Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Хабаровского края

Архив (обновление)

 

РЕШЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОННОГО СУДА Г. ХАБАРОВСКА ОТ 22.03.2004 ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ ПРОКУРОРА О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ П. 1.2 И П. 1.5 РЕШЕНИЯ ХАБАРОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ ОТ 21.01.2003 N 305

(по состоянию на 21 августа 2006 года)

<<< Назад


                ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. ХАБАРОВСКА
                      Именем Российской Федерации
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                         от 22 марта 2004 года
   
       Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
       председательствующего судьи Русановой Н.Г.,
       при секретаре Магеррамовой Ю.Е.,
       рассмотрев  в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   заявлению  прокурора Центрального района г. Хабаровска о  признании
   противоречащим закону и не действующими с момента издания п. 1.2  и
   п.  1.3  решения Хабаровской городской Думы N 305 от 21.01.2003  "О
   внесении  изменений  и  дополнений в решение Хабаровской  городской
   Думы  от  28.03.2000  N  415 "Об утверждении  Положения  о  порядке
   регулирования   арендных  отношений,  предметом  которых   являются
   муниципальные  земельные участки, расположенные  на  территории  г.
   Хабаровска",
   
                              установил:
   
       Прокурор Центрального района г. Хабаровска обратился  в  суд  с
   заявлением  о признании противоречащими закону и не действующими  с
   момента издания п. 1.2 и п. 1.3 решения Хабаровской городской  Думы
   N  305  от 21.01.2003 "О внесении изменений и дополнений в  решение
   Хабаровской  городской  Думы от 28.03.2000 N  415  "Об  утверждении
   Положения  о  порядке  регулирования арендных отношений,  предметом
   которых являются муниципальные земельные участки, расположенные  на
   территории  г.  Хабаровска", опубликованного  07.02.2003  в  газете
   "Хабаровские   вести"  N  20.  Обоснованием  требований   прокурора
   послужило  то,  что  согласно п. 1.2 внесены изменения  в  пункт  2
   раздела   2  решения  Думы  N  415,  согласно  которым  департамент
   архитектуры,  строительства  и  землепользования  наделен   правами
   подготовки  проектов распорядительных актов мэра  о  предоставлении
   земельных  участков в аренду на период проектирования  и  продления
   договора   аренды  земельного  участка.  Пункт  1.5   оспариваемого
   решения  Думы  дополнил п. 1.1 Приложения  к  решению  Думы  N  415
   введением  базового коэффициента К при начислении  арендной  платы,
   размер   которого   зависит  от  срока  договора   аренды.   Данные
   изменения,   по   мнению   прокурора,   противоречат   действующему
   законодательству, и подлежат отмене. В соответствии со ст.  606  ГК
   РФ   по   договору   аренды  арендодатель  обязуется   предоставить
   арендатору  имущество за плату во временное владение и  пользование
   или  во  временное владение. Согласно ст. 28 Земельного кодекса  РФ
   орган   местного  самоуправления  вправе  предоставлять   земельные
   участки  гражданам и юридическим лицам в аренду, т.е. во  временное
   пользование.  В соответствии со ст. 30 и ст. 34 Земельного  кодекса
   РФ  в  аренду  земельные участки предоставляются для  строительства
   объекта недвижимости и для целей, не связанных со строительством.
       Как  следует  из  ст.  30  и  ст.  32  Земельного  кодекса   РФ
   проектирование  объекта недвижимости - это стадия проведения  работ
   заказчиком,  после  которого  органы  местного  самоуправления,  на
   основании  согласованного  и утвержденного  проекта,  предоставляют
   земельный  участок  в  аренду  для  проведения  на  этом  земельном
   участке  строительных работ. Земельным кодексом РФ не предусмотрена
   передача  земли  в  аренду, т.к. земля в этот период  гражданами  и
   юридическими лицами не используется.
       Введение базового коэффициента К противоречит ст. 21 Закона  РФ
   от  11.10.1991  N  1738-1  "О  плате  за  землю"  по  состоянию  на
   30.12.2001,  которая предоставляет органам местного  самоуправления
   право  устанавливать базовые размеры только по видам  использования
   земель   и   категориям  арендаторов.  Введением   коэффициента   К
   устанавливаются  базовые  размеры  по  срокам  аренды,  действующим
   законодательством не предусмотрено.
       На  решение  Думы прокуратурой принесен протест, который  Думой
   отклонен.
       Прокурор  обращается в суд с заявлением, в  связи  с  тем,  что
   данным  решением  (обжалуемыми  пунктами)  нарушаются  общественные
   интересы,  в частности, нарушается порядок сдачи земли в  аренду  и
   незаконно взимается плата за землю.
       В   судебном  заседании  требования,  изложенные  в  заявлении,
   прокурор поддержал, подтвердив обстоятельства, изложенные выше.
       Представитель   Хабаровской  городской  Думы   с   требованиями
   прокурора  не  согласилась, пояснив суду, что Земельный  кодекс  РФ
   предоставляет    собственнику    земельного    участка     свободно
   предоставлять  их в аренду в соответствии с нормами гражданского  и
   земельного  законодательства. В то  же  время  законом  могут  быть
   установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и  других
   обособленных    природных   объектов.   При   этом    запрета    на
   предоставление  земельного  участка в аренду  в  период  проведения
   проектных  работ законодательством не установлено. Согласно  ст.  1
   Градостроительного   кодекса   РФ   проектирование   относится    к
   градостроительной      деятельности.     Обязательным      условием
   осуществления      градостроительной     деятельности      является
   использование земельных участков гражданами и юридическими  лицами,
   являющимися     соответственно     собственниками,     владельцами,
   пользователями  и  арендаторами земельных  участков  с  соблюдением
   ряда  требований (ст. 16 Градостроительного кодекса  РФ).  Согласно
   ст.  13,  30,  31,  42  Земельного кодекса РФ, постановлению  главы
   администрации  Хабаровского края от 15.06.2000 N 221 "О  содержании
   и   охране   зеленых  насаждений  в  Хабаровском  крае"  в   период
   проектирования  земельный участок непосредственно используется  для
   целого  комплекса  работ в том числе: для оценки состояния  земель,
   проведения  проверки  соответствия почвы экологическим  нормативам;
   почвенные,  геоботанические, агрохимические  и  иные  обследования.
   (На   основании   результатов  обследований   в   составе   проекта
   разрабатываются  мероприятия  по охране  окружающей  среды.  Проект
   подлежит   обязательной  экологической  экспертизе);   для   оценки
   состояния  существующих зеленых насаждений для учета при разработке
   проектной   документации;  для  производства  обмеров,  составления
   кроков,  визуального  и  фотообследования  существующих  зданий   и
   сооружений,  внешний  вид  которых  влияет  на  принятие  проектных
   решений; для установления на местности границ земельного участка  в
   составе  работ по формированию земельного участка. В случаях,  если
   формированию земельного участка препятствуют некапитальные  объекты
   -   для  выноса  некапитальных  объектов  с  земельного  участка  в
   установленном законодательством порядке. Кроме того,  согласно  ст.
   31  п.  1  Земельного  кодекса РФ в заявлении о  выборе  земельного
   участка  и  предварительном согласовании места  размещения  объекта
   должно  быть  указано  испрашиваемое право  на  земельный  участок.
   Земельный  кодекс,  вслед  за Гражданским  кодексом  РФ  (ст.  614)
   подчеркивает,  что  размер  арендной платы  определяется  договором
   аренды  и является существенным условием договора аренды земельного
   участка. Статьей 65 Земельного кодекса РФ установлено, что  порядок
   определения   размера  арендной  платы  за  земли,  находящиеся   в
   муниципальной  собственности,  устанавливаются  органами   местного
   самоуправления.
       Выслушав    заключение   прокурора,   пояснения   представителя
   Хабаровской  городской  Думы, получив  консультацию  специалиста  и
   изучив  материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения
   заявления прокурора.
       21.01.2003 Хабаровской городской Думой принято решение N 305 "О
   внесении  изменений  и  дополнений в решение Хабаровской  городской
   Думы  от  28.03.2000  N  415 "Об утверждении  Положения  о  порядке
   регулирования   арендных  отношений,  предметом  которых   являются
   муниципальные  земельные участки, расположенные  на  территории  г.
   Хабаровска".  Данное  решение  опубликовано  07.02.2003  в   газете
   "Хабаровские вести" N 20.
       Пунктом   1.2  названного  решения  п.  2  раздела  2   решения
   Хабаровской  городской  Думы  N  415  изложен  в  другой  редакции,
   согласно  которой подготовка проектов распорядительных  актов  мэра
   города,  о предварительном согласовании мест размещения объектов  и
   предоставлении    земельных   участков   в   аренду    на    период
   проектирования, о предоставлении земельных участков  в  аренду  для
   проведения   изыскательских  работ,  о   предоставлении   земельных
   участков  для  нового  строительства,  о  предоставлении  земельных
   участков   в   аренду   для   установки  (устройств,   организации)
   некапитальных   объектов  возложена  на  департамент   архитектуры,
   строительства и землепользования.
       Согласно  п.  1.5 решения N 305 в таблицу коэффициентов  пункта
   1.1   Приложения   1  введены  новые  параметры   коэффициента   К,
   зависящего   от   сроков   проведения  изыскательских,   проектных,
   строительных  работ. При этом за единицу принят  коэффициент  К,  в
   случае  если  указанные виды работ проводятся в нормативные  сроки,
   коэффициент  К,  равный 1,5, устанавливается  в  случае  проведения
   данных  работ  в  сверх нормативные сроки, если  нормативные  сроки
   превышены  на  период свыше 6 месяцев, коэффициент К  увеличивается
   до  2,  при  превышении нормативных сроков работ на  период  до  12
   месяцев, коэффициент К равен 3.
       В  соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ, ст. 42  ФЗ  "О
   санитарно-эпидемиологическом   благополучии   населения",   ФЗ   "О
   землеустройстве",  постановлением главы администрации  Хабаровского
   края  от 15.06.2000 N 221 "О содержании и охране зеленых насаждений
   в   Хабаровском   крае",  СНиП  11-01-95  "Инструкция   о   порядке
   разработки,   согласования,   утверждения   и   составе   проектной
   документации  на строительство предприятий, зданий и сооружений"  и
   ряда   иных   законодательных   и  нормативных   актов   в   период
   проектирования  земельный участок непосредственно используется  для
   следующих работ:
       - для оценки состояния земель, проведения проверки соответствия
   почвы   экологическим   нормативам;   почвенные,   геоботанические,
   агрохимические  и  иные  обследования.  (На  основании  результатов
   обследований  в  составе  проекта  разрабатываются  мероприятия  по
   охране    окружающей    среды.   Проект    подлежит    обязательной
   экологической экспертизе);
       -  для выявления нарушенных земель, подверженных эрозии, селям,
   подтоплению,  загрязнению радиоактивными и химическими  веществами,
   заражению;   для   замеров  вредных  воздействий,   для   выявления
   источников      загрязнения;      для      инженерно-геологических,
   гидрологических исследований;
       -  для санитарно-эпидемиологических обследований, исследований,
   испытаний,  токсикологических, гигиенических и иных  видов  оценок;
   для оценки состояния грунтов;
       -  для  оценки  состояния существующих зеленых  насаждений  для
   учета при разработке проектной документации;
       -  для производства обмеров, составления кроков, визуального  и
   фотообследования  существующих зданий  и  сооружений,  внешний  вид
   которых  влияет на принятие проектных решений; для установления  на
   местности   границ   земельного  участка   в   составе   работ   по
   формированию земельного участка и т.д.
       Очевидно,   что   проведение  указанных  видов  работ   связано
   непосредственно   с   использованием  самого  земельного   участка.
   Следовательно,  на  указанной  стадии  осуществляется   фактическое
   землепользование.
       Согласно п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ в заявлении о выборе
   земельного  участка и предварительном согласовании места размещения
   объекта  должно  быть  указано  испрашиваемое  право  на  земельный
   участок.
       Из  вышеизложенного следует, что органы местного самоуправления
   вправе   предоставлять  в  аренду  земельный  участок   на   стадии
   проектных  и  изыскательских  работ, поскольку  землепользование  в
   любом  виде  предполагается возмездным, за  некоторым  исключением.
   Закрепление   земельного  участка  за  физическими  и  юридическими
   лицами  на  период  проектных и изыскательских  работ  препятствует
   собственнику  земельного  участка,  в  частности  органу   местного
   самоуправления,   использовать  на  возмездной   основе   земельный
   участок для других целей по своему усмотрению.
       Статьей  65  Земельного  кодекса РФ  установлено,  что  порядок
   определения  размера  арендной  платы,  порядок,  условия  и  сроки
   внесения  арендной  платы  за  земли, находящиеся  в  муниципальной
   собственности, устанавливаются органами местного самоуправления.
       В соответствии со ст. 21 Федерального закона "О плате за землю"
   при  аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной
   собственности,   соответствующим  органом   исполнительной   власти
   устанавливается   базовый   размер   арендной   платы   по    видам
   использования земель и категориям арендаторов.
       Как  следует из п. 1.1 решения Хабаровской городской Думы N 415
   от   28.03.2000  в  редакции  21.01.2003,  который  прокурором   не
   оспаривается,  размер годовой арендной платы  (А)  определяется  по
   формуле:  А  =  Б  x К x S, где Б - базовый размер  для  исчисления
   годовой  арендной  платы за единицу арендуемой  площади  земельного
   участка  (1  квадратный  метр),  К - коэффициент,  учитывающий  вид
   использования  земельного участка, S - площадь земельного  участка,
   сдаваемого  в  аренду.  Из  вышеизложенного  следует,  что  базовый
   размер  арендной  платы, о котором идет речь в ст. 21  Федерального
   закона  "О  плате  за  землю" - это величина  Б  в  названной  выше
   формуле,  коэффициент  К  никакого  отношения  к  базовому  размеру
   арендной  платы  не  имеет. Поэтому ссылки  прокурора  о  том,  что
   оспариваемый  п.  1.5  решения Хабаровской  городской  Думы  N  305
   противоречит  ст.  21  Федерального  закона  "О  плате  за   землю"
   являются  несостоятельными.  Введение  коэффициента  К,  по  мнению
   суда,  не  противоречит ст. 65 Земельного кодекса РФ.  Кроме  того,
   увеличение  коэффициента  К и соответственно  арендной  платы,  при
   нарушении    арендатором    нормативных   сроков    изыскательских,
   проектных,  строительных работ обусловлено тем, что  при  нарушении
   нормативных  сроков при выполнении указанных выше работ  возрастает
   вредное  воздействие  на окружающую среду  и  здоровье  людей,  что
   требует   дополнительных   затрат  при  производстве   строительно-
   монтажных и других работ. Таким образом, увеличение коэффициента  К
   при  нарушении нормативных сроков призвано стимулировать арендатора
   к  окончанию  проведения соответствующих видов работ в  нормативные
   сроки,   одновременно,   за   счет   увеличения   коэффициента    К
   компенсируются  расходы  на устранение негативного  воздействия  на
   окружающую среду и на здоровье человека.
       Согласно ст. 255 ГПК РФ в порядке гражданского судопроизводства
   могут   быть   оспорены  не  любые  решения  и   действия   органов
   государственной власти, органов местного самоуправления,  а  только
   те,  в  результате  которых нарушены права  и  свободы  гражданина;
   созданы  препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод,
   на  гражданина  незаконно возложена какая-либо обязанность  или  он
   незаконно  привлечен  к  ответственности.  Из  заявления  прокурора
   следует,  что  оно подано в защиту общественных интересов,  которые
   непосредственно  затрагиваются  оспариваемыми  пунктами  1.2,   1.5
   решения  Хабаровской городской Думы N 305 от 21.01.2003,  поскольку
   нарушают  порядок сдачи земли в аренду и предусматривают незаконное
   взимание арендной платы.
       Как  установлено в судебном заседании, оспариваемый  пункт  1.2
   решения   Хабаровской  городской  Думы  N  305  в  результате   его
   применения непосредственно не затрагивает общественных интересов.
       Кроме  того,  пункты  1.2 и 1.5 названого  решения  Хабаровской
   городской Думы не противоречат действующему законодательству.
       На  основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ,
   суд
   
                                решил:
   
       В  удовлетворении  заявления прокурора Центрального  района  г.
   Хабаровска  о  признании  противоречащим  закону  п.  1.2,  п.  1.5
   решения Хабаровской городской Думы N 305 от 21.01.2003 отказать.
       Решение  может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд  через
   районный в течение 10 дней.
   
                                                                 Судья
                                                          Н.Г.Русанова
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz