Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Хабаровского края

Архив (обновление)

 

ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ОТ 14.07.2003 N 11-9-3027 РЕКОМЕНДАЦИИ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ИНФОРМАТИКА" В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ В 2003/2004 УЧЕБНОМ ГОДУ

(по состоянию на 21 августа 2006 года)

<<< Назад


               МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
   
                                 ПИСЬМО
   
                     от 14 июля 2003 г. N 11-9-3027
   
   
                                          Руководителям муниципальных
                                      органов управления образованием
   
                                          Руководителям муниципальных
                                         базовых учреждений в области
                                           информатизации образования
   
       Министерство   образования   Хабаровского   края    направляет
   рекомендации  об  использовании  учебно-методического  обеспечения
   образовательной области "Информатика" в преподавании информатики в
   общеобразовательных  учреждениях  Хабаровского  края  в  2003/2004
   учебном  году,  подготовленные  главным  методистом   Хабаровского
   краевого  института   переподготовки   и  повышения   квалификации
   педагогических кадров Т.С.Крахмалевой.
       Просим  использовать  настоящие  рекомендации  при  подготовке
   соответствующей   документации,    регламентирующей    организацию
   учебного процесса по информатике.
   
                                     Заместитель министра образования
                                                           А.М.Король
   
   
   
   
   
                              РЕКОМЕНДАЦИИ
           ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
          ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ИНФОРМАТИКА" В ПРЕПОДАВАНИИ
             ИНФОРМАТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
               ХАБАРОВСКОГО КРАЯ В 2003/2004 УЧЕБНОМ ГОДУ
   
       В  проекте  концепции   содержания   образовательной   области
   "Информатика" определены следующие цели обучения информатике:
       - формирование   основ  научного  мировоззрения - формирование
   представлений  об информации  как одном  из трех  основополагающих
   понятий науки - вещества, энергии, информации,  на основе  которых
   строится современная научная картина мира;
       - формирование общеучебных и общекультурных  навыков работы  с
   информацией - развитие  у  школьников теоретического,  творческого
   мышления,  формирование операционного мышления,  направленного  на
   выбор оптимальных решений,  а также умение  грамотно  пользоваться
   источниками    информации,    умение    правильно     организовать
   информационный  процесс,  оценить  информационную  безопасность  и
   т.д.;
       - подготовка   школьников   к   последующей   профессиональной
   деятельности с  учетом  переноса  центра  тяжести  в  общественном
   разделении труда  из сферы  материального  производства  в область
   информационных  процессов  и  технологий,  т.е.  с  учетом   смены
   доминирующего вида деятельности человека, обусловленного переходом
   от индустриального к информационному этапу  развития общественного
   производства;
       - овладение    информационными     и     телекоммуникационными
   технологиями   как   необходимое   условие   перехода   к  системе
   непрерывного образования,  немыслимого без усиления роли  принципа
   индивидуализации      обучения,      реализации     индивидуальных
   "образовательных траекторий" для  обучаемых,  которые  могут  быть
   осуществлены   в   практике  обучения  только  на  основе  средств
   информационных технологий.
       Для  реализации  данных   целей   необходимо   соответствующее
   учебно-методическое    обеспечение     образовательной     области
   "Информатика".
       Структура изучения  информатики  в школе  предусматривает  три
   этапа:  пропедевтический (1 - 6 классы), основной или базовый (7 -
   9 классы), профильный (10 - 11 классы). При таком подходе изучение
   информатики должно отвечать следующим условиям:
       - непрерывность  изучения  курса  информатики  (если  изучение
   информатики  начинается,  например,  в 5-м  классе,  тогда  данный
   предмет должен быть представлен в учебных планах всех  последующих
   лет обучения);
       - преемственность в обучении информатике при переходе от одной
   ступени обучения к другой должна соблюдаться:
       а) в преемственности содержания образования различных ступеней
   обучения (например,  базовый  курс  изучения  информатики  в 7 - 9
   классах  не  может  быть  продолжен  углубленным  курсом  изучения
   информатики в 10 - 11 классах);
       б) в  преемственности   учебно-методических    комплектов   по
   информатике.  Так, например, учебно-методический комплект для 10 -
   11   классов   авторов   А.Г.Гейн,   А.И.Сенокосов,    Н.А.Юнерман
   (Информатика: Учеб. пособие  для  10 - 11 кл.  общеобразовательных
   учреждений / А.Г.Гейн,   А.И.  Сенокосов,    Н.А.  Юнерман  -  М.:
   Просвещение,     2000 - 2002)      не    является     продолжением
   учебно-методического   комплекта   для  7 - 9   классов    авторов
   И.Г.Семакин и  др.  (Информатика.  Базовый курс для 7 - 9 классов.
   И.Г.Семакин и др. - М.: Лаборатория  Базовых Знаний, 1998 - 2002).
   
                         Пропедевтический курс
   
       Пропедевтический  курс  образовательной  области "Информатика"
   состоит из двух ступеней: начальный курс  (1 - 4 классы) и вводный
   курс (5 - 6 классы).
       Рекомендуемый   учебно-методический    комплект    (УМК)   для
   преподавания информатики в начальной школе и 5 - 6 классах  (1 час
   в неделю):
       - Информатика в играх и задачах:  Учебник-тетрадь для 1, 2, 3,
   4, 5, 6 кл. / А.В.Горячев и др. - М.: Баласс, 1998 - 2002.
       - Информатика в играх и задачах:  Учебник-тетрадь для 1, 2, 3,
   4, 5, 6 кл. Методические рекомендации для учителя. / А.В.Горячев и
   др. - М.: Баласс, 1998 - 2002.
       Цели  пропедевтического   курса  информатики  (с точки  зрения
   непрерывного изучения курса)  должны быть  направлены  на создание
   максимально благоприятных условий подготовки  школьников  к началу
   изучения  базового курса информатики. В  первую  очередь,  с точки
   зрения  авторов  программы,  к  таким  условиям относится развитие
   мышления  учеников,  поэтому  ими  принят  следующий  набор  целей
   обучения пропедевтическому курсу информатики:
       1. Формирование навыков решения задач  с применением  подходов
   наиболее типичных и распространенных в информатике к их решению:
       - применение формальной логики  при решении задач:  построение
   выводов  путем  применения  к  известным  утверждениям  логических
   операций ("если  -  то",  "и",  "или",  "не"  и  их  комбинаций  -
   "если ... и ..., то...");
       - алгоритмический подход к решению задач - умение  планировать
   последовательность  действий  для достижения  какой-либо  цели,  а
   также решения широкого класса задач,  для которых ответом является
   не число или утверждение, а описание последовательности действий;
       - системный подход - умение рассматривать  сложные  объекты  и
   явления в виде набора  более простых  составных частей,  каждая из
   которых выполняет свою роль для функционирования объекта  в целом;
   выявлять  влияние изменений  в одной составной части  на поведение
   всей системы;
       - объектно-ориентированный подход: умение объединять отдельные
   предметы  в группу  с общим  названием,  выделять  общие  признаки
   предметов  этой  группы  и   действия,   выполняемые   над   этими
   предметами;  умение описывать предмет по принципу "из чего состоит
   и что делает (можно с ним делать)" (самое важное - объекты,  а  не
   действия).
       2. Создание кругозора  в областях знаний,  тесно  связанных  с
   информатикой:  знакомство  с  графами,  комбинаторными   задачами,
   логическими   играми   с   выигрышной   стратегией   ("начинают  и
   выигрывают") и некоторыми другими.
       3. Формирование    навыков    решения   логических   задач   и
   ознакомление с общими приемами решения задач - "как решать задачу,
   которую  раньше не решали" (поиск закономерностей,  рассуждения по
   аналогии,   по   индукции,   правдоподобные   догадки,    развитие
   творческого воображения и др.).
       Основная задача курса - развитие умений  по проведению анализа
   действительности  для  построения   информационной   модели  и  ее
   изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.
       Изучение  информатики  в  начальной  школе  предполагается   в
   основном  без использования  компьютеров.  Компьютерная  поддержка
   допустима, но не обязательна.  Более того,  учебный  материал  для
   начальной школы позволяет вести занятия  учителям начальной школы.
   Такой подход оправдывает себя на практике уже в течение нескольких
   лет обучения информатике  в начальной школе.  При этом,  что очень
   важно,  сам  факт  преподавания  информатики  учителями  начальных
   классов можно рассматривать в качестве механизма  переноса навыков
   анализа  и создания схем  из информатики  на  другие  предметы.  В
   результате  изучение  информатики  в  начальной  школе   оказывает
   заметное  положительное  влияние  на  обучение  учеников   базовым
   учебным предметам.
       Особо следует подчеркнуть актуальность своевременного изучения
   логически сложных тем на доступном уровне в пропедевтическом курсе
   информатики.  Психологи   утверждают,   что  основные   логические
   структуры  мышления  формируются  в  возрасте  5 - 11 лет   и  что
   запоздалое  формирование  этих  структур   протекает   с  большими
   трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать
   детей  в этом  направлении  целесообразно  с  начальной  школы.  В
   материале пропедевтического курса выделяются  следующие  элементы:
   статическая схема объекта - наборы признаков и их значения, состав
   объектов, классы объектов;  динамическая схема  объекта - описание
   поведения  объекта,  алгоритмы,  состояния;  причинно-следственная
   логика объекта - логика высказываний, схемы логического вывода.
       Предмет информатика реализует  межпредметные связи.  Примерные
   темы  для интеграции предметов  в рамках практических  заданий  по
   информатике предложены авторами комплекта:
   
   ---------------T--------------T---------------T--------------T--------------¬
   ¦  Информатика ¦ Русский язык ¦    Чтение     ¦  Математика  ¦  Окружающий  ¦
   ¦              ¦              ¦               ¦              ¦     мир      ¦
   +--------------+--------------+---------------+--------------+--------------+
   ¦План действий ¦Последователь-¦Последователь- ¦Последователь-¦Последователь-¦
   ¦и его         ¦ность действий¦ность действий ¦ность действий¦ность действий¦
   ¦описание.     ¦при: разборе  ¦при разборе и  ¦при решении   ¦при выполнении¦
   ¦Последователь-¦предложений;  ¦осмыслении     ¦и вычислении  ¦опытов.       ¦
   ¦ность         ¦разборе слов; ¦произведений.  ¦выражений.    ¦Последователь-¦
   ¦действий.     ¦установление  ¦Развитие       ¦              ¦ность действий¦
   ¦Последователь-¦связи слов в  ¦сюжетов в      ¦              ¦в быту.       ¦
   ¦ность         ¦предложении;  ¦произведениях  ¦              ¦Последователь-¦
   ¦состояний.    ¦проверке      ¦(сказках,      ¦              ¦ность действий¦
   ¦Выполнение    ¦безударных    ¦рассказах).    ¦              ¦в школьной    ¦
   ¦последователь-¦гласных в     ¦Последователь- ¦              ¦жизни.        ¦
   ¦ности         ¦корне.        ¦ность          ¦              ¦Последователь-¦
   ¦действий.     ¦              ¦постановки     ¦              ¦ность         ¦
   ¦Составление   ¦              ¦вопросов к     ¦              ¦происходящего ¦
   ¦линейных      ¦              ¦тексту.        ¦              ¦в природе.    ¦
   ¦планов        ¦              ¦               ¦              ¦              ¦
   ¦действий.     ¦              ¦               ¦              ¦              ¦
   ¦Поиск ошибок в¦              ¦               ¦              ¦              ¦
   ¦последователь-¦              ¦               ¦              ¦              ¦
   ¦ности         ¦              ¦               ¦              ¦              ¦
   ¦действий.     ¦              ¦               ¦              ¦              ¦
   +--------------+--------------+---------------+--------------+--------------+
   ¦Отличительные ¦Признаки: слов¦Названия       ¦Характеристики¦Сравнение по  ¦
   ¦признаки      ¦(звукобуквен- ¦признаков в    ¦чисел         ¦признакам     ¦
   ¦предметов.    ¦ный анализ,   ¦характеристиках¦(кратность,   ¦предметов в   ¦
   ¦Выделение     ¦разбиение по  ¦персонажей.    ¦число знаков).¦природе,      ¦
   ¦признаков     ¦слогам);      ¦Характеристики ¦Характеристики¦обществе,     ¦
   ¦предметов.    ¦частей речи   ¦персонажей     ¦фигур (форма, ¦технике.      ¦
   ¦Узнавание     ¦(род, число, и¦через значения ¦размер).      ¦Классификация ¦
   ¦предметов по  ¦т.д.); частей ¦признаков.     ¦Составные     ¦предметов и   ¦
   ¦заданным      ¦предложения   ¦Сравнение      ¦части задачи. ¦явлений в     ¦
   ¦признакам.    ¦(анализ       ¦персонажей и   ¦              ¦соответствии  ¦
   ¦Сравнение     ¦предложения). ¦распределение  ¦              ¦со значениями ¦
   ¦двух или более¦              ¦их по группам  ¦              ¦признаков в   ¦
   ¦предметов по  ¦              ¦в соответствии ¦              ¦природе,      ¦
   ¦набору        ¦              ¦со значениями  ¦              ¦обществе,     ¦
   ¦признаков.    ¦              ¦их признаков.  ¦              ¦технике.      ¦
   ¦Распределение ¦              ¦               ¦              ¦              ¦
   ¦предметов по  ¦              ¦               ¦              ¦              ¦
   ¦группам в     ¦              ¦               ¦              ¦              ¦
   ¦соответствии с¦              ¦               ¦              ¦              ¦
   ¦заданными     ¦              ¦               ¦              ¦              ¦
   ¦признаками.   ¦              ¦               ¦              ¦              ¦
   +--------------+--------------+---------------+--------------+--------------+
   ¦Логика        ¦Высказывания, ¦Вопросы к      ¦Построение    ¦Высказывания, ¦
   ¦высказываний. ¦относящиеся   ¦тексту с       ¦истинных      ¦относящиеся   ¦
   ¦Высказывания. ¦к словам,     ¦ответами "да" и¦высказываний  ¦к предметам   ¦
   ¦Истинность и  ¦частям речи,  ¦"нет". Ложные и¦в процессе    ¦в природе,    ¦
   ¦ложность      ¦членам        ¦истинные       ¦решения задач.¦обществе,     ¦
   ¦высказываний. ¦предложения,  ¦высказывания к ¦Логические    ¦технике.      ¦
   ¦Логические    ¦предложениям. ¦прочитанным    ¦рассуждения в ¦Логические    ¦
   ¦операции и    ¦Правила       ¦текстам.       ¦процессе      ¦рассуждения о ¦
   ¦круги Эйлера. ¦русского языка¦Рассуждения о  ¦решения задач.¦процессах в   ¦
   ¦Логические    ¦по схеме      ¦прочитанном.   ¦              ¦природе,      ¦
   ¦рассуждения и ¦"если ...     ¦               ¦              ¦обществе,     ¦
   ¦выводы.       ¦то...".       ¦               ¦              ¦технике.      ¦
   ¦Построение    ¦              ¦               ¦              ¦Выводы из     ¦
   ¦отрицаний для ¦              ¦               ¦              ¦наблюдений.   ¦
   ¦простых       ¦              ¦               ¦              ¦              ¦
   ¦высказываний. ¦              ¦               ¦              ¦              ¦
   L--------------+--------------+---------------+--------------+---------------
   
       Обучение информатике можно реализовать несколькими вариантами.
       I  вариант.  Бескомпьютерное  обучение  информатике  в  рамках
   одного урока и интеграции с предметами.
       Совместное  обучение  информатике   с  такими  предметами  как
   математика,   риторика,   труд,   музыка,   окружающий   мир   при
   бескомпьютерном варианте обучения, возможно, реализовать по схеме:
   один урок  информатики  и  использование  практических  заданий  в
   содержании других предметных уроков.
       Обучение проводит учитель начальных классов без деления класса
   на  группы.  Рекомендуется   в   расписании   устанавливать   урок
   информатики   перед   или   после   уроков,  рекомендованнымх  для
   интеграции авторами программы.
       II  вариант.  Организация  компьютерной   поддержки   предмета
   "Информатика" в рамках отдельных уроков без деления на группы.
       В том  случае  необходимо  учитывать  наличие  компьютеров   в
   начальной школе (например, компьютер учителя или 3 - 7 компьютеров
   в классе), электронные  средства  обучения  и готовность  учителей
   начальной школы  к использованию компьютерной поддержки  на уроках
   информатики.
       При  обучении  информатике  с компьютерной  поддержкой   также
   возможно  использовать  интегрированный  подход   по  схеме   I-го
   варианта с использованием компьютерного практикума.  В этом случае
   практические занятия, возможно, проводить несколько раз: на уроках
   информатики с одной группой учащихся,  на уроке по изучению других
   предметов с другими группами с привлечением компьютерных  программ
   из  перечня  средств  обучения,  рекомендованных   для  начального
   обучения.
       III вариант.  Урок информатики с делением на группы в кабинете
   информатики в рамках одного урока.
       При  выборе  школой  обучения   информатике   с   компьютерной
   поддержкой  с использованием  кабинета  информатики  рекомендуется
   привлекать к проведению урока информатики учителя информатики  для
   совместного  параллельного  проведения  занятий  двумя  учителями:
   учителем начальной школы и учителем информатики.
       При компьютерной  поддержке  обучения  информатике  необходимо
   соблюдать  требования    к  оборудованию   кабинета   информатики,
   эргономические условия  безопасного  и эффективного  использования
   средств вычислительной техники,  информатизации  и коммуникации  в
   сфере общего среднего образования,  санитарные  нормы  организации
   труда  детей  за  компьютером  (СанПиН  2.2.2.542-96).  Работу  за
   компьютером следует заканчивать профилактическими упражнениями для
   зрения  (1 мин.) и осанки (1 - 2 мин.).  Максимальная длительность
   работы за видеотерминалами во время учебных занятий в соответствии
   с п. 9.4 СанПиН 2.2.96.542-96 составляет:
       в 1 кл.- 10 минут;
       в 2 - 5 кл. - 15 минут.
       Компьютерную поддержку рекомендуется осуществлять электронными
   средствами  учебного  назначения  сообразно  планированию   курса.
   Приведем пример таких средств.
       Примерный тематический перечень  электронных средств  учебного
   назначения:
       - путешествие в информатику  (компьютерная  поддержка  к курсу
   А.В.Горячева "Информатика в играх и задачах");
       - пакет "Роботландия" (авторы Ю.А.Первин, А.А.Дуванов и др.);
       - компьютерные азбуки  и  буквари  для ознакомления  работы  с
   текстом;
       - клавиатурные тренажеры с ненавязчивой скоростью работы;
       - компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;
       - компьютерные лабиринты для управления объектом;
       - компьютерные мозаики;
       - логические игры на компьютере;
       - компьютерные энциклопедии, путешествия;
       - компьютерные топологические схемы (города, района);
       - компьютерные учебники с иллюстрациями и заданиями;
       - компьютерные вычислительные игровые и алгоритмические Среды;
       - компьютерные синтезаторы звука;
       - игры-кроссворды  и  азбуки  на  компьютере  на   иностранных
       языках;
       - компьютерные Среды управления исполнителем.
   
                              Базовый курс
   
       Рекомендуемый  УМК   для  преподавания   информатики  в  7 - 9
   классах:
       - Информатика.  Базовый курс для 7 - 9 классов.  И.Г.Семакин и
   др. -  М.:  Лаборатория  Базовых  Знаний,  1998 - 2002  (1  час  в
   неделю).
       - Задачник-практикум  по  информатике  для 7 - 11 классов (в 2
   частях) / Под  ред.  И.Г.Семакина,  Е.К.Хеннера.  М.:  Лаборатория
   Базовых Знаний, 1999 - 2002.
       - И.Г.Семакин,    Т.Ю.Шеина.   Преподавание   базового   курса
   информатики в средней школе: Методическое пособие для учителя. М.:
   Лаборатория Базовых Знаний, 2000 - 2002.
       - И.Г.Семакин,    Г.С.Вараксин.   Структурированный   конспект
   базового  курса:  Приложение к учебнику.  М.: Лаборатория  Базовых
   Знаний, 2001 - 2002.
       В    рамках      преподавания       основного       (базового)
   общеобразовательного  курса  информатики   решаются  три  основные
   задачи школьного образования:
       - формирование научного мировоззрения учащихся;
       - развитие мышления учащихся;
       - подготовка школьников к труду, практической деятельности.
       В концепции базового курса  можно  выделить  две  компоненты -
   теоретическую и практическую.
       Теоретическая  компонента  -  это  научное  содержание  курса,
   обеспечивающее   решение   первой   задачи   общего  образования -
   формирование основ научного мировоззрения учащихся.  Применительно
   к информатике речь идет  о получении учащимися  знаний  об основах
   научного подхода к информационной области действительности.
       Теоретическое  содержание  курса   должно  носить   целостный,
   системный  характер.  В  качестве  системообразующего   понятия  в
   базовом  курсе  выступает   понятие   информации.   Оно   является
   центральным  во  всех  разделах  курса.  При  изучении  любой темы
   учащиеся  должны видеть,  как  понятия  этой  темы  соотносятся  с
   понятием информации;  с представлением  информации;  с  хранением,
   обработкой или передачей информации.
       Учебник по базовому  курсу  отражает  основные  содержательные
   линии "Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего
   образования по информатике".  Наряду с этим в него  включены темы,
   перспективные   для   развития   предмета   в   направлении    его
   фундаментализации: начальные представления о кибернетике, введение
   в искусственный интеллект, элементы системологии.
       Практическая  компонента   базового  курса   ориентирована  на
   освоение  учащимися  основных  методов  работы  на  компьютере   с
   прикладными программными средствами общего назначения.  В учебнике
   нет описания  конкретных  программных  продуктов,  его  содержание
   инвариантно   относительно   моделей  используемых  ЭВМ  и  версий
   программ.  В  учебнике   описываются   общие   свойства   программ
   определенного типа:  назначение,  режимы работы,  данные,  система
   команд (выполняемые операции).  Привязку к конкретным  программам,
   используемым  на  уроках,   осуществляет  учитель.   Дидактический
   материал для организации практической работы (задачи,  упражнения,
   компьютерный  практикум)    вынесен    в    отдельное   пособие  -
   задачник-практикум.  За счет большого разнообразия этого материала
   практическое  содержание  уроков  информатики  может иметь  разный
   уровень как по объему, так и по сложности.
       Гейн А.Г.,  Сенокосов А.И.,  Шолохович В.Ф.  Информатика.  7 -
   9 классы. - М.: Дрофа, 1998 - 2000 (2 часа в неделю).
       Основной  задачей  курса   является   знакомство   учащихся  с
   основными понятиями информатики  и формирование навыков  обработки
   информации посредством современных компьютерных технологий.
       Программа трактует базовый курс  информатики  как  дисциплину,
   направленную, с одной стороны, на формирование теоретической базы,
   с другой стороны - на  овладение  учащимися  конкретными  навыками
   использования   информационных   технологий   в  различных  сферах
   человеческой деятельности.
       На изучение курса отводится  по  68 ч. в каждом классе (2 ч. в
   неделю),  при этом  половина  учебного  времени  используется  для
   лабораторных работ в компьютерном классе.
       Курс состоит из четырех основных разделов:
       - знакомство с информационными технологиями;
       - основы алгоритмизации и организация данных;
       - понятие информации и основы компьютерного моделирования;
       - принципы работы вычислительной техники.
       Программа    предусматривает    наличие   в   школе    средств
   вычислительной  техники  -  не  менее  12 рабочих  мест.  В  части
   обучения основам информационных технологий программа ориентирована
   на  использование  вычислительной  техники  класса  не  ниже   чем
   IBM-286-совместимые   компьютеры  с  цветным  монитором,  один  из
   которых оснащен модемом.
       - Информатика.  7 - 9 класс.  Базовый курс. Теория. / Под ред.
   Н.В.Макаровой. - СПб.: Питер, 2001.
       - Информатика.  7 - 9  класс.  Базовый  курс.   Практикум   по
   информационной   технологии. / Под  ред.  Н.В.Макаровой.  -  СПб.:
   Питер, 2001.
       - Информатика. 7 - 9 класс.  Базовый курс.  Практикум-задачник
   по моделированию / Под ред. Н.В.Макаровой. - СПб.: Питер, 2001.
       Учебник  является  теоретической  частью  учебно-методического
   комплекса по базовому курсу информатики, куда еще входит практикум
   по  информационной   технологии,   задачник  по  моделированию   и
   программа  курса.  В  учебнике  отражены   теоретические   вопросы
   информатики,  рекомендуемые  в  обязательном  минимуме  содержания
   Министерства  образования  РФ  ("Обязательный  минимум  содержания
   образования  по информатике",  Приказ МО РФ  от 30.06.1999  N 56).
   Дополнительно введен раздел "Информационная картина мира", который
   отражает системно-информационную  концепцию  информатики.  В  этом
   разделе  формируется  представление  об  объекте,   системе  и  их
   моделях,  даются основы классификации  и  приводится классификация
   моделей,  рассматриваются основные этапы моделирования.  В  основу
   учебника  заложен  модульный  принцип   представления   материала.
   Учебник может быть использован как для работы в классе,  так и для
   самостоятельной работы.
       Учебник состоит из пяти разделов:
       - информация и информационные процессы;
       - информационная картина мира;
       - программное обеспечение информационных технологий;
       - техническое обеспечение информационных технологий;
       - история и перспективы развития компьютерной техники.
   
                            Профильный курс
   
       Рекомендуемый  УМК  для  преподавания  информатики  в  10 - 11
   классах:
       Информатика: Учеб. пособие для 10 - 11 кл. общеобразовательных
   учреждений / А.Г.Гейн,    А.И.Сенокосов,    Н.А.Юнерман   -    М.:
   Просвещение, 2000 - 2002.
       Информатика: Кн. для учителя: Метод. рекомендации к учеб. 10 -
   11 кл. / А.Г.Гейн, Н.А.Юнерман - М.: Просвещение, 2001 - 2002.
       Этот  учебник   может   быть   использован    для   реализации
   общеобразовательного курса информатики  (базового)  в тех классах,
   где не проводилось изучение информатики в основной школе.
       Основная цель - обеспечение прочного и сознательного овладения
   учащимися  основами  знаний  о  процессах   получения,   хранения,
   передачи  и  преобразования  информации.  Достижение   этой   цели
   сопровождается раскрытием перед учащимися значения  информационных
   процессов   в   формировании   научной   картины   мира   и   роли
   информационных технологий в развитии современного общества. В ходе
   обучения  учащиеся  должны  научиться  сознательно  и  рационально
   использовать возможности,  предоставляемые  компьютерной техникой,
   для решения  разнообразных задач.  Тем самым  содержание  базового
   курса   отражает   три   важнейших   аспекта   общеобразовательной
   значимости курса информатики:
       - мировоззренческий   аспект,   связанный    с   формированием
   представлений   о  системно-информационном   подходе   к   анализу
   окружающего мира,  о  роли информации  в управлении,  особенностях
   самоуправляемых  систем,  общих   закономерностях   информационных
   процессов;
       - "пользовательский"   аспект,   связанный    с    подготовкой
   школьников  к  практической  деятельности   в  условиях   широкого
   использования информационных компьютерных технологий;
       - алгоритмический   аспект,   связанный  в  первую  очередь  с
   развитием мышления учащихся.
       В соответствии с вышесказанным содержание курса раскрывается в
   следующих четырех основных дидактических линиях:
       - информация и ее представление средствами языка;
       - моделирование как основа решения задач с помощью компьютера;
       - алгоритмы    как   средство    управления    и   организации
   деятельности;
       - основы вычислительной техники.
       Эти линии  носят  сквозной  характер,  т.е. изучение  учебного
   материала,  содержащегося в каждой из  них,  начинается  с  первых
   уроков 10-го класса и продолжается  до заключительных уроков 11-го
   класса.  Программа   трактует   базовый   курс   информатики   как
   дисциплину,   направленную,   с  одной  стороны,  на  формирование
   теоретической  базы,  с  другой стороны - на  овладение  учащимися
   конкретными   навыками  использования  компьютерных  технологий  в
   различных сферах человеческой деятельности.
       К теоретической базе относят  знание общих  принципов  решения
   задач с помощью компьютера,  понимание того,  что значит поставить
   задачу и построить компьютерную модель,  знание основных  способов
   алгоритмизации,  а  также  общее  представление  об  информации  и
   информационных системах, о принципах строения компьютера.
       Навыки использования  информационных  технологий  предполагают
   умения    работать    с    готовыми    программными    средствами:
   информационно-поисковыми   системами,   редакторами   текстов    и
   графическими  редакторами,   электронными   таблицами   и  другими
   пакетами прикладных программ.
       В соответствии  с  этим  занятия  по  информатике  делятся  на
   теоретическую   и  практическую  части.  На  теоретической   части
   осваиваются  основные  понятия,   разрабатываются   информационные
   модели и алгоритмы для решения задач.  В ходе  практических  работ
   (лабораторных   работ   в  компьютерном  классе)  учащиеся   пишут
   программы и проводят компьютерные эксперименты.
       Вышеуказанное  учебное пособие  не рекомендуется  использовать
   для  классов,  изучавших  информатику  на  более  ранних  ступенях
   обучения.  При   выборе   профильного   курса  в  10 - 11  классах
   необходимо руководствоваться принципом преемственности  в обучении
   информатике  и  основываться  на  учебно-методических  комплектах,
   использованных  на более  ранних  ступенях  обучения  для  каждого
   конкретного класса.
       - И.Г.Семакин,   Е.К.Хеннер.   Информатика.   10  класс. - М.:
   Лаборатория Базовых Знаний, 2001 - 2002.
       - И.Г.Семакин,    Е.К.Хеннер.   Информатика.  11  класс. - М.:
   Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
       - Задачник-практикум  по информатике  для 7 - 11 классов  (в 2
   частях) / Под  ред.  И.Г.Семакина,  Е.К.Хеннера.  М.:  Лаборатория
   Базовых Знаний, 1999 - 2002.
       Данный  комплект   является    продолжением   базового   курса
   информатики тех же авторов.  Курс  ориентирован  на  гуманитарный,
   естественный и социально-экономический профили специализации. Этот
   курс может быть  использован  и в общеобразовательных классах,  не
   имеющих определенной профессиональной ориентации.  Курс  рассчитан
   на учебный план общим объемом 68 часов.
       Курс  состоит  из  двух  разделов:  теоретического  раздела  и
   компьютерного лабораторного практикума.  Работа учащихся  по  этим
   двум разделам происходит параллельно.
       Теоретическое содержание  курса  отражает  тенденцию  развития
   школьной информатики  в направлении фундаментализации,  углубления
   общеобразовательного научного содержания.  Курс продолжает начатое
   базовым  курсом  информатики  ознакомление  учащихся  с  основными
   содержательными линиями предмета. Это, прежде всего, линии:
       - информация   и   информационные   процессы   (информационная
   культура человека,  информационное общество, информационные основы
   процессов управления);
       - моделирование   и  формализация  (Моделирование   как  метод
   познания.  Материальные  и информационные  модели.  Информационное
   моделирование.  Основные  типы информационных  моделей (табличные,
   иерархические, сетевые). Исследование на компьютере информационных
   моделей из различных предметных областей);
       - информационные технологии  (технологии работы с текстовой  и
   графической информацией; технологии хранения,  поиска и сортировки
   данных;  технологии  обработки  числовой   информации   с  помощью
   электронных таблиц; мультимедийные технологии);
       - компьютерные коммуникации (информационные ресурсы глобальных
   сетей, организация и информационные услуги Интернет).
       Курс ориентирован на все основные педагогические цели, которые
   ставятся   перед   школьным   курсом   информатики  в  нормативных
   документах  Минобразования  РФ  (в  т.ч.  и  в  проекте  концепции
   информатики для 12-летней школы):
       - способствует    формированию     научного     мировоззрения,
   основанного  на понимании единства основных информационных законов
   в природе и обществе;
       - развивает  представления учащихся об информационных объектах
   и их  преобразовании  с помощью средств информационных технологий,
   технических и программных средствах, реализующих эти технологии;
       - способствует формированию совокупности общеобразовательных и
   профессиональных  знаний  и  умений,  социальных  и этических норм
   поведения людей в информационной среде XXI века.
       Для реализации  образовательной  области  "Информатика"  могут
   быть использованы и другие УМК,  вошедшие  в федеральный  Перечень
   учебных изданий  для общеобразовательных  учреждений  на 2003/2004
   учебный год.
       Напомним, что   обучение   информатике  в  общеобразовательных
   учреждениях Хабаровского края должно осуществляться в соответствии
   со   следующими     нормативными    и   инструктивно-методическими
   документами:
       Приказ  Министерства   образования   Российской  Федерации  от
   30.06.99 N 56 "Об утверждении  обязательного  минимума  содержания
   среднего (полного) общего образования по информатике";
       рекомендованные Министерством образования Российской Федерации
   учебные программы по информатике;
       приказ комитета  общего образования администрации Хабаровского
   края от 11 апреля 2001 года N 143 "Об утверждении  новой  редакции
   краевого стандарта образовательной дисциплины "Информатика";
       письмо комитета  общего образования администрации Хабаровского
   края  от  03  июля  2001  года  N 11-9-1698  "О  рекомендациях  по
   преподаванию   информатики   в   общеобразовательных   учреждениях
   Хабаровского края в 2001/2002 учебном году";
       письмо комитета  общего образования администрации Хабаровского
   края от 26 июня 2000 года N 11-9-1555 "О преподавании  информатики
   в общеобразовательных  учреждениях  Хабаровского края  в 2000/2001
   учебном году";
       Крахмалева Т.С.  Новые подходы к организации учебного процесса
   образовательной    дисциплины    "Информатика" // Основные    пути
   реализации   Концепции   модернизации  российского  образования  в
   Хабаровском   крае:  Метод.  рекомендации   к  началу  2002 - 2003
   учебного года - Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2002. - С. 89 - 101.
       При  составлении  предметной  (учебной)  программы  необходимо
   учитывать следующие условия:
       - материальное   обеспечение   курса   "Информатика"  (наличие
   современной  вычислительной техники,  ее соответствие  современным
   требованиям, программное обеспечение, наличие выхода в локальные и
   глобальные вычислительные сети);
       - тенденции   развития   дисциплины   "Информатика":  развитие
   информационных технологий,  изменение технологий программирования,
   изменение объема теоретических основ информатики, предлагаемых для
   изучения школьникам;
       - возраст   учеников,  изучающих  информатику   (при  изучении
   информатики в более ранних классах).
   
                                              Главный методист центра
                                              компьютерных технологий
                                             в образовании ХК ИППК ПК
                                                       Т.С.Крахмалева
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz