ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. ХАБАРОВСКА
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 22 марта 2004 года
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Русановой Н.Г.,
при секретаре Магеррамовой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению прокурора Центрального района г. Хабаровска о признании
противоречащим закону и не действующими с момента издания п. 1.2 и
п. 1.3 решения Хабаровской городской Думы N 305 от 21.01.2003 "О
внесении изменений и дополнений в решение Хабаровской городской
Думы от 28.03.2000 N 415 "Об утверждении Положения о порядке
регулирования арендных отношений, предметом которых являются
муниципальные земельные участки, расположенные на территории г.
Хабаровска",
установил:
Прокурор Центрального района г. Хабаровска обратился в суд с
заявлением о признании противоречащими закону и не действующими с
момента издания п. 1.2 и п. 1.3 решения Хабаровской городской Думы
N 305 от 21.01.2003 "О внесении изменений и дополнений в решение
Хабаровской городской Думы от 28.03.2000 N 415 "Об утверждении
Положения о порядке регулирования арендных отношений, предметом
которых являются муниципальные земельные участки, расположенные на
территории г. Хабаровска", опубликованного 07.02.2003 в газете
"Хабаровские вести" N 20. Обоснованием требований прокурора
послужило то, что согласно п. 1.2 внесены изменения в пункт 2
раздела 2 решения Думы N 415, согласно которым департамент
архитектуры, строительства и землепользования наделен правами
подготовки проектов распорядительных актов мэра о предоставлении
земельных участков в аренду на период проектирования и продления
договора аренды земельного участка. Пункт 1.5 оспариваемого
решения Думы дополнил п. 1.1 Приложения к решению Думы N 415
введением базового коэффициента К при начислении арендной платы,
размер которого зависит от срока договора аренды. Данные
изменения, по мнению прокурора, противоречат действующему
законодательству, и подлежат отмене. В соответствии со ст. 606 ГК
РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить
арендатору имущество за плату во временное владение и пользование
или во временное владение. Согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ
орган местного самоуправления вправе предоставлять земельные
участки гражданам и юридическим лицам в аренду, т.е. во временное
пользование. В соответствии со ст. 30 и ст. 34 Земельного кодекса
РФ в аренду земельные участки предоставляются для строительства
объекта недвижимости и для целей, не связанных со строительством.
Как следует из ст. 30 и ст. 32 Земельного кодекса РФ
проектирование объекта недвижимости - это стадия проведения работ
заказчиком, после которого органы местного самоуправления, на
основании согласованного и утвержденного проекта, предоставляют
земельный участок в аренду для проведения на этом земельном
участке строительных работ. Земельным кодексом РФ не предусмотрена
передача земли в аренду, т.к. земля в этот период гражданами и
юридическими лицами не используется.
Введение базового коэффициента К противоречит ст. 21 Закона РФ
от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" по состоянию на
30.12.2001, которая предоставляет органам местного самоуправления
право устанавливать базовые размеры только по видам использования
земель и категориям арендаторов. Введением коэффициента К
устанавливаются базовые размеры по срокам аренды, действующим
законодательством не предусмотрено.
На решение Думы прокуратурой принесен протест, который Думой
отклонен.
Прокурор обращается в суд с заявлением, в связи с тем, что
данным решением (обжалуемыми пунктами) нарушаются общественные
интересы, в частности, нарушается порядок сдачи земли в аренду и
незаконно взимается плата за землю.
В судебном заседании требования, изложенные в заявлении,
прокурор поддержал, подтвердив обстоятельства, изложенные выше.
Представитель Хабаровской городской Думы с требованиями
прокурора не согласилась, пояснив суду, что Земельный кодекс РФ
предоставляет собственнику земельного участка свободно
предоставлять их в аренду в соответствии с нормами гражданского и
земельного законодательства. В то же время законом могут быть
установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других
обособленных природных объектов. При этом запрета на
предоставление земельного участка в аренду в период проведения
проектных работ законодательством не установлено. Согласно ст. 1
Градостроительного кодекса РФ проектирование относится к
градостроительной деятельности. Обязательным условием
осуществления градостроительной деятельности является
использование земельных участков гражданами и юридическими лицами,
являющимися соответственно собственниками, владельцами,
пользователями и арендаторами земельных участков с соблюдением
ряда требований (ст. 16 Градостроительного кодекса РФ). Согласно
ст. 13, 30, 31, 42 Земельного кодекса РФ, постановлению главы
администрации Хабаровского края от 15.06.2000 N 221 "О содержании
и охране зеленых насаждений в Хабаровском крае" в период
проектирования земельный участок непосредственно используется для
целого комплекса работ в том числе: для оценки состояния земель,
проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам;
почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования.
(На основании результатов обследований в составе проекта
разрабатываются мероприятия по охране окружающей среды. Проект
подлежит обязательной экологической экспертизе); для оценки
состояния существующих зеленых насаждений для учета при разработке
проектной документации; для производства обмеров, составления
кроков, визуального и фотообследования существующих зданий и
сооружений, внешний вид которых влияет на принятие проектных
решений; для установления на местности границ земельного участка в
составе работ по формированию земельного участка. В случаях, если
формированию земельного участка препятствуют некапитальные объекты
- для выноса некапитальных объектов с земельного участка в
установленном законодательством порядке. Кроме того, согласно ст.
31 п. 1 Земельного кодекса РФ в заявлении о выборе земельного
участка и предварительном согласовании места размещения объекта
должно быть указано испрашиваемое право на земельный участок.
Земельный кодекс, вслед за Гражданским кодексом РФ (ст. 614)
подчеркивает, что размер арендной платы определяется договором
аренды и является существенным условием договора аренды земельного
участка. Статьей 65 Земельного кодекса РФ установлено, что порядок
определения размера арендной платы за земли, находящиеся в
муниципальной собственности, устанавливаются органами местного
самоуправления.
Выслушав заключение прокурора, пояснения представителя
Хабаровской городской Думы, получив консультацию специалиста и
изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения
заявления прокурора.
21.01.2003 Хабаровской городской Думой принято решение N 305 "О
внесении изменений и дополнений в решение Хабаровской городской
Думы от 28.03.2000 N 415 "Об утверждении Положения о порядке
регулирования арендных отношений, предметом которых являются
муниципальные земельные участки, расположенные на территории г.
Хабаровска". Данное решение опубликовано 07.02.2003 в газете
"Хабаровские вести" N 20.
Пунктом 1.2 названного решения п. 2 раздела 2 решения
Хабаровской городской Думы N 415 изложен в другой редакции,
согласно которой подготовка проектов распорядительных актов мэра
города, о предварительном согласовании мест размещения объектов и
предоставлении земельных участков в аренду на период
проектирования, о предоставлении земельных участков в аренду для
проведения изыскательских работ, о предоставлении земельных
участков для нового строительства, о предоставлении земельных
участков в аренду для установки (устройств, организации)
некапитальных объектов возложена на департамент архитектуры,
строительства и землепользования.
Согласно п. 1.5 решения N 305 в таблицу коэффициентов пункта
1.1 Приложения 1 введены новые параметры коэффициента К,
зависящего от сроков проведения изыскательских, проектных,
строительных работ. При этом за единицу принят коэффициент К, в
случае если указанные виды работ проводятся в нормативные сроки,
коэффициент К, равный 1,5, устанавливается в случае проведения
данных работ в сверх нормативные сроки, если нормативные сроки
превышены на период свыше 6 месяцев, коэффициент К увеличивается
до 2, при превышении нормативных сроков работ на период до 12
месяцев, коэффициент К равен 3.
В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ, ст. 42 ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ФЗ "О
землеустройстве", постановлением главы администрации Хабаровского
края от 15.06.2000 N 221 "О содержании и охране зеленых насаждений
в Хабаровском крае", СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке
разработки, согласования, утверждения и составе проектной
документации на строительство предприятий, зданий и сооружений" и
ряда иных законодательных и нормативных актов в период
проектирования земельный участок непосредственно используется для
следующих работ:
- для оценки состояния земель, проведения проверки соответствия
почвы экологическим нормативам; почвенные, геоботанические,
агрохимические и иные обследования. (На основании результатов
обследований в составе проекта разрабатываются мероприятия по
охране окружающей среды. Проект подлежит обязательной
экологической экспертизе);
- для выявления нарушенных земель, подверженных эрозии, селям,
подтоплению, загрязнению радиоактивными и химическими веществами,
заражению; для замеров вредных воздействий, для выявления
источников загрязнения; для инженерно-геологических,
гидрологических исследований;
- для санитарно-эпидемиологических обследований, исследований,
испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок;
для оценки состояния грунтов;
- для оценки состояния существующих зеленых насаждений для
учета при разработке проектной документации;
- для производства обмеров, составления кроков, визуального и
фотообследования существующих зданий и сооружений, внешний вид
которых влияет на принятие проектных решений; для установления на
местности границ земельного участка в составе работ по
формированию земельного участка и т.д.
Очевидно, что проведение указанных видов работ связано
непосредственно с использованием самого земельного участка.
Следовательно, на указанной стадии осуществляется фактическое
землепользование.
Согласно п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ в заявлении о выборе
земельного участка и предварительном согласовании места размещения
объекта должно быть указано испрашиваемое право на земельный
участок.
Из вышеизложенного следует, что органы местного самоуправления
вправе предоставлять в аренду земельный участок на стадии
проектных и изыскательских работ, поскольку землепользование в
любом виде предполагается возмездным, за некоторым исключением.
Закрепление земельного участка за физическими и юридическими
лицами на период проектных и изыскательских работ препятствует
собственнику земельного участка, в частности органу местного
самоуправления, использовать на возмездной основе земельный
участок для других целей по своему усмотрению.
Статьей 65 Земельного кодекса РФ установлено, что порядок
определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки
внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной
собственности, устанавливаются органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона "О плате за землю"
при аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной
собственности, соответствующим органом исполнительной власти
устанавливается базовый размер арендной платы по видам
использования земель и категориям арендаторов.
Как следует из п. 1.1 решения Хабаровской городской Думы N 415
от 28.03.2000 в редакции 21.01.2003, который прокурором не
оспаривается, размер годовой арендной платы (А) определяется по
формуле: А = Б x К x S, где Б - базовый размер для исчисления
годовой арендной платы за единицу арендуемой площади земельного
участка (1 квадратный метр), К - коэффициент, учитывающий вид
использования земельного участка, S - площадь земельного участка,
сдаваемого в аренду. Из вышеизложенного следует, что базовый
размер арендной платы, о котором идет речь в ст. 21 Федерального
закона "О плате за землю" - это величина Б в названной выше
формуле, коэффициент К никакого отношения к базовому размеру
арендной платы не имеет. Поэтому ссылки прокурора о том, что
оспариваемый п. 1.5 решения Хабаровской городской Думы N 305
противоречит ст. 21 Федерального закона "О плате за землю"
являются несостоятельными. Введение коэффициента К, по мнению
суда, не противоречит ст. 65 Земельного кодекса РФ. Кроме того,
увеличение коэффициента К и соответственно арендной платы, при
нарушении арендатором нормативных сроков изыскательских,
проектных, строительных работ обусловлено тем, что при нарушении
нормативных сроков при выполнении указанных выше работ возрастает
вредное воздействие на окружающую среду и здоровье людей, что
требует дополнительных затрат при производстве строительно-
монтажных и других работ. Таким образом, увеличение коэффициента К
при нарушении нормативных сроков призвано стимулировать арендатора
к окончанию проведения соответствующих видов работ в нормативные
сроки, одновременно, за счет увеличения коэффициента К
компенсируются расходы на устранение негативного воздействия на
окружающую среду и на здоровье человека.
Согласно ст. 255 ГПК РФ в порядке гражданского судопроизводства
могут быть оспорены не любые решения и действия органов
государственной власти, органов местного самоуправления, а только
те, в результате которых нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод,
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он
незаконно привлечен к ответственности. Из заявления прокурора
следует, что оно подано в защиту общественных интересов, которые
непосредственно затрагиваются оспариваемыми пунктами 1.2, 1.5
решения Хабаровской городской Думы N 305 от 21.01.2003, поскольку
нарушают порядок сдачи земли в аренду и предусматривают незаконное
взимание арендной платы.
Как установлено в судебном заседании, оспариваемый пункт 1.2
решения Хабаровской городской Думы N 305 в результате его
применения непосредственно не затрагивает общественных интересов.
Кроме того, пункты 1.2 и 1.5 названого решения Хабаровской
городской Думы не противоречат действующему законодательству.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ,
суд
решил:
В удовлетворении заявления прокурора Центрального района г.
Хабаровска о признании противоречащим закону п. 1.2, п. 1.5
решения Хабаровской городской Думы N 305 от 21.01.2003 отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через
районный в течение 10 дней.
Судья
Н.Г.Русанова
|