АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 октября 2005 г. по делу N А73-13888АП/2005-20
Арбитражный суд в составе:
судьи Кулешова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного
заседания Нарутто Я.В.,
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Дальневосточного
управления государственного автодорожного надзора к
индивидуальному предпринимателю Малышевской Светлане Юрьевне о
привлечении к административной ответственности по части 3 статьи
14.1 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях,
при участии:
от административного органа: Дранцева М.В., государственный
инспектор; Токарева Н.Ю., специалист 1 категории,
от лица, привлекаемого к административной ответственности:
Виноградова М.А.
Суд
установил:
Дальневосточное управление государственного автодорожного
надзора (далее - административный орган) обратилось в Арбитражный
суд Хабаровского края с заявлением N 03/3759 от 22.09.2005 о
привлечении индивидуального предпринимателя Малышевской Светланы
Юрьевны к административной ответственности по части 3 статьи 14.1
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представители административного органа
требование о привлечении предпринимателя к административной
ответственности поддержали и привели доводы, изложенные в
заявлении о привлечении к административной ответственности.
Представитель Малышевской С.Ю. с требованием административного
органа не согласилась и пояснила, что в действиях предпринимателя
отсутствует состав административного правонарушения.
Заслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав
материалы дела, суд считает, что предприниматель подлежит
привлечению к административной ответственности по следующим
основаниям.
Малышевская С.Ю. зарегистрирована в качестве индивидуального
предпринимателя Инспекцией МНС России по Индустриальному району г.
Хабаровска 15.06.2005 за основным государственным регистрационным
номером 305272316600030.
Перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным
для перевозки более 8 человек, предприниматель осуществляет на
основании лицензии АСС-27-034390 от 31.07.2005, выданной
Хабаровским краевым отделением Российской транспортной инспекции.
В ходе проверки, проведенной 06.09.2005 на основании
распоряжения N 07-393 от 05.09.2005 государственным инспектором
Якуниным В.Г., установлено, что индивидуальным предпринимателем
Малышевской С.Ю. при перевозке пассажиров автомобильным
транспортом допущен ряд нарушений условий лицензии. По результатам
проверки составлен акт инспекторской проверки N 275 от 06.09.2005.
21.09.2005 в отношении предпринимателя и без ее участия, при
надлежащем извещении, составлен протокол N 329 об административном
правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Из протокола
следует, что 06.09.2005 в 14 часов 50 минут на ул. Дзержинского,
47 водитель Амяга А.И. на принадлежащем предпринимателю автобусе
ПАЗ 3205 государственный номер Х165РМ27 осуществлял перевозку
пассажиров по маршруту N 333с без паспорта на маршрут, без графика
движения (расписания) движения, без схемы маршрута с указанием
опасных участков, утвержденных в установленном законодательством
порядке.
В силу части 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях протоколы об административных
правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 14.1
Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов
исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и
территориальных органов, а также иных государственных органов,
осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и
контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции
соответствующего органа.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995
N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (с изменениями и
дополнениями) юридические лица и индивидуальные предприниматели,
осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность,
связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны
организовать работу водителей в соответствии с требованиями,
обеспечивающими безопасность дорожного движения.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона мероприятия по
организации дорожного движения осуществляются в целях повышения
его безопасности и пропускной способности дорог федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления,
юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся
автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных
мероприятий осуществляется в соответствии с нормативными правовыми
актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной
документации, утвержденных в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 6 статьи 72 Закона РФ от 06.06.1991 N
1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (с
изменениями и дополнениями) к полномочиям городской администрации
в области транспорта относится руководство транспортными
предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной
собственности, осуществление контроля за работой иных транспортных
предприятий и организаций, обслуживающих население города,
утверждение маршрутов и графиков движения местного транспорта.
Пунктом 76 Устава автомобильного транспорта РСФСР,
утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969
N 12, предусмотрено, что движение автобусов и таксомоторов на
маршрутах организуется по расписанию, порядок утверждения которого
устанавливается Правилами перевозок пассажиров и багажа
автомобильным транспортом в РСФСР.
Согласно абзацу 1 пункта 55 Правил организации пассажирских
перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом
Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 N 200, а также параграфу 5
Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в
РСФСР, утвержденных Приказом Минавтотранса РСФСР от 24.12.1987 N
176 (в редакции 12.06.1990), расписания движения автобусов и
таксомоторов на городских, пригородных и внутрирайонных маршрутах
утверждаются по согласованию с соответствующими исполнительными
комитетами городских, районных Советов народных депутатов.
В статье 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" предусмотрено, что организация пассажирских перевозок
является предметом ведения органов местного самоуправления. В
соответствии со статьей 72 Закона РФ "О местном самоуправлении в
Российской Федерации" привлечение предприятий и организаций, не
являющихся муниципальной собственностью, к транспортному
обслуживанию перевозок населения производится только на договорной
основе.
В данном случае законодатель предоставил органам местного
самоуправления право по организации мер по безопасности дорожного
движения, в том числе посредством выбора перевозчиков, способных
осуществить наиболее качественное и безопасное оказание услуг по
перевозке граждан на регулярных маршрутах.
Составление, утверждение паспортов, схем маршрутов и графиков
движения местного транспорта возложено на администрацию города
Хабаровска на основании решения Хабаровской городской Думы от
16.07.2002 N 231 "Об утверждении Положения об организации
перевозки пассажиров автомобильным транспортом в городе
Хабаровске".
Согласно пункту 5.2.1 Положения об обеспечении безопасности
перевозок автобусами, утвержденного Приказом Министерства
транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, владельцы
автобусов обязаны составить и утвердить на каждый маршрут
регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с
указанием опасных участков.
Пунктом 5.2.2 Положения предусмотрена обязанность владельцев
автобусов разрабатывать графики (расписания) движения на основе
определения нормативных значений скоростей движения автобусов на
маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с
учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей,
регламентируемых действующими нормативными документами.
Из пункта 5.2.3 Положения следует, что владельцы автобусов
обязаны обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные
автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием
времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой
маршрута с указанием опасных участков.
Согласно пункту 5.7.2 Положения об обеспечении безопасности
движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих
перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министерства
транспорта РФ от 09.03.1995 N 27, предусмотрено, что на каждый
маршрут регулярных пассажирских перевозок должен быть составлен
паспорт и схема маршрута с указанием опасных мест. В указанные
документы должны своевременно вноситься данные об изменении
дорожных условий.
Пунктом 5.7.4 Положения предусмотрено, что каждый водитель,
выполняющий городские, пригородные, междугородные и туристские
рейсы с пассажирами, должен быть обеспечен графиком движения на
маршруте с указанием времени прохождения, остановок, населенных
пунктов и других ориентиров, схемой маршрутов с указанием опасных
участков.
Согласно пункту 5.1 Положения об обеспечении безопасности
перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса
РФ от 08.01.1997 N 2, организация перевозок на новых и действующих
маршрутах осуществляется в установленном законом порядке. Открытие
автобусного маршрута осуществляется после обследования маршрута
комиссией в соответствии с пунктом 4.15 - 4.19.
В соответствии с пунктом 4.15 Положения с целью оценки
соответствия технического состояния и уровня содержания
автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений,
железнодорожных переездов и т.д. требованиям безопасности движения
комиссией, утвержденной соответствующими органами исполнительной
власти, производится обследование автобусных маршрутов перед их
открытием и в процессе эксплуатации. Соответствие маршрутов
требованиям безопасности движения определяется по основаниям,
изложенным в пункте 4.16 Положения.
В соответствии с пунктом 4.17 результаты обследования
оформляются актом, в котором делается заключение комиссии о
возможности эксплуатации действующих и открытии новых автобусных
маршрутов. Решение вопросов об открытии маршрутов или продолжении
эксплуатации в соответствии с пунктом 4.18 входит в компетенцию
органа исполнительной власти.
Поскольку деятельность индивидуальных предпринимателей по
перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной
опасности, то при осуществлении такого вида деятельности они
обязаны неукоснительно соблюдать установленные законодательством
требования и условия.
Факт административного правонарушения административным органом
доказан, нашел свое подтверждение в ходе судебного
разбирательства.
Каких-либо нарушений со стороны административного органа при
проведении проверки судом не установлено.
Суд отклоняет как несостоятельные доводы предпринимателя об
отсутствии у него обязанности по утверждению в установленном
порядке графика движения и паспорта на маршрут N 333-с. Согласно
действующему законодательству каждый владелец автобуса обязан
представить график движения и паспорт на маршрут на утверждение в
органы местного самоуправления, в данном случае в администрацию г.
Хабаровска.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Положения о
лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным
транспортом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от
10.06.2002 N 402, одним из лицензионных требований и условий при
осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным
транспортом является выполнение требований, установленных
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О
лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные
требования и условия - совокупность установленных положениями о
лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий,
выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении
лицензируемого вида деятельности.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением
условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией),
является в соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях административным
правонарушением и влечет наложение административного штрафа на
должностных лиц от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты
труда.
Таким образом, административный орган правомерно расценил
действия предпринимателя как административное правонарушение и
обоснованно обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении
ее к административной ответственности.
Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную
ответственность предпринимателя, судом не установлено.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 205 - 206 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Индивидуального предпринимателя Малышевскую Светлану Юрьевну,
28 августа 1974 года рождения, уроженку г. Хабаровска,
проживающую: г. Хабаровск, ул. Суворова, 50, кв. 27,
зарегистрированную Инспекцией МНС России по Индустриальному району
г. Хабаровска 15.06.2005 за основным государственным
регистрационным номером 305272316600030, привлечь к
административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса
Российской федерации об административных правонарушениях и
подвергнуть штрафу в размере 30 (тридцати) минимальных размеров
оплаты труда, на сумму 3000 (три тысячи) рублей в доход
федерального бюджета Российской Федерации.
На решение может быть подана в десятидневный срок апелляционная
жалоба в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Хабаровского
края.
Судья
А.В.Кулешов
|