Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Хабаровского края

Архив (обновление)

 

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ОТ 17.09.2003 N А73-3856/2003-18 ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ ОСПАРИВАНИИ ДЕЙСТВИЙ ОТВЕТЧИКОВ, ОТКАЗАВШИХ ПРЕДСТАВИТЬ ЗАЯВИТЕЛЮ В СОБСТВЕННОСТЬ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК

(по состоянию на 21 августа 2006 года)

<<< Назад


                   АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
                      Именем Российской Федерации
                                   
                                РЕШЕНИЕ
           от 17 сентября 2003 г. по делу N А73-3856/2003-18
   
       Арбитражный суд в составе:
       судьи Горбачевой О.В.,
       при ведении протокола судьей,
       рассмотрев   в   заседании   суда   дело   по   заявлению   ООО
   "Негосударственный фонд имущества" к администрации  г.  Хабаровска,
   мэру г. Хабаровска,
       3-и   лица:   Департамент   муниципальной   собственности    г.
   Хабаровска,     Департамент    архитектуры,     строительства     и
   землепользования администрации г. Хабаровска,
       о    признании   незаконными   действий   и   бездействий    по
   предоставлению в собственность земельного участка и  обязании  мэра
   г.  Хабаровска  издать  распорядительный  акт  о  предоставлении  в
   собственность земельного участка.
       В заседании приняли участие:
       от заявителя: Тенькова Ю.А.,
       от  ответчика: администрации г. Хабаровска - Линник Е.А.,  мэра
   города Хабаровска - Линник Е.А.,
       от  3-го  лица  -  Департамента муниципальной  собственности  -
   Линник Е.А.,
       от  3-го  лица  -  Департамента  архитектуры,  строительства  и
   землепользования администрации г. Хабаровска - не явился.
       Изготовление полного текста решения откладывалось на срок до  5
   дней.
   
       Сущность спора:
       ООО "Негосударственный фонд имущества" обратилось в арбитражный
   суд   с   заявлением  к  администрации  г.  Хабаровска,   мэру   г.
   Хабаровска,  3-и лица, не заявляющие самостоятельных требований  на
   предмет     спора,    Департамент    муниципальной    собственности
   администрации     г.    Хабаровска,    Департамент     архитектуры,
   строительства  и  землепользования администрации г.  Хабаровска,  о
   признании незаконным действий ответчиков, выразившихся в  отказе  в
   предоставлении  земельного  участка  в  собственность  и   обязании
   устранить  нарушения прав заявителя путем издания распорядительного
   акта  мэра  г.  Хабаровска  о  предоставлении  земельного  участка,
   расположенного  по  ул.  Большая,  99,  в  границах,  указанных   в
   договоре аренды N 617, подготовить проект договора купли-продажи.
       До  вынесения решения представитель заявителя в порядке ст.  49
   АПК  РФ  уточнил заявленные требования и просит признать незаконным
   бездействие   ответчиков,  выразившиеся  в   непредоставлении   ООО
   "Негосударственный  фонд  имущества"  земельного  участка  по   ул.
   Большая,  99  г. Хабаровска, а также признать незаконными  действия
   ответчиков,  выразившиеся в отказе предоставить  земельный  участок
   по  ул. Большая, 99 г. Хабаровска, и обязать мэра города Хабаровска
   издать распорядительный акт о предоставлении земельного участка  по
   адресу:   г.  Хабаровск,  ул.  Большая,  99  в  собственность   ООО
   "Негосударственный фонд имущества".
       Суду   пояснил,  что  ООО  "Негосударственный  фонд  имущества"
   неоднократно  обращался  к администрации  города  Хабаровска,  мэру
   города Хабаровска с просьбой предоставить в собственность за  плату
   земельный  участок  по адресу: г. Хабаровск, ул.  Большая,  99,  на
   котором   расположен  принадлежащий  заявителю  магазин.  Ответчики
   отказали  в  удовлетворении заявления в связи с тем, что  заявитель
   является  иностранным юридическим лицом, в связи с чем просьба  ООО
   "Негосударственный фонд имущества" не может быть  решена  в  пользу
   заявителя.   17  апреля  2003  г.  заявитель  вновь   обратился   к
   ответчикам   с   заявлением   о  предоставлении   в   собственность
   земельного   участка   с   приложением   новой   редакции    устава
   предприятия,   зарегистрированной  в  установленном   порядке.   До
   настоящего   времени   заявитель  не  получил   мотивированного   и
   обоснованного  отказа  на  свою просьбу. Считает,  что  бездействие
   ответчиков,     выразившееся    в     не     предоставлении     ООО
   "Негосударственный  фонд  имущества"  земельного  участка  по   ул.
   Большая,  99  г. Хабаровска, является неправомерным,  нарушает  его
   права  и  законные интересы как собственника здания по ул. Большая,
   99, противоречит ст. 36 Земельного кодекса РФ.
       В   судебном   заседании  представитель  администрации   города
   Хабаровска,  Департамента  муниципальной  собственности  заявленные
   требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
       Заслушав   доводы  сторон,  исследовав  материалы   дела,   суд
   установил следующие обстоятельства.
       27   октября   2000   г.   между  Департаментом   муниципальной
   собственности   г.   Хабаровска  и  ЗАО   "Негосударственный   фонд
   имущества"  (правопреемником  является  ООО  "Некоммерческий   фонд
   имущества")  по итогам конкурса был заключен договор  купли-продажи
   объекта  муниципальной собственности - нежилого  помещения  по  ул.
   Большая,  99  (литер Б), площадью 1247,2 кв. м. Право собственности
   на  объект  недвижимости зарегистрировано,  о  чем  в  ЕГР  сделана
   запись  от  16.11.2000 N 27-01-24/2000-760. По адресу ул.  Большая,
   99  находится  одно строение (литер А - жилой дом)  с  пристроенным
   магазином  (литер Б - магазин), расположенное на земельном  участке
   площадью  5760,3  кв.  м. Литер А по ул. Большая,  99  находится  в
   муниципальной  собственности,  а литер  Б  -  в  собственности  ЗАО
   "НФИ".    Согласно   справкам   ГУ   "Краевое   бюро    технической
   инвентаризации"  N  1556  от 31.07.2003, N  1655  от  08.08.2003  -
   объект  недвижимости,  расположенный по ул. Большая,  99,  является
   отдельно стоящим зданием магазина (лит. Б), не имеющим общей  стены
   с  жилым домом. 14 июня 2001 г. с ЗАО "НФИ" заключен договор аренды
   земельного   участка   N  617,  согласно  которому   во   временное
   пользование  предоставлен земельный участок площадью 1673,4  кв.  м
   для   использования   под   магазин.  Часть   земельного   участка,
   предоставленного  в аренду заявителю, находится в пределах  красных
   линий.
       В   соответствии  со  ст.  36  ЗК  РФ  заявитель  обратился   в
   администрацию  города  Хабаровска 11  июля  2002  г.  с  заявкой  о
   предоставлении  земельного участка по ул. Большая, 99,  на  котором
   располагается строение, находящееся в собственности  ООО  "НФИ",  в
   собственность  за  плату. Заявка была оформлена  в  соответствии  с
   решением  Хабаровской городской Думы и представлена  в  Департамент
   архитектуры,  что  подтверждается подписью  работника  департамента
   Смолина  и входящим номером 3211/18. В связи с неполучением  ответа
   16   августа   2002  г.  ООО  "Негосударственный  фонд   имущества"
   обратился   с   письмом  к  главному  архитектору   г.   Хабаровска
   Сергейчуку   С.В.   с   требованием  дать   письменный   ответ   на
   представленную заявку.
       2  декабря  2002 года ООО "НФИ" повторно направило заявление  о
   предоставлении   в   собственность  за  плату  земельного   участка
   площадью 1673,4 кв. м.
       28   февраля   2003  г.  заявитель  получил  письмо   директора
   департамента   архитектуры,  строительства  и  землепользования   -
   заместителя  мэра  города  Хабаровска  В.А.Новицкого,   в   котором
   имеется   ссылка,  что  подготовленные  департаментом  архитектуры,
   строительства  и  землепользования проекты  распорядительных  актов
   мэра   города  по  предоставлению  земельных  участков   возвращены
   Департаментом   муниципальной   собственности    с    отказом    по
   согласованию  в  связи с тем, что учредителем  ООО  "НФИ"  является
   иностранное  юридическое  лицо.  Заявитель  считает,  что  отказ  в
   предоставлении  в  собственность земельного  участка  неправомерен,
   противоречит ст. 36 Земельного кодекса РФ.
       Решением учредителей от 09.04.2003 были утверждены изменения  в
   учредительные  документы в части исключения из состава  учредителей
   иностранного  юридического  лица,  а  16  апреля  2003  г.   выдано
   свидетельство  о  регистрации Устава в новой  редакции.  17  апреля
   2003  г.  ООО  "НФИ"  представило учредительные документы  в  новой
   редакции в орган местного самоуправления.
       Поскольку   на   момент  обращения  в  суд   органом   местного
   самоуправления  не рассмотрен по существу вопрос о  приобретении  в
   собственность за плату земельного участка по ул. Большая,  99,  ООО
   "Некоммерческий  фонд  имущества"  считает,  что   бездействие   по
   рассмотрению  заявлений  общества  противоречит  ст.  36  ЗК  РФ  и
   нарушает  право  предприятия  на приобретение  в  собственность  за
   плату земельного участка.
       Считая,  что права на предоставление в собственность земельного
   участка  нарушены,  ООО  "НФИ" обратилось в  суд  с  требованием  о
   признании  незаконными действий и бездействий ответчиков,  обязании
   мэра г. Хабаровска издать распорядительный акт.
       Проанализировав   обстоятельства,  установленные   в   судебном
   заседании,  суд  считает, что исковые требования удовлетворению  не
   подлежат.
       Статьей  36  Земельного кодекса РФ установлено, что граждане  и
   юридические   лица,  имеющие  в  собственности  здания,   строения,
   сооружения,  расположенные  на земельных  участках,  находящихся  в
   государственной или муниципальной собственности, приобретают  права
   на  эти  земельные участки. Пунктом 6 ст. 36 ЗК РФ предусматривает,
   что  решение  о продаже земельного участка принимают  и  подготовку
   проекта  договора  купли-продажи  земельного  участка  осуществляют
   исполнительные  органы  государственной власти,  обладающие  правом
   предоставления соответствующих земельных участков. Согласно  п.  10
   ст.  3  ФЗ  "О  введении  в  действие  Земельного  кодекса  РФ"  до
   разграничения    государственной    собственности    осуществляется
   органами  местного  самоуправления в пределах их  полномочий,  если
   законодательством не предусмотрено иное.
       На  основании  изложенного заявитель  обоснованно  обратился  с
   заявлением о предоставлении в собственность земельного участка,  на
   котором  расположено  пристроенное  строение  магазина,  к   органу
   местного самоуправления.
       Пунктом  6  ст.  36  ЗК  РФ  установлено,  что  орган  местного
   самоуправления в двухнедельный срок со дня поступления заявления  о
   приобретении   прав   на  земельный  участок  с   приложением   его
   кадастровой карты готовит проект договора купли-продажи  земельного
   участка.
       Объектом договора купли-продажи могут, в соответствии  с  п.  1
   ст.  37  Земельного кодекса РФ, только земельные участки, прошедшие
   государственный  кадастровый  учет.  Кадастровый  учет   земельного
   участка  осуществляется  на  основании  ст.  69,  70  ЗК  РФ  и   в
   соответствии с ФЗ "О государственном земельном кадастре".
       Статьей  19  ФЗ  "О  государственном  земельном  кадастре"   от
   02.01.2000  N  28-ФЗ определен порядок проведения  государственного
   кадастрового   учета  земельных  участков.  Так,   для   проведения
   государственного  кадастрового  учета  земельных  участков   органы
   государственной    власти,    органы    местного    самоуправления,
   заинтересованные    правообладатели    земельных    участков    или
   уполномоченные правообладателями земельных участков лица  подают  в
   органы,  осуществляющие  деятельность по  ведению  государственного
   земельного  кадастра,  заявки,  правоустанавливающие  документы  на
   земельные  участки  и  документы  о межевании  земельных  участков.
   Получение  заявок о проведении государственного кадастрового  учета
   земельных  участков  подтверждается  соответствующими  записями   в
   книге  учета  документов и выдачей заявителям расписок о  получении
   соответствующих документов.
       Проведение   государственного  кадастрового   учета   земельных
   участков   включает  в  себя  проверку  представленных  заявителями
   документов,  составление  описаний  земельных  участков  в   Едином
   государственном  реестре  земель,  присвоение  кадастровых  номеров
   земельным   участкам,   изготовление  кадастровых   карт   (планов)
   земельных участков и формирование кадастровых дел.
       В  результате  проведения государственного  кадастрового  учета
   земельных    участков   заявителям   выдаются   удостоверенные    в
   установленном   порядке   кадастровые   карты   (планы)   земельных
   участков.
       Заявки   о  постановке  на  государственный  кадастровый   учет
   представляются в соответствии с Требованиями к оформлению заявок  о
   постановке земельных участков на государственный кадастровый  учет,
   утвержденными  Приказом  Федеральной  службы  Земельного   кадастра
   России   N  П/115  от  13.06.2001,  зарегистрированным  в   Минюсте
   20.06.2001 N 2757.
       Согласно   "Требованиям  к  оформлению  заявок   о   постановке
   земельных   участков  на  государственный  кадастровый  учет"   для
   проведения  государственного кадастрового учета земельных  участков
   органы  государственной  власти,  органы  местного  самоуправления,
   заинтересованные  правообладатели  (или  уполномоченные  ими  лица)
   подают  в  органы  (организации),  осуществляющие  деятельность  по
   ведению     государственного    земельного    кадастра,     заявки,
   правоустанавливающие  документы на земельные участки,  документы  о
   межевании  земельных  участков.  Указанные  документы  должны  быть
   надлежащим образом оформлены.
       Как  следует из материалов дела, при обращении заявителя в июле
   2002  года  с  заявкой о предоставлении в собственность  земельного
   участка  кадастровая карта (план) предоставлен  не  был.  Заявка  о
   постановке  на  государственный кадастровый учет от правообладателя
   поступила  только  4  сентября 2003 г. То есть заявителем  не  были
   выполнены требования п. 5 ст. 36 ЗК РФ и земельный участок  не  мог
   являться  объектом  купли-продажи, поскольку не  прошел  на  момент
   обращения государственный кадастровый учет.
       Пунктом  7  ст.  36 ЗК РФ установлено, что в случае  отсутствия
   кадастровой   карты  (плана)  земельного  участка  орган   местного
   самоуправления   на  основании  заявления  юридического   лица   на
   основании  дежурной кадастровой карты (плана), содержащей  сведения
   о    местоположении   земельного   участка,   и   градостроительной
   документации   в  месячный  срок  со  дня  поступления   указанного
   заявления  обеспечивает  изготовление  кадастровой  карты   (плана)
   земельного участка и утверждает проект его границ.
       При   этом   заявителем   не  представлено  обращение-заявление
   предприятия   в  орган  местного  самоуправления  об   изготовлении
   кадастровой  карты. Именно по заявлению об изготовлении кадастровой
   карты  при  изготовлении  карты должны быть  определены  границы  и
   размеры   земельного  участка  с  учетом  фактически   используемой
   площади    в    соответствии    с   требованиями    земельного    и
   градостроительного  законодательства,  с  учетом   красных   линии,
   границ  смежных земельных участков, естественных границ  земельного
   участка.
       Без проекта границ и кадастровой карты не принимается решение о
   предоставлении  в  собственность земельного участка.  Двухнедельный
   срок   для   принятия  решения,  установленный  ст.   36   ЗК   РФ,
   отсчитывается лишь с момента предоставления кадастровой карты.
       При  таких обстоятельствах у ответчиков отсутствовали основания
   для  принятия  решения о предоставлении в собственность  земельного
   участка.
       Действия по отказу предоставить в собственность не противоречат
   действующему земельному законодательству, поскольку п. 1 ст. 36  ЗК
   РФ   установлено,  что  юридические  лица  приобретают   права   на
   земельные  участки в порядке и на условиях, установленных Земельным
   кодексом Российской Федерации. Неисполнение требований норм  ЗК  РФ
   влечет   за  собой  отказ  в  издании  распорядительного   акта   о
   предоставлении земельного участка в собственность.
       При  этом  отказ не ограничивает прав заявителя на обращение  в
   орган  местного  самоуправления,  определенный  ст.  29  ЗК  РФ,  с
   заявкой и приложением документов, определенных ЗК РФ.
       Суд  признает  несостоятельным довод  заявителя  о  бездействии
   ответчиков  после  направления заявки от  17  апреля  2003  г.  Как
   следует  из  материалов  дела, заявление  о  признании  незаконными
   бездействий   датировано   28  апреля  2003   г.,   предъявлено   в
   Арбитражный  суд  Хабаровского края 6 мая 2003 г. Ответчикам  копия
   заявления направлена 30 апреля 2003 г.
       Пунктом  6  ст.  36  ЗК  РФ  установлено,  что  орган  местного
   самоуправления  принимает  решение  в  двухнедельный  срок  со  дня
   поступления  заявления.  С 17 апреля 2003 года  двухнедельный  срок
   оканчивался  1 мая 2003 г. (выходной день). При этом  до  окончания
   срока,  установленного  Земельным  кодексом  Российской  Федерации,
   заявитель   обратился   в   суд   с   требованиями.   При    данных
   обстоятельствах   суд   считает,   что   бездействие   со   стороны
   администрации   г.   Хабаровска,   мэра   города   Хабаровска    по
   рассмотрению заявки от 17 апреля 2003 года отсутствует.
       Статьей 201 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела  по
   заявлению  об  оспаривании действий (бездействий) должностных  лиц,
   органов  в  решении суда указывается на обязанность соответствующих
   органов,  должностных лиц совершить определенные действия,  принять
   решения  или  иным  образом устранить нарушения. Поскольку  суд  не
   установил  незаконности  действии и  бездействия  органов  местного
   самоуправления,    отсутствует   обязанность   указанных    органов
   устранить допущенные нарушения.
       В  соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате  госпошлины
   относятся на заявителя.
       Руководствуясь  статьями 110, 167 - 170, 176, 201  Арбитражного
   процессуального кодекса Российский федераций, арбитражный суд
   
                                решил:
   
       В   удовлетворении   требований  ООО  "Негосударственный   фонд
   имущества"   о  признании  незаконным  действий  администрации   г.
   Хабаровска   и  мэра  г.  Хабаровска,  выразившихся  в   отказе   в
   предоставлении  в  собственность земельного участка  по  адресу  г.
   Хабаровск,  ул.  Большая,  99, о признании незаконными  бездействий
   администрации  г. Хабаровска, мэра г. Хабаровска по  предоставлению
   в  собственность земельного участка и обязании мэра  г.  Хабаровска
   издать распорядительный акт отказать.
       Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
   
                                                                 Судья
                                                         О.В.Горбачева
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz