Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Хабаровского края

Архив (обновление)

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ОТ 16.01.2004 N АИ-1/479 ИСК О ВЗЫСКАНИИ УБЫТКОВ В ВИДЕ ВЫПАДАЮЩИХ ДОХОДОВ ОТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТ ГРАЖДАНАМ ПО ОПЛАТЕ ПОТРЕБЛЕННОЙ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ

(по состоянию на 21 августа 2006 года)

<<< Назад


                   АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
                      Именем Российской Федерации
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
               арбитражного суда апелляционной инстанции
                от 16 января 2004 г. по делу N АИ-1/479
   
       Арбитражный суд Хабаровского края в составе:
       председательствующего судьи Шальневой О.В.,
       судей Бровкина В.Г., Манника С.Д.,
       при  ведении  протокола  судебного заседания  помощником  судьи
   Акимцовым О.Ю.,
       при участии в судебном заседании:
       от истца - Юнина Р.Т. - юрисконсульт;
       от  ответчика - от минфина Хабаровского края, - Тимошенко С.Н.;
   от  Правительства Хабаровского края - Тимошенко  С.Н.;  от  УФК  по
   Хабаровскому краю, - Федоров А.В.,
       рассмотрев  в  заседании  суда  апелляционные  жалобы  УФК   по
   Хабаровскому   краю,   минфина   Хабаровского   края   на   решение
   Арбитражного суда Хабаровского края от 02.04.2003 по  делу  N  А73-
   8624/2002-4,  принятое судьей Кильдюшевской А.А., по иску  ОАО  ЭиЭ
   "Хабаровскэнерго"   к   администрации   г.   Комсомольска-на-Амуре,
   министерству    финансов    Правительства    Хабаровского     края,
   Министерству Финансов РФ о взыскании 17085669,01 руб.
   
                              установил:
   
       ОАО   ЭиЭ   "Хабаровскэнерго"  обратилось  в  Арбитражный   суд
   Хабаровского  края  с  иском  к Администрации  г.  Комсомольска-на-
   Амуре,  министерству  финансов  Правительства  Хабаровского   края,
   Министерству  финансов  РФ, о взыскании 17085669,01  руб.  убытков,
   возникших   в  2001  г.,  в  результате  предоставления   гражданам
   льготных   скидок   по   оплате   тепловой   энергии   и   горячего
   водоснабжения.
       В   ходе   судебного  разбирательства  определением   суда   от
   19.02.2003,  из  данного  дела выделены  в  отдельные  производства
   требования о взыскании убытков:
       -   3659787,51  руб.,  -  по  предоставлению  льгот  работникам
   милиции;
       -  1001765,49  руб.,  -  по  предоставлению  льгот  сотрудникам
   учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
       -   66765,93   руб.,  -  по  предоставлению  льгот  сотрудникам
   налоговой полиции;
       -   55995,26   руб.,  -  по  предоставлению  льгот  сотрудникам
   таможенных органов;
       - 1371350,43 руб., - по предоставлению льгот военнослужащим.
       В  результате предметом данного судебного разбирательства судом
   определены требования о взыскании 10917481,10 руб.
       Истец заявлением от 26.03.2003 уточнил исковые требования (л.д.
   20,  т.  2),  где  просил взыскать убытки, возникшие  в  результате
   предоставления льготной скидки:
       - Ветеранам, - 3649374,07 руб.;
       - Инвалидам, - 4344823,12 руб.;
       - Репрессированным, - 411959,63 руб.;
       - Героям Социалистического труда, - 28263,75 руб.;
       - Донорам, - 307230,46 руб.;
       -   Гражданам,  подвергшимся  воздействию  радиации  вследствие
   катастрофы на Чернобыльской АЭС, - 18396,07 руб.;
       -  Членам  семей лиц рядового и начальствующего состава  ОВД  и
   ФСБ, погибших при исполнении воинской службы, - 18696,66 руб.;
       -  Одиноким  престарелым гражданам свыше 65  лет,  -  144007,24
   руб.;
       -  Одиноким  и  престарелым гражданам свыше 80 лет,  -  6517,68
   руб.;
       - Пенсионерам, имеющим стаж свыше 15 лет, - 901797,14 руб.;
       - Многодетным семьям, - 33338,59 руб.;
       -  Малоимущим  многодетным семьям, - 260888,66  руб.,  а  всего
   10945258,45 руб.
       Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены
   частично.
       С казны Хабаровского края в лице министерства Хабаровского края
   взысканы убытки от предоставленных льгот ветеранам в сумме  3595684
   руб., инвалидам, - 4323401,11 руб., а всего 7919085,77 руб.
       С  казны  Российской Федерации в лице Министерства финансов  РФ
   взыскано   убытков   от   предоставленных  льгот   репрессированным
   гражданам,  - 411959,63 руб., героям, - 28263,75 руб.,  донорам,  -
   307230,46 руб., а всего 747454 руб.
       В  остальной  части  иска отказано, в связи с необоснованностью
   предъявленных требований.
       Не  согласившись  с  решением суда, с апелляционными  жалобами,
   обратились   Министерство  финансов  РФ  и  министерство   финансов
   Хабаровского  края, которые просили отменить решение суда  в  части
   взыскания с них сумм убытков.
       В судебном заседании ответчики доводы своих апелляционных жалоб
   поддержали, по тем же основаниям.
       Министерство  финансов  РФ  считает, что  Российская  Федерация
   возмещает  расходы на предоставление льгот реабилитированным  лицам
   и  героям  Социалистического труда, фактически понесенные субъектом
   РФ.  Поскольку  Хабаровский край не отчитался  о  произведенных  им
   расходах   по  этим  категориям  льгот,  основания  для  возмещения
   отсутствуют.
       По  возмещению  льгот,  предоставленных  донорам  и  инвалидам,
   бездействие  допущено субъектом Федерации, т.к. вопросы  социальной
   защиты  отнесены  к  совместному  ведению  Российской  Федерации  и
   субъектов РФ.
       Министерство   Хабаровского  края  считает,   что   убытки   от
   предоставленных    льгот   являются   дебиторской   задолженностью,
   произведенных  жилищно-эксплуатационных трестов г. Комсомольска-на-
   Амуре, на основании договоров, заключенных последними с истцом.
       Кроме  того,  министерство финансов Хабаровского края  считает,
   что  им  выполнены  обязанности по распределению по  бюджетам  всей
   суммы,   поступившей   из  федерального  бюджета,   для   погашения
   задолженности  по  возмещению  расходов  от  предоставленных  льгот
   инвалидам,  -  в сумме 151583000 руб. Однако данного финансирования
   оказалось  недостаточно  для  возмещения  всех  расходов,   о   чем
   Министерство финансов РФ было поставлено в известность  по  его  же
   запросу от 13.03.2000.
       В  судебном  заседании  ответчики  доводы  апелляционных  жалоб
   поддержали.  Администрация  г.  Комсомольска-на-Амуре  в   судебное
   заседание  не  явилась,  извещена  надлежащим  образом  о  месте  и
   времени рассмотрения апелляционных жалоб.
       Истец  в  судебном  заседании  с  апелляционными  жалобами   не
   согласился,  просил  оставить решение  суда  первой  инстанции  без
   изменения.  Не  возражал  по  пересмотру  решения  суда  только   в
   обжалуемой части.
       Выслушав  стороны, исследовав материалы дела, суд апелляционной
   инстанции  находит апелляционные жалобы подлежащими  удовлетворению
   частично, а решение суда первой инстанции, - изменению, в  связи  с
   неправильным   применением  судом  норм  материального   права,   и
   несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
       Так,  из  материалов дела видно, что согласно актам сверок  ОАО
   "Хабаровскэнерго"    с    четырьмя    производственными    жилищно-
   эксплуатационными  трестами  г.  Комсомольска-на-Амуре  в  2001  г.
   истцом  предоставлены различным категориям граждан льготные  скидки
   в  размере  50%  оплаты за потребленную тепловую энергию,  в  сумме
   27554134,91 руб. Из них из бюджета возмещено 16593031 руб.
       За  взысканием  задолженности  в сумме  10917481,1  руб.  истец
   обратился в суд с настоящим иском.
       Истцом  в 2001 г. были заключены с трестами договоры на расчеты
   и  приемку  платежей  за  тепловую энергию от  населения.  Согласно
   условиям  договоров,  тресты обязались  производить  начисление  за
   потребленную   тепловую   энергию  населению   в   соответствии   с
   действующими  нормами и тарифами, выписывать извещения-квитанции  и
   принимать от населения в пользу заказчика платежи.
       Тресты   так   же   должны   были   вести   базу   данных    по
   квартиросъемщикам, вносить изменения в исходные данные последних.
       При  этом ОАО "Хабаровскэнерго" обязалось обеспечивать контроль
   за  правильностью  начислений и полнотой перечислений  принятых  от
   населения   платежей,  в  том  числе  правильностью  предоставления
   льгот,  субсидий,  перерасчетов, - путем  ежемесячного  составления
   актов сверок.
       Поскольку   в   материалах   дела   имелись   различные   суммы
   предоставленных льгот по некоторым категориям граждан по  отдельным
   трестам  (где данные ОАО "Хабаровскэнерго" и трестов не совпадали),
   судом  были истребованы у истца, и жилищно-эксплуатационных трестов
   NN  1,  2,  3,  4 г. Комсомольска-на-Амуре реестры лиц,  получивших
   льготы  в  2001  г.  с  отражением  сведений,  на  основании  каких
   документов   предоставлялись  льготы,  дат  выдачи   удостоверяющих
   документов.
       При анализе поступивших реестров установлено, что последние  не
   все   содержат  полную  и  достаточную  информацию  по   основаниям
   предоставления льготных скидок.
       По ФЗ "О ветеранах" N 5 от 12.01.1995:
       Согласно  расчетам истца, в 2001 г. им предоставлено гражданам-
   ветеранам, проживающим в г. Комсомольске-на-Амуре, льготная  скидка
   по  оплате  тепловой энергии в сумме 16994684,66 руб. Возмещено  из
   федерального  бюджета  за  спорный  период  13399000  руб.,  убытки
   составили 3595684,66 руб.
       Требования  истца  возникли в связи с отказом администрации  г.
   Комсомольска-на-Амуре в возмещении ему указанных расходов  в  связи
   с  тем,  что  их  компенсация производится за счет  соответствующих
   средств  бюджетов Российской Федерации и Хабаровского края, которые
   не  обеспечили выделение средств на реализацию льгот, установленных
   действующим законодательством.
       В  соответствии с положениями ст.ст. 84, 86 Бюджетного кодекса,
   расходы  на  обеспечение  осуществления  отдельных  Государственных
   полномочий,  передаваемых на муниципальный  уровень,  финансируются
   исключительно  из  федерального бюджета и  бюджетов  субъектов  РФ.
   Согласно   ст.  6  ФЗ  "Об  общих  принципах  организации  местного
   самоуправления    в    Российской   Федерации"    от    28.08.1998,
   финансирование  расходов,  связанных с предоставлением  федеральных
   льгот  по  оплате  коммунальных  услуг,  не  относится  к  вопросам
   местного значения.
       В  соответствии с п. 4 ст. 6 вышеуказанного Закона, и ст. 4  ФЗ
   "О  финансовых основах местного самоуправления в РФ" от 25.09.1997,
   при    наделении   органов   местного   самоуправления   отдельными
   государственными  полномочиями РФ и субъектов  РФ,  материальные  и
   финансовые  ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий,
   передаются  им  одновременно с принятием данных решений.  При  этом
   органы    местного   самоуправления   несут   ответственность    за
   осуществление  отдельных государственных  полномочий  в  той  мере,
   какой они обеспечены финансовыми средствами.
       Судом  первой  инстанции, с учетом названных положений,  сделан
   правильный   вывод   об   отсутствии   оснований   для   возложения
   ответственности  по  возмещению  истцу  убытков  за  счет   бюджета
   муниципального   образования   г.  Комсомольска-на-Амуре   в   виду
   недостаточного  выделения средств в бюджет города на  осуществление
   переданных   на   муниципальный  уровень   власти   государственных
   полномочий.
       Согласно  ч. 1 п. "ж" ст. 72 Конституции РФ, решение  вопросов,
   относящихся   к   сфере   социальной  защиты   населения,   включая
   установление  льгот,  находящихся в совместном  ведении  Российской
   Федерации и субъектов РФ.
       Статьей  10  Федерального закона "О ветеранах"  от  12.01.1995,
   установлено,  что  осуществление  расходов  на  реализацию  прав  и
   льгот,  предоставленных ветеранам, производится как за счет бюджета
   Российской Федерации, так и за счет средств бюджетов субъектов  РФ.
   При  этом  за счет последних производятся расходы, в том  числе  на
   оплату  коммунальных услуг (п.п. "б" п. 2 ст. 10 Закона).  Этим  же
   Законом   определено  (п.п.  2  ст.  10),  что  порядок  возмещения
   расходов  утверждается соответственно Правительством РФ и  органами
   исполнительной  власти  субъектов РФ. Данные  расходы  уплачиваются
   при  взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетом субъекта РФ,  и
   имеют целевое назначение (в редакции Закона от 02.01.2000).
       В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, распределение и
   закрепление  между бюджетами разных уровней указанных  расходов  на
   обеспечение    социальной   защиты   населения   производятся    по
   согласованию органов государственной власти РФ и субъектов РФ.
       В соответствии со ст. 37 ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г.",
   Хабаровскому   краю  были  предусмотрены  на  выравнивание   уровня
   минимальной    бюджетной   обеспеченности,    денежные    средства,
   предназначенные  на  компенсацию расходов, возникших  в  результате
   предоставления  ветеранам льгот по коммунальным услугам  в  размере
   2260836000 руб.
       Так  же, в Приложении N 27 к ФЗ "О Федеральном бюджете на  2001
   г."  Хабаровскому краю было запланировано 81639000 руб. дотаций  на
   возмещение   потерь  в  связи  с  изменением  объемов   и   порядка
   формирования фонда компенсации.
       Согласно  акту  сверки расчетов по межбюджетным  отношениям  на
   2001  г. по состоянию на 01.01.2002 Хабаровскому краю поступило  на
   возмещение   потерь  и  на  выравнивание  бюджетной  обеспеченности
   81639000  руб. и 2260836000 руб. соответственно, тем  самым  ФЗ  "О
   федеральном бюджете на 2001 г." выполнен в полном объеме.
       Постановлением главы администрации Хабаровского края N  150  от
   03.05.2000   "О   порядке   реализации  федерального   и   краевого
   законодательства  по социальной защите пожилых граждан,  инвалидов,
   малообеспеченных  семей с детьми на территории  Хабаровского  края"
   источниками  финансирования  льгот  по  оплате  коммунальных  услуг
   ветеранам  названы  бюджеты  муниципальных  образований  городов  и
   районов  края. Указав бюджеты муниципальных образований в  качестве
   источников   возмещения  данных  расходов,  и  не  передав   им   в
   достаточном размере финансовых ресурсов, во исполнение  ст.  49  ФЗ
   "Об   общих  принципах  местного  самоуправления",  субъект  РФ   -
   Хабаровский   край   -   принял  на  себя  обязанность   обеспечить
   финансирование последних по выполнению указанных мероприятий.
       Исходя  из  вышеизложенного, судом сделан правильный  вывод  об
   отсутствии  оснований для возложения ответственности по  возмещению
   данных расходов на казну РФ.
       Однако  исковые требования в этой части подлежат удовлетворению
   частично,   в   сумме  855296,88  руб.,  в  остальной   части   суд
   апелляционной инстанции находит необходимым отказать.
       Согласно  ст.  28  ФЗ "О ветеранах" документом,  подтверждающим
   права    ветерана,   является   удостоверение   единого    образца,
   установленного для каждой категории ветеранов Правительством РФ.
       Реестры   льготников,  представленные  трестами,  не   содержат
   сведений  об  органах,  выдавших лицам удостоверения,  даты  выдачи
   документов.   Кроме   того,   в   реестрах   указаны   лица,   кому
   удостоверения  выданы в 2002, 2003 г., либо имеются  только  Ф.И.О.
   лиц,  и  сумма предоставленной льготной скидки. Всего предоставлено
   необоснованно  льгот на сумму 2740387,5 руб.,  которая  не  принята
   судом ко взысканию.
       По ФЗ "О социальной защите инвалидов":
       Предоставление  льгот инвалидам в виде скидки не  ниже  50%  за
   тепловую  энергию,  предусмотрено ст. 17 ФЗ  "О  социальной  защите
   инвалидов".  Источник финансирования данной льготы настоящий  Закон
   не  определил, но указал, что порядок предоставления льгот,  в  том
   числе  и  по  оплате коммунальных услуг определяется Правительством
   РФ.
       Во  исполнение  названного  Закона  Правительством  РФ  принято
   Постановление   N   901  от  27.07.1996  "О  предоставлении   льгот
   инвалидам  и  семьям, имеющим детей-инвалидов,  по  обеспечению  их
   жилыми  помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", где  в  п.
   16,   установлено,   что  льготы  по  оплате   коммунальных   услуг
   возмещаются  по  государственному жилищному фонду,  находящегося  в
   Федеральной собственности, - за счет средств федерального  бюджета,
   по  государственному жилищному фонду, находящемуся в  собственности
   субъектов РФ, по муниципальному, общественному жилищному  фонду,  -
   в   порядке,  установленном  субъектами  РФ  и  органами   местного
   самоуправления.
       В  соответствии  с  ФЗ  "О  принципах и  порядке  разграничения
   предметов  ведения  и  полномочий  между  органами  государственной
   власти  субъектов  РФ" от 24.01.1999 (действующим  до  07.07.2003),
   обязательства   по   социальной  защите  населения,   установленные
   Федеральным  законом,  - есть реализация полномочий  РФ  в  области
   социальной  защиты,  и  финансирование реализации  этих  полномочий
   должно   осуществляться  из  федерального  бюджета  путем  передачи
   средств нижестоящим бюджетам.
       В  соответствии с п. 4 ст. 130, ст. 133, 136 Бюджетного кодекса
   РФ,  эти  средства должны быть переданы в бюджет субъекта федерации
   из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
       Из   указанных  положений  Закона  следует,  что  средства   на
   реализацию  государственных полномочий, передаваемых субъектам  РФ,
   подлежат   финансированию  целевым  назначением   из   федерального
   бюджета.
       Из  материалов  дела видно, что потребность финансовых  средств
   для  реализации ФЗ "О социальной защите инвалидов" была  рассчитана
   субъектом  РФ по форме, предложенной Министерством Финансов  РФ,  в
   2001 г., - 341 млн. руб.
       Постановлением  Правительства  РФ  N  222  от   26.02.1997   "О
   программе  социальных  реформ" органам  государственной  власти  РФ
   было    поручено   разработать   федеральную   базовую    программу
   реабилитации инвалидов, предусматривающую и реализацию  федеральных
   льгот,  установленных  законом. Однако  до  настоящего  времени  не
   разработана и не утверждена данная программа.
       Поскольку  Закон  не содержит указаний, за счет  каких  средств
   обеспечивается  предоставление льгот,  а  необходимые  изменения  и
   уточнения  не были внесены в него, то до надлежащего урегулирования
   возникающих  правоотношений Федеральным законом, возмещение  должно
   производиться за счет федерального бюджета.
       Российской Федерацией впервые в Закон "О федеральном бюджете на
   2001  г." включены расходы, предусмотренные ФЗ "О социальной защите
   инвалидов",  путем включения бюджета Хабаровского края  субсидий  в
   сумме  151  млн.  руб., которые направлены на реализацию  Закона  в
   полном объеме.
       И, таким образом, субъект Федерации надлежащим образом исполнил
   обязанность,  возложенную  на него в  2001  г.,  и  предусмотрел  в
   краевом  бюджете  средства на реализацию  Закона  об  инвалидах,  в
   объеме компенсации, выделенной из федерального бюджета.
       Вместе  с  тем вывод суда первой инстанции, что из федерального
   бюджета   было   выделено  достаточно  средств  для  финансирования
   текущих    расходов   по   предоставлению   данной    льготы,    не
   подтверждается материалами дела.
       Переданные  из федерального бюджета средства Хабаровским  краем
   распределены бюджетам муниципальных образований городов  и  районов
   на  возмещение  льгот  инвалидам, в том числе  г.  Комсомольску-на-
   Амуре.
       Доказательства  нецелевого использования субъектом  РФ,  как  и
   муниципальным  образованием, средств федерального бюджета,  в  деле
   отсутствуют.
       Поскольку  органы государственной власти РФ не обеспечили  и  в
   2001   г.   финансовыми  средствами  в  полном  объеме   исполнение
   Федерального закона, предоставившего указанную льготу инвалидам  на
   территории  Хабаровского  края,  невозмещенные  истцу  эти  расходы
   также  подлежат отнесению на казну РФ, а решение суда в этой части,
   - подлежит изменению.
       Кроме    того,    истцом    не   подтверждена    обоснованность
   предоставления льготных скидок инвалидам на сумму 1689061,5 руб.
       Реестры  содержат сведения о предоставлении льгот в 2002,  2003
   г.г.,   а   так  же  лицам,  действие  льготы  которым  закончилось
   01.01.2001.  Так  же  в некоторых случаях отсутствуют  наименования
   органов,  выдавших  документ,  дающих  право  на  льготную  скидку,
   отсутствуют  дата  выдачи  документов, и  срок  окончания  действия
   документа  (либо указания на бессрочность), - в нарушение положений
   п.  2.4  Постановления Правительства N 965 от 13.08.1996 "О порядке
   признания    граждан   инвалидами".   Согласно   которому,    лицу,
   признанному  в  установленном порядке инвалидом,  выдается  справка
   медико-социальной      экспертизы,      являющейся      структурным
   подразделением  отделов социальной защиты населения, подтверждающей
   факт  установленной инвалидности, срок переосвидетельствования  или
   содержащая сведения о бессрочности инвалидности.
       Таким  образом,  с  казны  РФ  подлежат  взысканию  убытки,  на
   основании  ст.  16  ГК  РФ,  в  сумме  2634339,5  руб.  (4323401  -
   1689061,5).
       По  ФЗ  "О  статусе Героев Советского Союза, Героев  Российской
   Федерации и полных кавалеров Ордена Славы" от 15.01.1993 N  4301-1,
   ФЗ  "О  предоставлении социальной гарантии Героям Социалистического
   труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" от 09.01.1997:
       В  соответствии  с вышеназванными законами о героях,  последним
   предоставлена  льгота  в виде освобождения от  оплаты  коммунальных
   услуг.
       Расходы  органов  государственной  власти  и  органов  местного
   самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, связанных  с
   реализацией Закона РФ от 15.01.1993 N 4301-1, возмещаются  местными
   финансовыми   органами   за  счет  средств   федерального   бюджета
   Российской Федерации (статья 11 Закона).
       Расходы,   связанные  с  реализацией  Федерального  закона   от
   09.01.1997   N   5-ФЗ,  финансируются  за  счет  средств   бюджетов
   Российской  Федерации  с  последующей компенсацией  соответствующих
   затрат   за   счет   средств  федерального   бюджета   в   порядке,
   определенном Правительством Российской Федерации.
       Последним Постановлением N 333 от 22.05.2002 утверждены Правила
   предоставления  и расходования в 2002 г. средств Фонда  компенсаций
   на  реализацию Закона РФ "О статусе Героев Советского Союза, Героев
   Российской  Федерации  и полных кавалеров ордена  Славы"  и  ФЗ  "О
   предоставлении  социальных гарантий Героям Социалистического  Труда
   и  полным  кавалерам  ордена  Трудовой  Славы",  в  соответствии  с
   пунктом   первым  которого,  -  расходы,  связанные  с  реализацией
   указанных   законов,   финансируются  за  счет   средств   бюджетов
   субъектов    РФ   и   муниципальных   образований   с   последующей
   компенсацией  соответствующих затрат за счет  средств  федерального
   бюджета  в  пределах ассигнований, предусмотренных на  эти  цели  в
   Фонде компенсаций на 2001 г.
       В   материально-правовом  отношении  по   возмещению   расходов
   энергоснабжающей  организации  на  предоставление   льгот   состоят
   финансовые органы субъектов Федерации.
       В   случае   возмещения   расходов  ОАО  "Хабаровскэнерго"   по
   предоставлению   льгот  и  не  выделении  средств   на   реализацию
   законодательства  о  Героях,  финансовые  органы  субъектов  вправе
   требовать последующей компенсации.
       Министерство финансов Хабаровского края в судебном заседании не
   оспаривал  обстоятельства,  что им не  возмещены  истцу  убытки  от
   предоставленной  льготы, поэтому таковые  должны  быть  взысканы  с
   казны  Хабаровского  края,  поскольку  он  не  исполнил  надлежащим
   образом  государственные полномочия, отнесенные законом к  предмету
   совместного  ведения,  при этом, последним не утрачена  возможность
   их возмещения.
       Ко  взысканию  предъявлены  убытки в  сумме  28263,75  руб.,  и
   полностью  подтверждено их наличие реестрами льготников, где  полно
   отражены все необходимые сведения.
       По  ФЗ  "О реабилитированных жертвах политических репрессий"  N
   181-ФЗ от 24.11.1995.
       При  оценке  категорий  льготников и источников  финансирования
   затрат  по  гражданам, пострадавшим от политических репрессий,  суд
   апелляционной   инстанции   исходит  из  положений   вышеназванного
   Федерального   закона,   Постановления   Правительства    РФ    "Об
   утверждении    Положения    о    порядке    предоставления    льгот
   реабилитированным  лицам,  и  лицам,  признанным  пострадавшими  от
   политических  репрессий"  от 03.05.1994  N  419,  установивших  эти
   льготы и порядок и источники их финансирования.
       Названное  выше законодательство называет в качестве  источника
   таких   льгот   -   средства   бюджетов   субъектов   Федерации   и
   муниципальных образований с возмещением им произведенных затрат  из
   федерального   бюджета,  а  также  учитывание  этих  расходов   при
   взаиморасчетах   федерального   бюджета   и   бюджетов    субъектов
   Федерации.
       Следовательно,    в    материально-правовых   обязательственных
   правоотношениях    по    возмещению   истцу   указанных    расходов
   законодатель  прямо  называет  -  субъекты  РФ,  что  соответствует
   статье  72  Конституции  РФ и статье 85  Бюджетного  кодекса  РФ  о
   предмете  совместного  ведения  и,  соответственно,  финансировании
   расходов по обеспечению социальной защиты населения.
       Поэтому   убытки   истца  от  предоставления  льгот   указанной
   категории  граждан должны быть возмещены за счет казны Хабаровского
   края.
       Кроме  того,  в  период спорных отношений (2001  г.)  бюджетным
   регулированием,  законодательно закрепленным в  ФЗ  "О  федеральном
   бюджете  на  2001  год",  предусматривается порядок  финансирования
   субъектов  федерации для выполнения в том числе законодательства  о
   государственной  социальной  помощи  различным  категориям  граждан
   через   трансферты   для   компенсации   дополнительных   расходов,
   возникающих в результате решений, принятых органами власти  другого
   уровня.
       Суммы  трансфертов  рассчитывались в соответствии  с  методикой
   распределения  средств  фонда финансовой  поддержки  субъектов  РФ,
   основанной на Концепции реформирования межбюджетных отношений в  РФ
   в  1999 - 2001 годах, одобренной Постановлением Правительства РФ от
   30.07.1998  N  862, раздел 3.3 которого содержит  назначение  фонда
   финансовой  поддержки субъектов РФ и расчетную методику определения
   доли   того  или  иного  субъекта  в  фонде  на  основании  индекса
   бюджетных расходов субъекта РФ.
       Статьей  37 ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" Хабаровскому
   краю  предусматривалось  2260836000 руб. на выравнивание  бюджетной
   обеспеченности.    По   акту   сверки,   проведенной    Управлением
   Федерального  казначейства  и Министерством  финансов  Хабаровского
   края, установлено, что указанная сумма поступила полностью.
       Истцом   предъявлено  ко  взысканию  414052,03  руб.,  из   них
   реестрами  льготников подтверждено предоставление  льгот  на  сумму
   210000,07 руб., подлежащую взысканию с казны Хабаровского края.
       В  удовлетворении  иска  в  части 204051,96  руб.  должно  быть
   отказано,  в  связи с отсутствием в реестрах льготников необходимых
   сведений  об органе, выдавшем соответствующий документ,  о  периоде
   льготы, о дате выдачи документа подтверждающего право на льготу.
       В  соответствии со ст.ст. 7, 16 ФЗ "О реабилитированных жертвах
   политических  репрессий" N 181-ФЗ от 24.11.1995, льготы  на  оплату
   коммунальных   услуг  предоставляются  на  основании  свидетельства
   единого  образца.  О  других  льготах  справки  могут  быть  выданы
   органами  внутренних  дел, прокуратурой. Свидетельство  может  быть
   выдано на основании решения суда.
       По ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов":
       Льготы  для  лиц  награжденным знаком "Почетный  донор  России"
   установлены  ст.  11  ФЗ "О донорстве крови и  ее  компонентах"  от
   09.06.1993.
       Данным    Законом   не   определены   механизм   и    источники
   финансирования реализации предоставленных льгот.
       Хабаровский  край  своими  законодательными  актами   на   себя
   ответственности  по  финансированию льгот  по  оплате  коммунальных
   услуг  гражданам  награжденными знаком "Почетный донор  России"  не
   принимал.
       В  соответствии  со  ст.  6 ФЗ "Об общих принципах  организации
   местного   самоуправления  в  РФ"  от  28.08.1998,   финансирование
   расходов,  связанных с предоставлением федеральных льгот по  оплате
   коммунальных услуг, не относятся к вопросам местного значения.
       Как  следует из п. 4 ст. 6 вышеуказанного Закона и ст. 4 ФЗ  "О
   финансовых  основах  местного самоуправления в РФ"  от  25.09.1997,
   при    наделении   органов   местного   самоуправления   отдельными
   государственными  полномочиями, материальные и финансовые  ресурсы,
   необходимые  для  осуществления  этих  полномочий,  передаются   им
   одновременно  с принятием данных решений. При этом органы  местного
   самоуправления  несут  ответственность за  осуществление  отдельных
   государственных  полномочий  в той мере,  в  какой  они  обеспечены
   финансовыми средствами.
       Судом  первой  инстанции, с учетом названных положений,  сделан
   правильный   вывод   об   отсутствии   оснований   для   возложения
   ответственности  по  возмещению  убытков  истцу,  за  счет  бюджета
   муниципального  образования и субъекта РФ,  в  виду  невыделения  в
   бюджете   Российской   Федерации  на  2002   г.   средств   бюджету
   Хабаровского края, а затем и бюджету муниципального образования  на
   обеспечение и реализацию федеральных льгот.
       Предоставление   льгот   гражданам  почетным   донорам   должно
   производиться за счет средств Федерального бюджета,  на  что  прямо
   указал своим Определением N 68-О от 09.04.2002 Конституционный  суд
   РФ.
       Поэтому  возложение  судом первой инстанции ответственности  за
   ущерб,  причиненный  истцу  неисполнением органами  государственной
   власти   РФ   обязанности   установления   порядка   и   источников
   финансирования  расходов  на  реализацию  федеральных   льгот,   на
   Российскую Федерацию, в лице ее казны.
       Убытки   от  предоставления  данной  льготы  так  же   подлежат
   возмещению  частично,  -  в  подтвержденной  реестрами   сумме,   -
   277490,87 руб.
       Суду  не  представлены сведения по ПЖРЭТ N 3,  поэтому  убытки,
   заявленные  по  спискам  данного  треста  в  сумме  60504,41  руб.,
   взысканию не подлежат.
       По трестам NN 1, 2, 4 судом не приняты ко взысканию те суммы по
   льготникам,   реестры  которых  не  содержат  сведений   о   выдаче
   удостоверения, дате выдачи, и сведений о льготниках.
       В соответствии с Положением о наградном знаке "Почетный донор",
   утвержденным  Постановлением Правительства РФ N 842 от  26.08.1995,
   лицу,  признанному почетным донором, выдается удостоверение.  Право
   на льготу, таким образом, реализуется по удостоверениям.
       С  учетом  изложенного,  с  казны  Хабаровского  края  подлежат
   взысканию убытки, в сумме 1977121, 33 руб. (855296,88 + 28263,75  +
   210000,07)   с  казны  Российской  Федерации,  -  2911830,37   руб.
   (26343389,56 + 277490,81).
       На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК
   РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции
   
                              постановил:
   
       Решение  Арбитражного суда Хабаровского края от  02.04.2003  по
   делу N А73-8624/2002-4 - изменить.
       Взыскать  с  Казны  Российской Федерации  в  лице  Министерства
   Финансов РФ в пользу ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" 2911830,37 руб.
       Взыскать с Казны Хабаровского края в лице Министерства Финансов
   Хабаровского  края  в  пользу ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго"  1977121,33
   руб.
       В остальной части иска отказать.
       Взыскать   с   ОАО  ЭиЭ  "Хабаровскэнерго"  пошлину   в   доход
   федерального  бюджета  по  иску  и  апелляционной  жалобе  в  сумме
   55050,19 руб.
       Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию  в
   речении  двух  месяцев  со  дня  вынесения  через  Арбитражный  суд
   Хабаровского края.
   
                                                 Председательствующий:
                                                          О.В.Шальнева
   
                                                                Судьи:
                                                           В.Г.Бровкин
                                                            С.Д.Манник
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz