АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
от 17 марта 2004 г. по делу N АИ-1/183
Арбитражный суд в составе:
председательствующего Г.З.Брусиловского,
судей В.С.Савочкиной, В.Г.Бровкина,
при ведении протокола секретарем судебного заседания
Э.А.Беловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Амурской
таможни на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26
января 2004 г., принятое судьей Д.В.Бруевым, по делу N А73-
12698/2003-11АП по заявлению ОАО "Комсомольское-на-Амуре
авиационное производственное объединение им. Ю.А.Гагарина" об
оспаривании постановлений Амурской таможни N 10713000-64/2003 и N
10713000-79/2003 от 30.10.2003,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - юрисконсульт Головань В.В.,
от административного органа - начальник отделения тарифного и
нетарифного рисования Хуртин В.А., главный государственный
таможенный инспектор правового отделения Юманов Д.К.,
установил:
Открытое акционерное общество "Комсомольское-на-Амуре
авиационное производственное объединение им. Ю.А.Гагарина" (далее
- ОАО "КнААПО", Общество) обратилось в арбитражный суд с
заявлением о признании незаконным и отмене постановлений Амурской
таможни N 10713000-64/2003 и N 10713000-79/2003 от 30.10.2003 по
делам об административном правонарушении, которыми Общество
привлечено к административной ответственности по статье 16.3
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(далее - КоАП РФ).
Определением арбитражного суда от 19.01.2004 требования
Общества об оспаривании постановления Амурской таможни от
30.10.2003 N 10713000-79/2003 выделены в отдельное производство.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 26.01.2004 по
делу N А73-12698/2003-11АП требования заявителя удовлетворены в
полном объеме.
Правильность решения проверяется в порядке статьи 266
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -
АПК РФ) по заявлению таможенного органа, считающего решение
подлежащим отмене по причине неправильного применения судом норм
материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 176 АПК РФ изготовление постановления
в полном объеме откладывалось сроком на пять дней.
В заседании суда апелляционной инстанции представители
таможенного органа доводы, изложенные в жалобе, поддержали в
полном объеме.
Представитель Общества считает решение суда законным,
обоснованным, в силу чего не подлежащим отмене.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав
имеющиеся в материалах дела документы, суд апелляционной инстанции
оснований к отмене решения суда первой инстанции не находит.
Как видно из материалов дела, между ФГУП "Государственная
компания "Росвооружение" и Бюро закупок Главного управления
международного сотрудничества Главного управления вооружений и
военной техники Народно-освободительной армии Китая заключен
контракт от 02.08.1999 N РВ/815611141009 на поставку в 2000 - 2001
годах самолетов СУ-30 МКК.
На основании договора комиссии от 20.10.1999 N РВ/915611141009-
912610 исполнение указанного контракта возложено на ФГУП
"Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение
им Ю.А.Гагарина (далее - ФГУП "КнААПО"), преобразованное
распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от
10.11.2002 N 3760-р в открытое акционерное общество "Комсомольское-
на-Амуре авиационное производственное объединение им.
Ю.А.Гагарина".
В целях выполнения гарантийных обязательств Комитетом РФ по
военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами
(далее - Комитет) 12.09.2001 выдана лицензия N 13512020871 (л.д.
72) для таможенного оформления в таможенном режиме "экспорт"
изделий, указанных в Перечне 36911034-15 МКК технического
имущества.
В счет исполнения указанного контракта ФГУП "КнААПО"
осуществлена поставка в Китай технического имущества согласно
названному Перечню, оформленного в таможенном режиме "экспорт", в
состав которого входил кабель ЭР6.754.152-26 в количестве 1 шт. по
ГТД N 10713000/290702/0002779 (л.д. 76).
После завершения гарантийного обслуживания указанное изделие
как невостребованное возвращено ОАО "КнААПО" на таможенную
территорию Российской Федерации и 07.07.2003 Обществом в Амурскую
таможню была подана ГТД N 10713000/070703/0002649 на
декларирование ввезенного из Китая изделия - кабеля ЭР6.754.152-26
в режиме "реимпорт".
При осуществлении документального контроля было установлено,
что кабель в Китай по ГТД N 10713000/290702/0002779 был вывезен в
соответствии с таможенным режимом "экспорта", лицензия N
13512020871.
Признав, что Обществом в ГТД N 10713000/070703/0002649 заявлены
недостоверные сведения о таможенном режиме декларируемых товаров,
Амурской таможней 19.08.2003 определением N 10713000-64/2003
возбуждено дело об административном правонарушении по части 2
статьи 16.2 КоАП РФ и проведено административное расследование, по
результатам которого составлен протокол N 10713000-64/2003 от
17.10.2003.
На основании собранных материалов 30.10.2003 вынесено
постановление N 10713000-64/2003 о привлечении Общества к
административной ответственности по статье 16.3 КоАП РФ в виде
штрафа в размере трехсот минимальных размеров оплаты труда на
сумму 30000 рублей.
Согласно статье 16.3 КоАП РФ ввоз в Российскую Федерацию
товаров с несоблюдением мер по защите экономических интересов
Российской грации при осуществлении внешней торговли товарами, а
также других запретов и ограничений, установленных в соответствии
с федеральными законами и международными договорами Российской
Федерации, влечет наложение административного штрафа на
юридических лиц от трехсот до четырехсот минимальных размеров
оплаты труда с конфискацией предметов административного
правонарушения или без таковой.
Статья 22 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК
РФ) закрепляет порядок перемещения товаров и транспортных средств
через таможенную границу Российской Федерации, согласно которому
товары и транспортные средства перемещаются через таможенную
границу Российской Федерации в соответствии с их таможенными
режимами в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом.
В соответствии со статьей 32 ТК РФ при таможенном режиме
реимпорта российские товары, вывезенные с таможенной территории
Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта,
ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных
пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер
экономической политики.
Для помещения товаров под таможенный режим реимпорта необходимо
соблюдение следующих условий: товары должны быть ввезены на
таможенную территорию Российской Федерации в течение десяти лет с
момента вывоза и находиться в том же состоянии, в котором они были
в момент вывоза, кроме изменений вследствие естественного износа
либо убыли, при нормальных условиях транспортировки и хранения и
других случаев, определяемых Государственным таможенным комитетом
Российской Федерации (статья 33 ТК РФ).
Пунктом 2.2 Положения о таможенном режиме реимпорта товаров,
утвержденного Приказом Государственного таможенного комитета
России от 09.12.1993 N 525 (в редакции от 01.06.1999 N 330)
установлено, что идентичность товаров, помещаемых под таможенный
режим реимпорта, товарам, вторые были вывезены в соответствии с
таможенным режимом экспорта, факт их вывоза, момент вывоза, а
также то, что товары являются российскими, должны быть установлены
(подтверждены) способом, не вызывающим сомнений у должностных лиц
таможенного органа в подлинности и достоверности. Обязанность
доказывания указанных обстоятельств возлагается на
заинтересованное лицо.
Проверяя правомерность применения таможенным органом
административного наказания, судом первой инстанции правильно
установлены обстоятельства дела, а выводы суда основаны на нормах
материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Так, из ГТД N 10713000/290702/00027 усматривается, что товар -
кабель ЭР6.754.152-26 в количестве 1 шт. был вывезен с таможенной
территории Российской Федерации на основании лицензии Комитета от
12.09.2001 N 13512020871 в режиме "экспорта" согласно Перечню N
36911034-15МКК (позиция 12) и спецификации N 27-15. Ввезен
указанный товар на таможенную территорию Российской Федерации в
режиме "реимпорта" по ГТД N 10713000/070703/0002649, согласно
Перечню N 36911034-14 МКК (позиция 864) и спецификации N 41 (Л-
203) на основании лицензии Комитета N 13512020932 от 26.09.2001.
В соответствии с пунктом 17 статьи 18 ТК РФ под понятием меры
экономической политики понимаются ограничения на ввоз в Российскую
Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных
средств, установленные исходя из соображений экономической
политики Российской Федерации и могущие включать в себя
квотирование, лицензирование, установление минимальных и
максимальных цен, а также другие меры регулирования взаимодействия
российской экономики с мировым хозяйством.
Согласно статье 13 Федерального закона от 13.10.1995 N 157-ФЗ
"О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (с
изменениями и дополнениями) к методам государственного
регулирования внешнеторговой деятельности отнесено нетарифное
регулирование (в частности, посредством квотирования и
лицензирования) внешнеторговой деятельности в соответствии с
настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и
иными правовыми актами Российской Федерации.
Лицензирование ввоза и вывоза продукции военного назначения как
метод осуществления государственного регулирования и реализации
государственной монополии в области военно-технического
сотрудничества, определен и статьей 5 Федерального закона от
19.07.1998 N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве
Российской Федерации с иностранными государствами".
Согласно пункту 6 Указа Президента Российской Федерации от
01.12.2000 N 1953 "Вопросы военно-технического сотрудничества
Российской Федерации с иностранными государствами", пункту 2
Положения о порядке осуществления военно-технического
сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами,
утвержденного этим же Указом Президента РФ, ввоз и ввоз продукции
военного назначения осуществляется на основании лицензий Комитета.
Изложенное позволяет сделать вывод о необоснованности довода
Амурской таможни в той части, что лицензирование ввоза и (или)
вывоза продукции военного назначения не является мерой
экономической политики.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 Положения о порядке
осуществления военно-технического сотрудничества Российской
Федерации с иностранными государствами продукция военного
назначения при ее перемещении через таможенную границу Российской
Федерации подлежит таможенному оформлению и таможенному контролю в
соответствии с порядком, установленным таможенным
законодательством Российской Федерации. При этом, необходимым
условием для осуществления таможенного оформления продукции
военного назначения и проведения таможенного контроля в отношении
этой продукции является наличие соответствующей лицензии Комитета
Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с
иностранными государствами на ввоз (вывоз) указанной продукции.
Согласно пункту 14 Порядка лицензирования в Российской
Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения, импорт и
экспорт которой подлежат контролю и осуществляются по лицензиям
(далее - Порядок лицензирования), утвержденного Указом Президента
РФ от 01.12.2000 N 1953, Разделу 1 Порядка представления
документов для получения лицензий на ввоз (вывоз) продукции
военного назначения, утвержденного Приказом Комитета РФ по военно-
техническому сотрудничеству с иностранными государствами от
19.01.2001 N 3 лицензия является официальным документом, которым
разрешается в течение указанного в нем срока ввоз и (или) вывоз
продукции военного назначения. Лицензия оформляется во всех
случаях ввоза и вывоза продукции военного назначения при
осуществлении военно-технического сотрудничества.
Таможенный орган ссылается на нарушение Обществом Порядка
лицензирования, пунктом 1 которого установлено, что ввоз и вывоз
продукции военного назначения осуществляется по лицензиям,
выдаваемым Комитетом, в том числе конкретизировано, что реимпорт
продукции военного назначения изводится по лицензиям, выдаваемым
Комитетом.
Доводы таможенного органа в этой части не принимаются во
внимание, поскольку выдача лицензий на реимпорт продукции военного
назначения из смысла, придаваемого ему редакцией пункта 1 Порядка
лицензирования, предполагает выдачу лицензии на реимпорт,
ввезенной на переработку продукции военного назначения
иностранного производства, что усматривается из пункта 1 Положения
о лицензировании в редакции Указа Президента РФ от 03.03.2001.
С учетом изложенного и положений статьи 32 ТК РФ следует
признать обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии у
Общества необходимости получения лицензии при возврате ранее
вывезенной в режиме "экспорт" продукции военного назначения.
Следовательно, Общество на законных основаниях осуществило ввоз на
таможенную территорию Российской Федерации и декларирование кабеля
ЭР6.754.152-26 без оформления лицензии на "реимпорт", в связи с
чем суд правомерно признал, что в действиях ОАО "КнААПО"
отсутствует событие правонарушения, предусмотренное статьей 16.3
КоАП РФ.
Согласно пункту 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события
правонарушения является обстоятельством, исключающим производство
по делу об административном правонарушении.
Неправильное заполнение Обществом ГТД N 10713000/070703/0002649
- внесение в декларацию недостоверных сведений о таможенном
режиме, образует состав правонарушения, предусмотренного частью 2
статьи 16.2 КоАП РФ, по которому Общество к ответственности не
привлечено.
Не может быть принят во внимание довод Амурской таможни о
нарушении судом норм процессуального права.
Согласно части 2 статьи 117 АПК РФ ходатайство о восстановлении
пропущенного срока рассматривается в пятидневный срок со дня его
поступления в арбитражный суд в судебном заседании без извещения
лиц, участвующих в деле.
Восстановление пропущенного процессуального срока арбитражным
судом указывается в соответствующем судебном акте.
Определением суда первой инстанции от 05.01.2004 по делу N А73-
12698/2003-11АП ходатайство ОАО "КнААПО" о восстановлении
пропущенного срока для подачи заявления об оспаривании
постановления Амурской таможни о привлечении Общества к
административной ответственности было удовлетворено, срок подачи
данного заявления восстановлен, т.е. нарушений норм
процессуального законодательства судом допущено не было.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 268, 269, 271
АПК РФ,
постановил:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.01.2004 по
делу N А73-12698/2003-11АП оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия, но
может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационную инстанцию
окружного суда.
Председательствующий:
Г.З.Брусиловский
Судьи:
В.С.Савочкина
В.Г.Бровкин
|