Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Хабаровского края

Архив (обновление)

 

РЕШЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 30.11.2005 N 3-246/05 О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ОТДЕЛЬНЫХ ПУНКТОВ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕЛЕВОМ ПРИЕМЕ И ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ В ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ В 2006 2011 ГОДАХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРЕДПРИЯТИЙ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ СЕЛЬСКИХ И ОТДАЛЕННЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ КРАЯ, И НАПРАВЛЕНИИ ИХ НА РАБОТУ, УТВЕРЖДЕННОГО...

(по состоянию на 21 августа 2006 года)

<<< Назад


                        ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                от 30 ноября 2005 г. по делу N 3-246/05
                                   
                      Именем Российской Федерации
                                   
       Хабаровский краевой суд в составе:
       председательствующего судьи Барабаш Н.Ю.,
       при секретаре Роговой В.А.,
       рассмотрев  в  открытом судебном заседании  дело  по  заявлению
   прокурора  Хабаровского края о признании противоречащими  закону  и
   недействующими  пунктов  4.2, 4.3, 4.4,  4.6  Положения  о  целевом
   приеме  и целевой подготовке в высших и средних специальных учебных
   заведениях  Хабаровского края в 2006 - 2011 годах специалистов  для
   учреждений,  организаций, предприятий, расположенных на  территории
   сельских   и   отдаленных   муниципальных   образований   края,   и
   направлении  их на работу, утвержденного постановлением Губернатора
   Хабаровского  края  от  06.09.2005 N 194 "О  целевой  подготовке  в
   высших  и средних специальных учебных заведениях Хабаровского  края
   в  2006  -  2011  годах специалистов для муниципальных  образований
   края",
   
                              установил:
   
       Постановлением  Губернатора  Хабаровского   края   N   194   от
   06.09.2005  "О  целевой подготовке в высших и  средних  специальных
   учебных   заведениях  Хабаровского  края  в  2006  -   2011   годах
   специалистов   для   муниципальных  образований  края"   утверждено
   Положение о целевом приеме и целевой подготовке в высших и  средних
   специальных  учебных заведениях Хабаровского края  в  2006  -  2011
   годах   специалистов  для  учреждений,  организаций,   предприятий,
   расположенных  на  территории сельских и  отдаленных  муниципальных
   образований края, и направлении их на работу (далее - Положение).
       Прокурор  Хабаровского края обратился  в  суд  с  заявлением  о
   признании  противоречащими  закону и  недействующими  пунктов  4.2,
   4.3,  4.4,  4.6 названного Положения, сославшись на то, что  данные
   нормы   регулируют  правоотношения,  не  отнесенные  Постановлением
   Правительства  РФ  от  19.09.1995  N  942  "О  целевой  контрактной
   подготовке   специалистов  с  высшим  и  средним   профессиональным
   образованием"  к  ведению органов государственной власти  субъектов
   Российской   Федерации,   а   кроме   того,   оспариваемые    нормы
   противоречат    Положению   о   целевой   контрактной    подготовке
   специалистов  с  высшим  и  средним профессиональным  образованием,
   утвержденному названным Постановлением Правительства РФ,  и  ст.  1
   ГК РФ.
       В   судебном  заседании  старший  прокурор  отдела  прокуратуры
   Хабаровского  края  Сенченко П.В. поддержал требования,  заявленные
   прокурором  края,  дополнительно указал на  то,  что  факт  издания
   постановления  N  194  от  06.09.2005  с  превышением   компетенции
   Губернатора  края  подтверждается, помимо  доводов,  приведенных  в
   заявлении,  тем,  что  учебные заведения, в  которые  предусмотрено
   проводить целевой прием и целевую подготовку специалистов по  очной
   форме обучения и перечень которых содержится в приложениях 1,  2  к
   постановлению,   находятся   в  федеральной,   а   не   в   краевой
   собственности.
       Представитель  Губернатора Хабаровского края,  по  доверенности
   Елкин  М.А.,  не соглашаясь с заявлением прокурора края,  просил  в
   его  удовлетворении  отказать, ссылаясь  на  то,  что  оспариваемые
   нормы     Порядка     соответствуют    Положению,     утвержденному
   Постановлением  Правительства  РФ  от  19.09.1995  N  942.   Данным
   Постановлением    не    установлен   особый    порядок    правового
   регулирования  в  зависимости от источника  финансирования  высшего
   (среднего) образовательного учреждения.
       Выслушав   объяснения  лиц,  участвующих  в  деле,   исследовав
   материалы  дела, заслушав судебные прения, суд находит  требования,
   заявленные   прокурором   Хабаровского   края,   обоснованными    и
   подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
       Постановление Губернатора Хабаровского края от 06.09.2005 N 194
   принято  в  целях  реализации  Постановления  Правительства  РФ  от
   19.09.1995  N 942 "О целевой контрактной подготовке специалистов  с
   высшим  и  средним специальным образованием", которым к полномочиям
   субъекта  Российской  Федерации по данному  предмету  регулирования
   отнесено определение заявок на подготовку специалистов и объемов  и
   порядка  организации целевой контрактной подготовки из  числа  лиц,
   обучающихся за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.
       Анализируя  содержание  постановления Губернатора  Хабаровского
   края   N  194  от  06.09.2005,  в  том  числе  преамбулы,  п.  4.2,
   приложений  1,  2  к  данному  постановлению,  содержащих  перечень
   учебных    заведений,   не   находящихся   в   краевом   подчинении
   (постановление  Губернатора Хабаровского края N 17 от  03.02.2005),
   суд   приходит  к  выводу,  что  нормами  Положения,  утвержденного
   постановлением Губернатора края N 194 от 06.09.2005,  урегулированы
   вопросы  организации  подготовки  специалистов  в  рамках  целевого
   приема  в  учебных  заведениях высшего и среднего профессионального
   образования,   учредителем  которых  являются  федеральные   органы
   государственной  власти,  на  выделенных  местах  целевого  приема,
   финансируемых   из   федерального   бюджета,   т.е.    регулируются
   правоотношения,  не отнесенные Постановлением Правительства  РФ  от
   19.09.1995   N   942  к  ведению  органов  государственной   власти
   субъектов Российской Федерации.
       Так, оспариваемыми нормами Положения установлено, что: заказчик
   не  позднее  чем  за  три  месяца  до  завершения  обучения  должен
   подтвердить трудоустройство выпускника (п. 4.2); учебное  заведение
   осуществляет  направление  выпускника  на  работу  и  контроль  его
   прибытия   (п.  4.3);  выпускник,  обучающийся  в  рамках   целевой
   подготовки,   должен   прибыть   в  распоряжение   работодателя   и
   проработать   по  специальности  не  менее  трех  лет   (п.   4.4);
   выпускник,  отказавшийся от направления на работу по неуважительным
   причинам, обязан возвратить учебному заведению сумму полученной  из
   федерального   бюджета  стипендии  за  весь  период   обучения,   а
   заказчику и работодателю - сумму полученных дополнительных выплат.
       Суд   находит,  что  данными  нормами  Положения  в   нарушение
   Постановления  Правительства РФ от 19.09.1995  N  942  осуществлено
   вмешательство  в  договорные  отношения  сторон  установлением   их
   обязательств   по   выполнению  контракта  на  целевую   подготовку
   специалиста    (в   том   числе   не   входящее    в    компетенцию
   образовательного    учреждения   по   выполнению   образовательного
   процесса  требование об осуществлении контроля прибытия  выпускника
   на работу).
       При  этом в соответствии с п. 4 Положения о целевой контрактной
   подготовке   специалистов  с  высшим  и  средним   профессиональным
   образованием,  утвержденного  Постановлением  Правительства  РФ  от
   19.09.1995  N  942,  обязательства сторон,  в  том  числе  взаимная
   ответственность, определяются контрактом.
       Возложение  указанных  в  п.  4.2,  4.3,  4.4,  4.6   Положения
   обязанностей   возможны   только  в   рамках   принятых   сторонами
   обязательств  по  заключенному договору (типовые  формы  контрактов
   определены Постановлением Минтруда РФ N 73, Госкомвуза РФ  N  7  от
   27.12.1995).
       Поскольку Постановлением Правительства РФ от 19.09.1995  N  942
   субъекту    Российской   Федерации   полномочий   в   регулировании
   договорных   отношений  по  целевой  подготовке   специалистов   не
   предоставлено,  суд  находит, что принятие оспариваемых  прокурором
   края   норм   Положения   не  соответствует  полномочиям   субъекта
   Российской  Федерации, установленным в области образования  ст.  29
   Закона  РФ  N  3266-1  от  10.07.1992  "Об  образовании",  а  также
   противоречит  основным  началам  гражданского  законодательства,  а
   именно,  что  субъекты  гражданских  правоотношений  приобретают  и
   осуществляют  свои  права  своей волей  и  в  своем  интересе,  они
   свободны  в  установлении  своих  прав  и  обязанностей  на  основе
   договора (ст. 1 ГК РФ).
       Кроме  того, требование оспариваемого п. 4.4 Положения о  сроке
   заключения  трудового  контракта  противоречит  п.  4  Положения  о
   целевой  контрактной подготовке специалистов  с  высшим  и  средним
   профессиональным    образованием,   утвержденного    Постановлением
   Правительства  РФ  от 19.09.1995 N 942, согласно  которому  целевая
   контрактная   подготовка   специалистов   реализуется   на   основе
   заключения  студентом контракта на срок до трех  лет  с  конкретным
   работодателем.
       Установление  п.  4.6  Положения объема ответственности  сторон
   контракта  также  противоречит упомянутым гарантиям,  установленным
   ст.  1  ГК  РФ,  а  также  п.  7 Положения  о  целевой  контрактной
   подготовке   специалистов  с  высшим  и  средним   профессиональным
   образованием,  утвержденного  Постановлением  Правительства  РФ  от
   19.09.1995 N 942, согласно которому студенты, заключившие  контракт
   с   образовательным  учреждением  и  отказавшиеся   от   заключения
   контракта  с работодателем либо расторгнувшие заключенный  контракт
   (не  выполнившие  его  условий),  возмещают  учебному  заведению  и
   работодателю   до   получения   диплома   затраты,   связанные    с
   установлением  им  государственной  стипендии,  других   социальных
   пособий  (доплат)  и  льгот на условиях и в  порядке,  определенных
   контрактом.  Таким  образом, формы, объемы  и  порядок  гражданско-
   правовой  ответственности выпускника будут определяться заключенным
   контрактом.
       При  таких обстоятельствах суд находит, что нормы пунктов  4.2,
   4.3,  4.4,  4.6 Положения о целевом приеме и целевой  подготовке  в
   высших  и средних специальных учебных заведениях Хабаровского  края
   в  2006  -  2011  годах  специалистов для учреждений,  организаций,
   предприятий,  расположенных  на территории  сельских  и  отдаленных
   муниципальных  образований  края,  и  направлении  их  на   работу,
   утвержденного  постановлением  Губернатора  Хабаровского  края   от
   06.09.2005 N 194, приняты с нарушением полномочий Губернатора  края
   и подлежат признанию недействующими.
       Доводы,  приведенные представителем Губернатора края в судебном
   заседании  в  обоснование законности оспариваемых  норм  Положения,
   суд по основаниям, изложенным в решении, находит несостоятельными.
       С  учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК
   РФ, суд
   
                                решил:
   
       Удовлетворить заявление прокурора Хабаровского края.
       Признать  недействующими  со  дня вступления  в  законную  силу
   настоящего  решения  суда пункты 4.2, 4.3,  4.4,  4.6  Положения  о
   целевом  приеме и целевой подготовке в высших и средних специальных
   учебных   заведениях  Хабаровского  края  в  2006  -   2011   годах
   специалистов     для    учреждений,    организаций,    предприятий,
   расположенных  на  территории сельских и  отдаленных  муниципальных
   образований   края,  и  направлении  их  на  работу,  утвержденного
   постановлением  Губернатора Хабаровского края от 06.09.2005  N  194
   "О  целевой  подготовке  в  высших и  средних  специальных  учебных
   заведениях  Хабаровского края в 2006 - 2011 годах специалистов  для
   муниципальных образований края".
       Сообщение   о   настоящем   решении   опубликовать   в   газете
   "Тихоокеанская звезда".
       Взыскать  с  Губернатора  Хабаровского  края  за  счет  средств
   Правительства  Хабаровского края государственную  пошлину  в  доход
   федерального бюджета в размере 2000 рублей.
       Решение  может  быть  обжаловано  в  Верховный  Суд  Российской
   Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.
   
                                                  Председательствующий
                                      Судья Хабаровского краевого суда
                                                           Н.Ю.Барабаш
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz