодействии, включающих формирование
согласованных графиков проведения совместных проверок, ведение
банков данных по количеству и результатам проверок.
На практике система совместных проверок реализуется с трудом,
в среднем количество совместных проверок в год не превышает 5.
Информационный обмен по результатам государственного контроля и
надзора ограничен, не содержит необходимых для проведения
комплексного анализа данных о выявленных нарушениях и их причинах.
В целом мероприятия по контролю хозсубъектов в области
обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов проводятся
на основании планов вышестоящих органов, собственных планов,
обращений и жалоб потребителей.
Порядок проведения мероприятий по контролю и их планирование
контрольно-надзорными органами соответствуют Федеральному закону
от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при проведении государственного
контроля (надзора)".
Вместе с тем следует отметить, что Постановление Правительства
РФ от 21.12.2000 N 987 "О государственном надзоре и контроле в
области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов" и
Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении
государственного контроля (надзора)" содержат разные требования к
организации и проведению мероприятий по контролю.
По данным контрольно-надзорных органов в 2002 году доля
проверок, при проведении которых выявлены нарушения, в среднем
составила порядка 75% от общего количества проведенных проверок.
Однако не во всех территориальных органах, осуществляющих
контрольно-надзорные функции, ведется учет результативности
проверок, поскольку данный показатель не предусмотрен
ведомственной статистической отчетностью.
Все контрольно-надзорные органы в обязательном порядке
используют СМИ для предупреждения правонарушений и информирования
граждан и субъектов предпринимательства о результатах проведенных
проверок.
Следует отметить положительный опыт работы межведомственного
совета при Правительстве Хабаровского края по устранению
административных барьеров в развитии малого предпринимательства по
организации в контролирующих и лицензирующих органах на территории
Хабаровского края работы "горячей телефонной линии", позволяющей
представителям предпринимательства получать консультационную
информацию по интересующим вопросам.
Основной проблемой в деятельности органов, осуществляющих
государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и
безопасности пищевых продуктов, является малочисленный штат
специалистов, а также имеющее место несовпадение планов
контролирующих органов.
Кроме того, на сегодняшний день приоритетным направлением в
деятельности всех контрольно-надзорных органов в области
обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов является
надзор и контроль, проводимый на стадии производства и розничной
реализации продукции, оптовое звено на практике остается
охваченным в недостаточной степени.
По-прежнему отсутствие четкого разграничения полномочий между
функциями контрольно-надзорных органов, органов внутренних дел и
органов местного самоуправления является источником создания
административных барьеров в развитии предпринимательства.
По информации Центра госсанэпиднадзора по Хабаровскому краю,
в настоящее время многие государственные структуры, не обладающие
надзорными функциями в области санитарного законодательства
(отделы торговли администраций городов и районов, сотрудники ОВД),
осуществляют данный контроль и создают тем самым дополнительную
нагрузку на предпринимателей.
Положения Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите
прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
проведении государственного контроля (надзора)" не
распространяются на целый ряд отдельных видов контроля
(лицензионный, налоговый, контроль, осуществляемый в ходе
оперативно-розыскной деятельности и др.), хотя большинство жалоб
предпринимателей поступает именно на эти органы.
Подкомиссия отмечает, что принятые в соответствии со ст. 3
Постановления Правительства РФ от 21.12.2000 N 987 "О
государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества
и безопасности пищевых продуктов" контрольно-надзорными органами
меры по обеспечению взаимодействия и координации деятельности
недостаточны и требуют дальнейшего развития и совершенствования.
Решение вышеотмеченных проблем требует приложения усилий всех
контрольно-надзорных органов, федеральных органов государственной
власти, органов власти субъектов РФ ДФО и органов местного
самоуправления.
РЕШИЛИ:
1. Принять к сведению сообщение директора Хабаровского центра
стандартизации, сертификации и метрологии Шаевича Б.С.
РЕКОМЕНДОВАТЬ:
2. Дальневосточному территориальному управлению МАП России
(Бодров В.А.):
- в срок до 01.08.2003 подготовить проект обращения в
Правительство РФ по вопросу о приведении в соответствие с
Федеральным законом N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного
контроля (надзора)" положения Постановления Правительства РФ от
21.12.2000 N 987 "О государственном надзоре и контроле в области
обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов",
относящиеся к организации и порядку проведения проверок;
- в срок до 01.07.2003 подготовить проект обращения в
Министерство РФ по налогам и сборам по вопросу о разработке в
соответствии с положениями Закона РФ от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О
защите прав юридических..." нормативного акта, регламентирующего
порядок (процедуру) проведения проверок, предусмотренных ст. 6
Закона РФ от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых
машин при осуществлении денежных расчетов с населением",
зарегистрировать в Минюсте РФ и опубликовать в установленном
порядке.
3. Хабаровскому центру стандартизации, сертификации и
метрологии (Шаевич Б.С.):
- в срок до 01.09.2003 по согласованию с Госстандартом РФ
совместно со всеми ЦСМ ДФО разработать временное Положение о мерах
по взаимодействию и координации деятельности федеральных органов
исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и
безопасностью товаров (работ, услуг) на территории ДФО;
- рассмотреть вопрос о возможности создания единой базы данных
о проверках, проводимых контрольно-надзорными органами на
территории соответствующих субъектов РФ ДФО, на основе информации
территориальных органов федеральных органов исполнительной власти,
осуществляющих функции контроля (надзора), находящихся на
территории ДФО, разработать и представить в срок до 01.12.2003 в
подкомиссию предложения о внесении соответствующих изменений в
ведомственную статистическую отчетность;
- в срок до 01.08.2003 подготовить проект обращения в
Правительство РФ о внесении изменений в КоАП РФ в части усиления
административной ответственности производителей;
- в срок до 01.07.2003 подготовить проект обращения в
Госстандарт РФ о разработке нормативного правового акта,
регламентирующего осуществление координации деятельности
федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль
за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг);
- в срок до 01.07.2003 подготовить проект обращения в адрес
Госстандарта РФ о проведении в текущем году окружного
совещания-семинара с участием всех заинтересованных
контрольно-надзорных органов по вопросу реализации на территории
округа Закона РФ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом
регулировании".
4. Представителю Минздрава России в ДФО (Когут Б.М.) в срок до
01.09.2003 рассмотреть вопрос о координации деятельности
территориальных органов федеральных органов исполнительной власти
и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации ДФО
в области организации и ведения мониторинга качества, безопасности
пищевых продуктов в субъектах РФ в ДФО в соответствии с
положениями Постановления Правительства РФ от 22.11.2000 N 883 "Об
организации и проведении мониторинга качества, безопасности
пищевых продуктов и здоровья населения".
5. Межрегиональной инспекции МНС РФ по ДФО (Печерица А.Ф.)
обратить внимание налоговых органов субъектов РФ ДФО на
недопустимость проведения контрольных закупок самостоятельно (без
участия представителей органов УВД и Госторгинспекции).
6. Территориальным органам федеральных органов исполнительной
власти, осуществляющих функции контроля (надзора), находящимся на
территории ДФО (управления ГТИ, центры ГСЭН, управления
ветеринарии, Росхлебинспекции, центры стандартизации, метрологии и
сертификации):
6.1. Принять участие в разработке и реализации временного
Положения о мерах по взаимодействию и координации деятельности
федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль
за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) на территории
ДФО;
6.2. В срок до 01.09.2003 представить предложения Хабаровскому
центру стандартизации, сертификации и метрологии (Шаевич Б.С.) по
вопросу создания единой базы данных о проверках, проводимых
контрольно-надзорными органами на территории соответствующих
субъектов РФ ДФО;
6.3. Усилить осуществление государственного надзора и контроля
в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов на
стадии их производства и оптовой реализации;
6.4. При осуществлении государственного контроля (надзора) за
деятельностью субъектов малого предпринимательства привлекать
ассоциации, объединения и профессиональные союзы предпринимателей
в целях последующего анализа и устранения выявленных нарушений;
6.5. Организовать постоянное проведение мониторинга
поступающих обращений представителей малого бизнеса, ассоциаций и
союзов предпринимателей с целью внесения изменений в действующие
нормативные правовые акты.
7. Межведомственным Советам по устранению административных
барьеров в развитии предпринимательства, действующим в субъектах
РФ ДФО:
7.1. Инициировать внедрение положительного опыта Хабаровского
края по созданию в лицензирующих и контрольно-надзорных органах
субъектов РФ ДФО "горячих телефонных линий".
8. Главным федеральным инспекторам в субъектах РФ ДФО
рассмотреть на заседаниях Коллегий при главных федеральных
инспекторах вопрос "О состоянии взаимодействия территориальных
федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих
контрольно-надзорные функции и мерах по его усилению" по
результатам 2003 года.
9. На очередном заседании подкомиссии рассмотреть вопрос о
страховании ответственности производителей продуктов питания.
2. Деятельность торгово-промышленных палат на
территории субъектов РФ Дальневосточного
федерального округа
ВЫСТУПИЛИ: Кругликов М.В., Брежнев В.Б.
Заслушав и обсудив сообщение Президента Дальневосточной
торгово-промышленной палаты Кругликова М.В., подкомиссия отмечает
следующее.
В настоящее время на территории ДФО действует 10
торгово-промышленных палат, которые призваны содействовать
развитию внешнеэкономических связей, осуществлять деятельность по
организации деловых встреч и переговоров, выставок и ярмарок,
проводить товароведческую экспертизу промышленных и
продовольственных товаров и т.п.
Более 70% членской базы торгово-промышленных палат ДФО
представлены предприятиями малого бизнеса, поэтому задача
поддержки малого предпринимательства является важнейшей в
деятельности торгово-промышленных палат ДФО.
На сегодняшний день приоритетными направлениями в деятельности
торгово-промышленных палат ДФО является оказание предпринимателям,
их объединениям, союзам, ассоциациям информационных услуг,
содействие в организации инфраструктуры информационного
обслуживания предпринимательства, а также проведение товарной
экспертизы, сертификации товаров и переводческая деятельность.
Необходимо отметить положительный опыт деятельности
торгово-промышленных палат ДФО по участию в разработке и
выполнению целевых программ "Развития и поддержки малого
предпринимательства" в субъектах РФ ДФО, а также проведения
мониторинга состояния предпринимательства. Так, ДВ ТПП
организована специализированная консультационная служба для малого
предпринимательства - "Свое дело", где проводятся семинары,
созданы специализированные базы данных.
В своей практической деятельности торгово-промышленные палаты
ДФО постоянно взаимодействуют с исполнительными и законодательными
органами власти субъектов РФ ДФО по вопросам развития
предпринимательства, что выражается в участии руководителей
торгово-промышленных палат ДФО в работе Советов по
предпринимательству при губернаторах субъектов РФ,
Межведомственных комиссий по устранению административных барьеров,
комиссий по качеству и безопасности продукции, координационных
советов при таможнях, комиссий по защите прав потребителей и т.п.
Вместе с тем следует отметить, что в большинстве субъектов РФ
ДФО органы исполнительной власти не оказывают содействия в
предоставлении помещений для деятельности торгово-промышленных
палат.
Комиссия отмечает, что в целом по округу деятельность
торгово-промышленных палат в сфере поддержки и развития
предпринимательства требует дальнейшего развития.
РЕШИЛИ:
1. Принять к сведению информацию Президента Дальневосточной
торгово-промышленной палаты Кругликова М.В. о деятельности
торгово-промышленных палат на территории субъектов Российской
Федерации Дальневосточного федерального округа.
РЕКОМЕНДОВАТЬ:
2. Торгово-промышленной палате Российской Федерации принять
меры по созданию торгово-промышленных палат в Корякском и
Чукотском автономных округах, а также по активизации работы
Сахалинской ТПП.
3. Торгово-промышленным палатам, действующим в субъектах РФ
Дальневосточного федерального округа, рекомендовать:
3.1. Принять меры по активизации деятельности по развитию
системы образования и подготовки кадров для предпринимательской
деятельности в соответствующих субъектах РФ ДФО;
3.2. Активно проводить разъяснительную работу в
предпринимательских кругах по вопросу вступления России в ВТО;
3.3. В рамках содействия развитию экспорта российских товаров
и услуг организовать в течение 2003 года проведение анализа
информации об ограничительных мерах, применяемых в странах АТР в
отношении продукции российских поставщиков (совместно с
представительствами МИД РФ);
3.4. Принять меры в рамках предоставленных
торгово-промышленным палатам ДФО прав к недопущению и пресечению
недобросовестной конкуренции и неделового партнерства;
3.5. О выявленных случаях недобросовестной конкуренции
информировать территориальные управления МАП России, действующие
на территории ДФО;
3.6. Принять меры по созданию и организации постоянной
деятельности третейских судов при торгово-промышленных палатах
ДФО.
4. Органам исполнительной власти субъектов РФ ДФО в срок до
01.10.2003 принять меры по выполнению п. 1 ст. 4 Закона РФ от
07.07.1993 N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской
Федерации" в части обеспечения помещениями торгово-промышленных
палат.
5. Предложить подкомиссии по использованию государственной
собственности Межведомственной комиссии по безопасности в сфере
экономики в ДФО (Глушков А.Н.) в IV квартале 2003 года рассмотреть
вопрос о мерах, принятых по выполнению п. 1 ст. 4 Закона РФ от
07.07.1993 N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской
Федерации".
Руководитель
Дальневосточного территориального
управления МАП России
Председатель подкомиссии
В.А.Бодров
|