АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 января 2004 г. по делу N А73-12042АП/2003-20
Арбитражный суд в составе:
судьи Кулешова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Атамас М.С.,
рассмотрев в заседании суда дело по жалобе индивидуального
предпринимателя Кравцовой Татьяны Валерьевны к Инспекции
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по
Краснофлотскому району г. Хабаровска о признании незаконным и
отмене постановления от 03.12.2003 N 10-15/77 о назначении
административного наказания по статье 14.5 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в
размере 3000 руб.,
при участии:
от заявителя: Устин М.А.,
от административного органа: Счастливцевой О.Г. - специалист 1-
й категории.
Предмет спора:
Индивидуальный предприниматель Кравцова Татьяна Валерьевна
обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с жалобой и
требованием о признании незаконным постановления Инспекции
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по
Краснофлотскому району г. Хабаровска от 03.12.2003 N 10-15/77 о
назначении административного наказания по статье 14.5 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях в виде
штрафа в размере 3000 руб.
Суд
установил:
Индивидуальный предприниматель Кравцова Т.В. (далее -
предприниматель) осуществляет предпринимательскую деятельность на
основании свидетельства о государственной регистрации N 9293 от
27.07.1998, выданного администрацией Индустриального района г.
Хабаровска.
29.10.2003 в 17 часов 15 минут государственным налоговым
инспектором Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам
и сборам по Краснофлотскому району г. Хабаровска Андреяновой Л.С.
совместно с сотрудником ОБЭП по Краснофлотскому району Ивановым
О.Ю. на основании поручения N 182 от 29.10.2003 проведена проверка
соблюдения индивидуальным предпринимателем Кравцовой Т.В. по месту
осуществления торговой деятельности в торговом киоске "Купава",
расположенном в г. Хабаровске по ул. Серышева, 7, Федерального
закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой
техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или)
расчетов с использованием платежных карт", по результатам которой
составлен акт N 011869-10-15/423дсп.
Согласно акту проверки N 011869-10-15/423дсп от 29.10.2003
установлено, что на момент проверки продавец Лебедева Н.А.
реализовала за наличный расчет 1 пачку лапши по цене 5 руб. 50
коп. без применения контрольно-кассовой машины.
19.11.2003 инспекцией составлен протокол N 15/77 об
административном правонарушении, согласно которому 29.10.2003 в 17
часов 15 минут в торговом киоске "Купава", принадлежащем
предпринимателю и расположенном в г. Хабаровске по ул. Серышева,
7, была реализована одна пачка лапши по цене 5 руб. 50 коп. без
применения контрольно-кассовой техники.
03.12.2003 руководителем инспекции вынесено постановление N 10-
15/77, в соответствии с которым предприниматель признана виновной
в совершении административного правонарушения, ответственность за
которое предусмотрена статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях и ей назначено административное
наказание в виде штрафа в размере 3000 руб.
В судебном заседании представитель предпринимателя уточнил
требования и потребовал признать незаконным и отменить
постановление ИМНС по Краснофлотскому району г. Хабаровска от
03.12.2003 N 10-15/77. При этом сам факт административного
правонарушения он признал, но пояснил, что в неприменении ККМ
виновен лишь продавец, поскольку предпринимателем были приняты все
от него зависящие меры по организации торговой деятельности в
соответствии с требованиями закона.
Представитель инспекции с требованиями предпринимателя не
согласилась и пояснила, что предприниматель обоснованно привлечен
к административной ответственности.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд
считает, что требования предпринимателя подлежат удовлетворению по
следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от
22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при
осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт", контрольно-кассовая техника,
включенная в Государственный реестр, применяется в обязательном
порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями
при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов
с использованием платежных карт в случаях продажи товаров,
выполнения работ или оказания услуг.
Продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг в
организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих
реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а
равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных
предпринимателей, при отсутствии установленной информации об
изготовителе или о продавце либо без применения в установленных
законом случаях контрольно-кассовых машин является в соответствии
со статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях административным правонарушением и влечет
наложение административного штрафа на граждан в размере от
пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда, на
должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров
оплаты труда.
Факт неприменения контрольно-кассовой машины подтверждается
актом проверки N 011869-10-15/423дсп от 29.10.2003, протоколом об
административном правонарушении от 19.11.2003 N 10-15/77, актом
проверочной закупки от 29.10.2003, объяснением продавца, которая
пояснила, что не успела пробить чек.
Сам факт административного правонарушения не оспаривается и
предпринимателем.
Вместе с тем, судом установлено, что на момент проверки в
торговой точке имелась исправная, зарегистрированная в
установленном порядке контрольно-кассовая машина "Меркурий-115Ф",
заводской номер 305458, регистрационная карточка от 28.10.2002 N
8486, год выпуска 2000, пломба ЦТО имеется. Имеется также договор
на техническое обслуживание с ЦТО "Систем Сервис" N 5111, журнал
формы КМ-8, последняя запись от 08.09.2003. Имеются средства
визуального контроля: "Государственный реестр 2002 год" N 3630736
и "Сервисное обслуживание 2003" N 874250. При этом ККМ отчетливо
печатает на чеках все необходимые реквизиты, контрольная лента
имеется в наличии. Журнал кассира-операциониста также имеется в
наличии и оформлен без нарушений.
Данные факты зафиксированы в акте проверки от 29.10.2003 N
011869-10-15/423дсп и нашли подтверждение в ходе судебного
разбирательства.
Кроме того, судом установлено, что предпринимателем с продавцом
Лебедевой Н.А. заключен договор о полной материальной
ответственности от 18.09.2003 Согласно подпункту "ж" пункта 1
договора при осуществлении денежных расчетов с населением продавец
обязана применять контрольно-кассовую машину и за нарушение
порядка применения контрольно-кассовой машины она несет полную
материальную ответственность.
Согласно свидетельству об обучении N 229 от 18.06.2002 Лебедева
Н.А. прошла обучение по курсу подготовки кассира-операциониста и
имеет право эксплуатировать контрольно-кассовые машины типа
"Меркурий 115 Ф".
Из объяснения продавца к акту проверки следует, что чек она не
пробила в связи с тем, что не успела.
Из примечания статьи 2.4 КоАП РФ следует, что лица,
осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, несут административную ответственность как
должностные лица, если иное не установлено законом. В силу данной
нормы, административной ответственности подлежит должностное лицо
в случае совершения им административного правонарушения в связи с
неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных
обязанностей.
Таким образом, при привлечении лица к административной
ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины
подлежит установлению и доказыванию как сам факт административного
правонарушения, так и вина соответствующего лица.
Данная правовая позиция нашла отражение в пункте 3 Определение
Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 244-О.
При таких обстоятельствах, вина предпринимателя в совершении
вмененного ему инспекцией правонарушения отсутствует, поскольку
последний принял все зависящие от него меры по соблюдению
требований предусмотренных Федеральным законом "О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных
расчетов (или) расчетов с использованием платежных карт".
Суд отклоняет, как несостоятельные, доводы инспекции о том, что
предприниматель должен нести административную ответственность
независимо от наличия его вины, а также ссылки на статью 7
Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ и Определение
Конституционного Суда Российской Федерации N 224-О.
С учетом установленных по делу обстоятельств постановление о
наложении административного наказания вынесено инспекцией в
нарушение закона и подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Требования индивидуального предпринимателя Кравцовой Татьяны
Валерьевны удовлетворить.
Постановление Инспекции Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по Краснофлотскому району г. Хабаровска от
03.12.2003 N 10-15/77 о назначении индивидуальному предпринимателю
Кравцовой Татьяне Валерьевне административного наказания по статье
14.5 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях в виде штрафа в размере 3000 руб. признать
незаконным и отменить.
На решение может быть подана в десятидневный срок апелляционная
жалоба в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Хабаровского
края.
Судья
А.В.Кулешов
|