Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Хабаровского края

Архив (обновление)

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ОТ 02.02.2004 N АИ-1/1410 ИСК О ПРИМЕНЕНИИ ПОСЛЕДСТВИЙ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ НИЧТОЖНОЙ СДЕЛКИ ПРИВАТИЗАЦИИ И ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА НЕЖИЛОЕ ЗДАНИЕ

(по состоянию на 21 августа 2006 года)

<<< Назад


                   АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
                      Именем Российской Федерации
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
               арбитражного суда апелляционной инстанции
               от 02 февраля 2004 г. по делу N АИ-1/1410
   
       Арбитражный суд Хабаровского края в составе:
       председательствующего Малышевой Л.Г.,
       судей Кочергина В.В., Шальневой О.В.,
       при  ведении  протокола  судебного заседания  помощником  судьи
   Червенко К.Г.,
       при участии в судебном заседании:
       от истца - Белогубцева М.А.
       от ответчика - Омельченко Т.М., Томина Л.А.;
       от третьего лица - Якушев М.В., Рябков А.В.,
       рассмотрел   в   судебном   заседании   апелляционную    жалобу
   Администрации  города  Хабаровска  на  решение  Арбитражного   суда
   Хабаровского  края от 28 октября 2003 г. по делу  N  А73-4945/2003-
   28,   принятое   судьей  Соколовым  В.Ф.  по  иску   Муниципального
   образования  г.  Хабаровска в лице администрации  г.  Хабаровска  к
   Министерству  имущественных  отношений  Российской  Федерации,  ОАО
   "Авиастрой",  Учреждению  юстиции  по  государственной  регистрации
   прав   на  недвижимое  имущество  и  сделок  с  ним  на  территории
   Хабаровского  края,  о  применении  последствий  недействительности
   ничтожной    сделки    приватизации,   признании   недействительной
   регистрации права собственности на нежилое здание.
       Суд
   
                              установил:
   
       Муниципальное    образование   города   Хабаровска    в    лице
   администрации  города  Хабаровска  обратилось  в  суд  с  иском   к
   Министерству  имущественных  отношений  Российской  Федерации,  ОАО
   "Авиастрой"  о применении последствий недействительности  ничтожной
   сделки  приватизации ОАО "Авиастрой" в части включения  в  уставный
   капитал последнего здания детского сада-яслей, расположенного в  г.
   Хабаровске  по  улице Мирная, 5, а также признании недействительной
   государственной регистрации права собственности на  это  здание  за
   ОАО "Авиастрой".
       Определением    от    01.08.2003    учреждение    юстиции    по
   государственной регистрации прав на недвижимое имущество  и  сделок
   с  ним на территории Хабаровского края (далее - учреждение юстиции)
   было привлечено к участию в деле в качестве ответчика.
       Решением  от  28 октября 2003 года Арбитражный суд Хабаровского
   края в удовлетворении иска отказал.
       Муниципальное    образование   города   Хабаровска    в    лице
   администрации города Хабаровска не согласилось с принятым  решением
   суда и обжаловало его.
       По  его  мнению, суд не учел положений второго абзаца пункта  1
   Указа  Президента  РФ N 8 от 10.01.1993, которым  установлено,  что
   объекты,    не    подлежащие   приватизации   в   соответствии    с
   законодательством  РФ, являются исключением и не  входят  в  состав
   приватизируемого имущества. В спорном здании располагалось  детское
   дошкольное учреждение.
       Указом Президента N 721 от 01.07.1992, в соответствии с которым
   государственное предприятием было преобразовано в ОАО  "Авиастрой",
   установлено,  что  при  приватизации  государственных   предприятий
   путем  их  преобразования  в акционерные общества  открытого  типа,
   стоимость  объектов,  в отношении которых установлен  особый  режим
   приватизации, а именно объектов социально-культурного, коммунально-
   бытового  назначения,  не подлежала включению  в  уставный  капитал
   акционерного общества.
       В   связи   с   чем  просит  решение  суда  отменить,   иск   -
   удовлетворить.
       ОАО "Авиастрой" решение суда считает законным и обоснованным, а
   доводы   апелляционной  жалобы  -  несостоятельными  по   следующим
   основаниям.
       Детский  сад-ясли являлся структурным подразделением СМУ-12  ГА
   "Авиастрой".  Его  имущество  находилось  на  балансе   предприятия
   (юридического   лица).  Поэтому,  по  его  мнению,   на   него   не
   распространялся особый режим приватизации в силу  п.  5  Закона  "О
   приватизации государственных и муниципальных предприятий  в  РСФСР"
   N  1531-1 от 03.07.1991 и п. 10 Постановления ВС РФ от 11.06.1992 N
   2980-1   "О   введении   в   действие   Государственной   программы
   приватизации".
       Общество  считает, что ему не запрещалась приватизация детского
   сада,  так  как садик находился у него на балансе. Ограничения  при
   приватизации   согласно   ст.   3   Закона   РФ   "О   приватизации
   государственных   и   муниципальных  предприятий"   устанавливались
   Государственной программой приватизации.
       В  соответствии с п.п. 2.2.11, 2.4.6 Государственной  программы
   приватизации государственных и муниципальных предприятий  в  РФ  на
   1992      год      предусматривалась     приватизация      объектов
   соцкультназначения,   кроме  находящихся  на  балансе   предприятия
   объектов, приватизация которых осуществлялась в обычном порядке.
       Просит  решение  суда оставить без изменения,  а  апелляционную
   жалобу - без удовлетворения.
       Исследовав  материалы  дела, доводы апелляционной  жалобы,  суд
   апелляционной инстанции находит решение суда подлежащим отмене.
       Суд  первой инстанции не применил закон, подлежащий применению,
   и  неправильно истолковал примененный Указ Президента  РФ  N  8  от
   10.01.1993.
       Суд    первой   инстанции   правильно   установил   фактические
   обстоятельства дела, что спорное здание было построено строительно-
   монтажным  управлением  N  12  гражданской  авиации  (застройщиком)
   (далее - СМУ-12 ГА) в 1987 году и поставлено на свой баланс.
       Распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по
   управлению  государственным  имуществом  от  01.07.1993  N   1133-р
   производственное строительно-монтажное объединение  "Авиастрой",  в
   состав   которого   входило  СМУ-12  ГА,   было   преобразовано   в
   государственное  предприятие  "Авиастрой"  с  передачей  на  баланс
   последнего   имущества  СМУ-12  ГА.  СМУ-12  ГА  вошло   в   состав
   государственного предприятия "Авиастрой".
       Распоряжением  Госкомимущества  РФ  от  17.08.1993   N   1458-р
   государственное    предприятие    "Авиастрой"    преобразовано    в
   акционерное общество открытого типа.
       Согласно плану приватизации в уставный капитал АООТ "Авиастрой"
   было включено спорное здание детского сада-яслей.
       Суд  первой  инстанции  посчитал включение  спорного  здания  в
   уставный   капитал  АООТ,  а  затем  ОАО  "Авиастрой"  правомерным.
   Приватизация объектов социально-культурного назначения,  по  мнению
   суда, разрешена п. 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 N 8.
       Данный  вывод  суда апелляционная инстанция не  может  признать
   правильным.
       Согласно  пункту 5 Закона РФ "О приватизации государственных  и
   муниципальных  предприятий  в Российской  Федерации"  N  1531-1  от
   03.07.1991  приватизация  объектов социально-культурных  учреждений
   регулировалась  особым  режимом приватизации,  установленным  иными
   законодательными актами Российской Федерации и республик в  составе
   Российской Федерации.
       Постановлением  Верховного Совета Российской  Федерации  от  11
   июня  1992  г.  N  2980-1 (пункт 10) установлено, что  приватизация
   образовательных   учреждений   не   допускается   до   установления
   соответствующей процедуры в законодательстве Российской Федерации.
       ОАО  "Авиастрой" утверждает, что это Постановление  применяется
   только   к   образовательным   учреждениям,   обладающим   статусом
   юридического   лица.   Их   детский   садик   являлся   структурным
   подразделением и не имел статуса юридического лица.
       Прямого  указания на то, что образовательное учреждение  должно
   быть юридическим лицом, в Постановлении ВС РФ от 11.06.1992 N 2980-
   1 нет.
       Назвать  детский  садик  чем-то другим,  а  не  образовательным
   дошкольным   детским  учреждением,  нельзя.  Здание   действительно
   находилось  на балансе ОАО "Авиастрой", но деятельность  садика  не
   могла  осуществляться в разрез программе образовательных учреждений
   и  работа коллектива садика была направлена на воспитание  детей  в
   соответствии  с  требованиями  к  дошкольным  учреждениям.   Другой
   деятельностью коллектив садика не занимался.
       В  соответствии с Указом Президента РФ от 10.01.1993  N  8  "Об
   использовании   объектов   социально-культурного   и   коммунально-
   бытового  назначения приватизируемых предприятий" при  приватизации
   предприятий,    находящихся    в   федеральной    (государственной)
   собственности,  по  решению  их  трудовых  коллективов   в   состав
   приватизируемого  имущества  могут  быть  включены  находящиеся  на
   балансе  приватизируемого предприятия объекты социально-культурного
   назначения   и   коммунально-бытового  назначения  с   обязательным
   сохранением  их профиля, за исключением, в том числе, объектов,  не
   подлежащих  приватизации в соответствии с  законодательством  РФ  о
   приватизации.
       Апелляционная инстанция считает, что спорный объект не подлежал
   приватизации  в  соответствии с законодательством  о  приватизации,
   так  как приватизация образовательных учреждений была запрещена  п.
   10  Постановления Верховного Совета РФ от 11.06.1992 N  2980-1,  а,
   следовательно,  садик не мог быть включен в состав приватизируемого
   имущества по Указу Президента РФ N 8 от 10.01.1993.
       Что  подтверждает и Указ Президента РФ N 721 от 01.07.1992  "Об
   организационных    мерах    по    преобразованию    государственных
   предприятий,  добровольных объединений государственных  предприятий
   в   акционерные  общества",  который  установил  в  пункте  5,  что
   акционерному  обществу  передаются  объекты  социально-культурного,
   коммунально-бытового  назначения  и  иные  объекты,   для   которых
   действующим  законодательством Российской  Федерации  предусмотрено
   ограничение  или  установлен  особый  режим  приватизации,  порядок
   дальнейшего     использования    которых    определяется     планом
   приватизации.    Пообъектный   состав   имущества,    передаваемого
   акционерному обществу, утверждается комитетом. Стоимость  указанных
   объектов не включается в уставный капитал акционерного общества.
       Распоряжением Госкомимущества РФ от 27 января 1993 г.  N  135-р
   "Об  упорядочении  процесса  разграничения  прав  собственности  на
   объекты  социально-культурного  и  коммунально-бытового  назначения
   приватизируемых    предприятий"   во    исполнение    Постановления
   Верховного  Совета  РФ  от  27.12.1991 N  3020-1  "О  разграничении
   государственной   собственности   в   Российской    Федерации    на
   федеральную собственность, государственную собственность  Республик
   в   составе   Российской  Федерации,  краев,  областей,  автономной
   области,  автономных округов, городов Москвы и  Санкт-Петербурга  и
   муниципальную   собственность"  и   Указа   Президента   Российской
   Федерации  от  10  января 1993 года N 8 "Об использовании  объектов
   социально-культурного     и     коммунально-бытового     назначения
   приватизируемых  предприятий": предложено Комитетам  по  управлению
   муниципальным    имуществом    составить    перечни    предприятий,
   организаций,  учреждений для организации процедуры  передачи  их  в
   муниципальную  собственность,  включив  в  них  следующие  объекты,
   находящиеся  на  балансе  приватизируемых  предприятий  федеральной
   собственности, это: оздоровительные детские сады и лагеря.
       На  момент  издания данного Распоряжения спорный детский  садик
   еще не был приватизирован.
       На  основании изложенного следует сказать, что ОАО  "Авиастрой"
   не имел право включать детский сад-ясли в свой уставный капитал.
       Суд  апелляционной инстанции признает включение детского  сада-
   яслей  в уставный капитал ОАО "Авиастрой" незаконным, а эту  сделку
   - ничтожной в силу ст. 168 ГК РФ.
       Истец  в  порядке  ст.  167  ГК РФ  вправе  требовать  передачи
   приватизированного  сада-яслей  Муниципальному  образованию  города
   Хабаровска  в  лице  администрации города Хабаровска.  В  настоящее
   время  в спорном здании располагается школа-интернат N 3 для детей-
   сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонением  в
   развитии.  То есть здание используется по назначению, с сохранением
   профиля, как требует Указ Президента РФ N 8 от 10.01.1993.
       Поскольку   приватизация  детского  сада-яслей  произведена   в
   нарушение   действующего  законодательства  и  незаконно  стоимость
   этого  объекта включена в уставный капитал ОАО "Авиастрой", следует
   признать   недействительной   государственную   регистрацию   права
   собственности  на  нежилое  здание  детского  сада-яслей   площадью
   2131,70 кв. м, расположенное в городе Хабаровске, улица Мирная,  5,
   за ОАО "Авиастрой".
       Поэтому   доводы   жалобы   следует   признать   обоснованными,
   подлежащими удовлетворению.
       Расходы  по  государственной пошлине в порядке ст. 110  АПК  РФ
   отнести на ответчика.
       Руководствуясь ст.ст. 258, 268 - 271 АПК РФ, суд  апелляционной
   инстанции
   
                              постановил:
   
       Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28 октября  2003
   года по делу N А73-4945/2003-28 отменить.
       Обязать  ОАО  "Авиастрой"  передать муниципальному  образованию
   города  Хабаровска  в лице администрации города Хабаровска  нежилое
   здание детского сада-яслей площадью 2131,70 кв. м, расположенное  в
   городе Хабаровске по улице Мирная, 5.
       Признать  недействительной  государственную  регистрацию  права
   собственности  на  нежилое  здание  детского  сада-яслей   площадью
   2131,70  кв. м, расположенное в городе Хабаровске по улице  Мирная,
   5, за ОАО "Авиастрой".
       Взыскать  с  ОАО  "Авиастрой"  в  доход  федерального   бюджета
   государственную  пошлину  по  иску 2000  рублей,  по  апелляционной
   жалобе - 1000 рублей.
       Постановление  может  быть обжаловано в кассационную  инстанцию
   Федерального   Арбитражного   суда   Дальневосточного   округа    в
   двухмесячный срок в установленном законом порядке.
   
                                                 Председательствующий:
                                                          Л.Г.Малышева
                                                                      
                                                                Судьи:
                                                          В.В.Кочергин
                                                          О.В.Шальнева
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz